Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика нормативно-правового акта, виды

 

Нормативный правовой акт-доминирующий источник права во всех правовых системах мира, С ними мы ветречаемсся постоянно, они сопро­вождают нас повсюду: на работе, на отдыхе, на лечении. Это Конституция, законы, указы Президента нормативного характера и т.д. Нормативно-правовой акт имеет ряд неоспоримых преимуществ.5

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социаль­ные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом система­тизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание пра­вовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать про­извольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются, В случае нарушения положений нормативных актов нарушители пресле­дуются и наказываются на основании закона.

Доцент Кулапов В.Л. также выделяет признаки нормативных право­вых актов6:

1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства

2. они содержат в себе общеобязательное правило поведения

3. содержащиеся в них предписания являются выражением государ­ственной воли

4. принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке

5. имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление)

6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отно­шений, а не конкретных жизненных случаев (они не персонифицированы, а адресуютсчя ко всем либо к неопределенному числу субъектов - мое поясне­ние)

7. рассчитаны на постоянное либо длительное время „. В ст. 1 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых ак­тах" закреплено его понятие: нормативно-правовой акт - письменный офи­циальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устана­вливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приоста­навливающий их действие.

Все источника права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила по­ведения, установленные государством.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет развет­вленную структуру органов с определенными правотворческими полномо­чиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с по­мощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом по­ложении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречит. Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, эта совокуп­ность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих опреде­ленный правовой режим.

Итак, нормативный акт-это официальный документ, созданный ком­петентными органами государства и содержащий общеобязательные юри­дические нормы (правила поведения). В свою очередь нормативно-правовые акты также подразделяются на виды:

- по юридической силе

- по сфере действия (рассмотрим отдельным третьем вопросом)

- по закону РК "О нормативных правовых актах" (ст.З) Нормативные акты в системе права находятся меду собой в опреде­ленной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, какой орган его издал и какое место этот орган занимает в системе механизма госу­дарства. Чем выше место государственного органа в системе государствен­ного аппарата, тем выше степень юридической силы его нормативных ак­тов. Юридическую силу нормативного акта можно понимать как его пра­вовые возможности в сравнении с такими же возможностями иных норма­тивных актов. По юридической силе нормативные акты прежде всего под­разделяют на законы и подзаконные акты. Понятие закона закреплено в п.7 ст. 1 Закона РК "О нормативных правовых актах" - это нормативный правовой акт, который регулирует общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции РК, принимаемый Парламентом РК, а в случаях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 53 Конституции РК - Президентом РК. В теории права дается следующее определение: закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и регулирующие наиболее важные сферы государственной и общественной жизни. Высшая юридическая сила закона означает, что ак­ты всех государственных органов должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение его предписаний т.е быть подзаконными. За­коны многообразны, поэтому нуждаются в классификации. По значимости в системе действующего законодательства различают законы конституци­онные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы обще­ственного и государственного строя, служат базой для текущего законода­тельства. К ним относятся Конституция, законы, вносящие изменения и до­полнения в Конституцию, а также законы, конкретизирующие ее содержа­ние. Конституция является основным законом государства. Ее сущность за­ключается в том, что она отражает расстановку политических сил в об­ществе. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактические конституции отражают реальные отношения в обществе, юридические представляют правовое оформление этих отношений. У нас есть пример конституционного закона, внесшего изменения и дополнения в Конститу­цию Республики Казахстан от 7 октября 1998 года. Полное название дей­ствующего основного закона - Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 г. Пере­чень конституционных законов в республике Казахстан можно назвать ис­черпывающим. Это конституционные законы о высших государственных органах - о Президенте РК, о Парламенте РК и статусе его депутатов, о Правительстве, о Верховном Суде, о Конституционном Совете. Текущие, обыкновенные законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни стра­ны. Среди них различают органические (кодифицированные) законы и чрезвычайные (исключительные) законы. Органические кодифицированные законы представляют собой цельные акты, комплексно регулирующие определенную сферу общественной жизни. Например, Гражданский кодекс РК 1995 г.(общая часть), Уголовный кодекс РК 1997 г., Закон о труде от 10 декабря 1999 г. Чрезвычайные законы принимаются при чрезвычайных об­стоятельствах, вызванных экономическими, социальными причинами. Они носят временный характер. Пример -

_ Все остальные нормативно-правовые акты, основанные на законах и не противоречащие им, называются подзаконными. Подзаконные акты противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. К подзакон­ным актам относятся: указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств, ведомств, департаментов, постановления и реше­ния местных представительных и исполнительных органов.

Согласно ст. 3 закона РК "О нормативных правовых актах" норма­тивные правовые акты подразделяются на основные и производные. К основному виду относятся:

1. конституция, конституционные законы, кодексы, законы

2. указы Президента РК. имеющие силу конституционного закона; указы Президента РК. Имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента РК;

3. нормативные постановления Парламента РК и его палат

4. нормативные постановления Правительства РК

5. нормативные постановления Конституционного Совета, Верховно­го Суда РК и Центральной избирательной комиссии РК;

6. нормативные приказы министров РК и иных руководителей цент­ральных государственных органов

7. нормативные постановления государственных комитетов, норма­тивные постановления иных центральных государственных органов;

8. нормативные правовые решения маслихатов и акимов

К производному виду нормативных правовых актов относятся:

1. регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого -либо государственного органа и его струк­турных подразделений

2. положение - нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого -либо государственного органа или его структурного подразделения

,-;_ 3. правила -= нормативный правовой акт, определяющий порядок ор­ганизации и осуществления какого-либо вида деятельности

4. инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий измене­ние законодательства в какой-либо сфере общественных отношений

Нормативно-правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта про­изводного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида. Иерархия нормативных правовых актов за­креплена в ст. 4 указанного закона.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проведите различие между формированием права и правотворчества | Проблемные вопросы к теме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.