Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система Государственной регистрации




В юриспруденции понятие «отрасли права» и «отрасль законодательства» нетождественны.

В философском плане они соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объектированная форма.

Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства – детище законодателя, хотя также имеет социальную обусловленность. Систему права и законодательство не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в нормативно-правовых актах (законодательстве); система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах.

Под системой законодательства понимается совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое. Содержит нормы, которые регулируют качественно однородный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права.

2. Внутриотраслевое. Выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений.

3. Комплексное. Включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни.

 

Народ Казахстана конституционно закрепил свою решимость создать де­мократическое общество и правовое, суверенное государство. С реализацией этой цели начинается реформирование правовой системы, в которую составной частью входит система национального права. В Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан 1994 г. были обозначены задачи создания новых правовых институтов, цивилизованного законодательного процесса и ревизии законодательства. Осуществление реформы правовой сис­темы в республике сопровождается влиянием объективных и субъективных причин. Они в определяющей степени находятся в сфере базисных отношений, которые, безусловно, должны учитываться правотворческими органами.

Право имеет внешнюю форму и внутреннее строение. Мы знаем, что форма (источник) права представляет собой внешний способ выражения и за­крепления юридических норм. Существующий социальный строй общества и государства определяет, в конечном счете, внутреннее строение права, т.е. систему права того или иного государства. Термин «система» в переводе с гре­ческого означает «целое», «составленное из частей». Значит, выяснить вопрос о том, что такое система права предполагает дать ответ на два вопроса:

Д ля системы права характерны следующие черты:

- её первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли;

- её элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаи­моувязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факто­рами;

- имеет объективный характер, что зависит от существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъек­тивному усмотрению людей. Если это система- значит она состоит из множества элементов, взаимосвязанных между собой. Структурными элементами системы права являются: норм а прав а, пра­вовой институт, отрасль права, подотрасль права.

Норма права представляет собой первичный элемент системы права, это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установлен­ное или санкционированное государством и направленное на регулирование общественных отношений. Правовая норма предоставляет участникам регули­руемого отношения субъективные права и возлагает на них юридические обя­занности. Из различных сочетаний правовых норм складываются другие эле­менты системы права: институты права, подотрасли и отрасли права.

Авторы учебников по теории государства и права дают следующие опре­деления институту права. Институт права- это обособленная группа юридиче­ских норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Пра­вовой институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Иными словами правовым инсти­тутом называют группу правовых норм, регулирующих в пределах отрас­ли права вид, сторону общественных отношений, В качестве примера мож­но назвать институт президентства, институт правового положения человека и гражданина, институт избирательного права в конституционном праве РК, ин­ститут права собственности, институт купли-продажи, институт исковой дав­ности - в гражданском праве. Или в сфере трудовых отношений выделяются отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производ­ственной дисциплины к ответственности институт заработной платы в трудо­вом праве. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины

.Для правового института характерны следующие особенности:

- он регулирует не однородную область общественных отно­шений, а лишь одну их сторону, группу однородных общественных отношений (например, не все имущественные отношения - как от­расль гражданского права, а лишь их сторону - договор купли-продажи);

- правовой институт отличается юридическим единством (комплексностью) норм (например, правовые нормы, которые регули­руют только статус президента);

- законодательная обособленность - когда институт права мо­жет быть представлен главой, разделом (например, главы в Консти­туции РК представляют отдельные правовые институты).

Таким образом, мы пришли к выводу, что правовой институт - это срав­нительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. Следует согласиться с мнением россий­ского правоведа Сырых В.М4., что в то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерные для разных отрас­лей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за соверше­ние дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудо­вые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в, судебном порядке по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права.

Основным элементом системы права являются отрасли права, которые состоят из наиболее близких друг другу правовых институтов и правовых норм. Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. От­расль права- это обособившаяся внутри данной системы совокупность одно­родных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общест­венных отношений. Таким образом, отрасль права- это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих качественно однородную область общественных отноше­ний. Например, конституционное право, гражданское право, административ­ное право, уголовное право... Более подробно мы рассмотрим их во втором вопросе.

Внутри отрасли права можно выделить подотрасль права. Этот элемент системы права занимает промежуточное место между правовым институтом и отраслью права. Его выделяют в юридической литературе не всегда. Так в Академическом курсе подотрасли права выделяют лишь «в рамках наиболее крупных правовых отраслей». Подотрасли объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли.7 На­пример, лесное, горное, водное право - это подотрасли земельного права, ав­торское право - в гражданском праве, пенсионное - в трудовом. С развитием общественных отношений подотрасли права имеют перспективу приобретать самостоятельное значение и отпочковаться от отрасли права в самостоятель­ную. Так стало самостоятельным уголовно-исполнительное право, отпочко­вавшись от уголовного. Сегодня отдельно изучаются экологическое право, банковское право. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консоли­дированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Таким образом, право, отражая, опосредствуя общественные отношения, представляет собой целостное образование, систему. Система права представ­ляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по инсти­тутам, подотраслям и отраслям права в соответствии с характером и специфи­кой регулируемых ими общественных отношений.

Предмет и методы правового регулирования. Общая характеристика отраслей права.

Что же лежит в основе деления системы права на отрасли? Что является критерием основания построения системы права?

Эти вопросы подвергались обсуждению в юридической литературе не­сколько раз. В ходе дискуссии о системе права в 1938-41 и 1955-58 годах в ка­честве критерия деления системы права на отрасли были названы предмет и ме­тоды правового регулирования. Предметом правового регулирования всегда являются регулируемые правом общественные отношения. Многообразие об­щественных отношений предопределяет различные виды, совокупность право­вых норм, регулирующих эти отношения. То есть общественные отношения в силу своего многообразия обособляются по тем или иным признакам в опреде­ленную область или группу отношений и регулируются соответственно также определенной совокупностью или группой правовых норм. Например, трудо­вые отношения - это одна область отношений, регулируемая совокупностью определенных норм, семейные отношения - другая, имущественные отношения - третья, и т.д. Итак, предмет правового регулирования отвечает на вопрос: что регулируется правом, это те общественные отношения, которые упорядочивает право. Предмет правового регулирования - это главное основание, по которому одна отрасль права отличается от другой. Вторым критерием деления права на отрасли называют метод правового регулирования. Он отвечает на вопрос как? Каким способом ормы права воздействуют на общественные от­ношения? Шаргородский М.Д. И Иоффе О.С. под методом правового регули­рования понимают «специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности правовых норм обеспечивает нужное ему пове­дение людей как участников правоотношения. Он может выражаться в виде предписания, запрета, дозволения и т.д.» Существует пять способов воздействия на общественные отношения: обязывание, запреты, доз-
воление, поощрение и рекомендации. В основном в юридической литератур
выделяют два основных метода правового регулирования: императивный
диспозитивный. Императивный метод предполагает отношения власти и под
чинения между субъектами права, не допускает отступления от правовых пред
писаний. Основанием возникновения правоотношений здесь служат государст
венно-властные предписания: приговор суда, постановление о возбуждена
уголовного дела, приказ начальника школы и т.д. Этот метод характерен адми
нистративному и уголовному праву. Диспозитивный метод правового регули
рования предполагает определенную самостоятельность участников правоот-
ношений, допуская, предоставляя им право регулировать взаимоотношения п<
своему усмотрению, нов допустимых законом пределах. Этот метод присуп
гражданскому, семейному праву. Для него характерны обороты «если иное н
предусмотрено законом». Поощрительный метод - это метод вознаграждена
за определенное поведение. Чаще всего он встречается в трудовом праве. Реко
мендательный метод - метод совета поступать так, как это желательно для об
щества и государства.

В юридической литературе нет единого мнения о существовании у каждой отрасли своего специфического метода. Перед учеными встал вопрос: н каком уровне структуры права можно выявить существование метода правового регулирования? По мнению В. Д. Сорокина юридический метод получав свое фактическое закрепление на самом низшем уровне системы права - уровню правовых норм. Так, правовые институты одной отрасли права могут регулировать группы отношений весьма заметно отличающиеся друг от друга и воздействовать на них различными методами. Например, два института административного права - институт государственной службы и институт административной ответственности. Следовательно, метод правового регулирования можно назвать свойством, присущим всей системе права, а не признаком, характерным отрасли права. С этим мнением трудно не согласиться.

Так как отрасль права - главное подразделение системы права, то она должна иметь свойство самостоятельного элемента системы. Поэтому по­мимо предметного критерия и черт юридического своеобразия для характери­стики отрасли права как самостоятельного элемента структуры права профес­сором С. С. Алексеевым было предложено выделить структурные признаки отрасли:

1. это юридическая цельность группы норм то есть такая сте­пень внутренней организации внутренней общности, при которой данная группа норм выступает перед лицом всех других отраслей пра­ва как «нерасчленяемое» целое

2. второй структурный признак - способность взаимодействия данной группы норм с другими отраслями как элементами единой сис­темы.

Указанные структурные признаки позволяют раскрыть юридическое своеобразие отраслей права и в первую очередь к решающей черте специфики отрасли - методу правового регулирования.

Характеристика отраслей права

Отрасли права занимают в системе неодинаковое положение Характерно при этом что признаки отраслей (и структурные, и предметные, и специально-правовые) по разному проявляются в отраслях различного вида.

Все отрасли могут быть подразделены на основные и комплексные. Кроме того, из основных отраслей в виде особой группы должны быть выделе­ны профилирующие («традиционные») отрасли. Профилирующие - это ос­новные отрасли, составляющие костяк, основу правовой системы. Их общей основой является конституционное право - «корень» всех иных отраслей. Конституционное право - это отрасль права, закрепляющая основы общест­венного и государственного устройства страны, основы правового положения человека и гражданина, правовой статус органов государства. Главным норма­тивным актом этой отрасли является Конституция. «Методом отрасли консти­туционное право выступает учредительно-закрепительный в сочетании с об­щим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за на­рушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.» ^Ес­ли исходить из классификации методов правового регулирования, данной вы­ше, то в отрасли конституционное право встречаются и императивный и дис-позитивный. Затем материальные отрасли - административное, гражданское, уголовное право и другие. Материальные нормы регулируют непосредственно общественные отношения: устанавливают права и обязанности граждан, закре­пляют формы собственности, различные договоры купли-продажи, займа, за­крепляют структуру государственных органов. Административное право ре­гулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуще­ствления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Для осуществления своих оперативных функций все её субъекты (правитель­ство, министерства, агентства, департаменты, должностные лица) наделяются необходимыми полномочиями. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование Здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Нормативный акт - Кодекс об административных правона­рушениях Республики Казахстан. Основной метод - императивный.

Гражданское право - наиболее крупная отрасль системы права, регули­рующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимуще­ственные отношения (имя, честь, достоинство, авторство). Нормы гражданско­го права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведения искусства, литературы и т.д. Однако гражданским правом регулируются не все имущественные отношения, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик, долж­ник - кредитор, заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу вла­сти и подчинения. В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное... Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РК (Общая и Особенная части). Неко­торые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Устав железных дорог). С переходом Республики Казахстан крыночным от­ношениям роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования - диапозитивный.

Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые уста­навливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определя­ют понятие преступления и его виды, устанавливают виды и размеры наказа­ния, основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс Республики Казахстан. Метод правового регулирования - императивный (императивно-запретительный).

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирую­щих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая общественные отноше­ния в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права опре­деляют условия приема на работу, устанавливают рабочее время, время отдыха. Нормативно-правовой акт - Закон РК «О труде» от 10 декабря 1999 г. Метод регулирования - поощрительный, императивный.

Процессуальные отрасли-отрасли устанавливающие порядок разрешения юридического дела, это отрасли, определяющие процедуру реализации ма-­ териального права. Они не содержат норм права, которые бы указывали на существо решения дела, они лишь предусматривают в каком порядке должно происходить их разрешение. (См. Бабаев В.К. Указ, работа, с. 80.)

К процессуальным отраслям относятся гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникаю­щие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных спо­ров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовое по­ложение участников гражданского процесса, регламентируют ход судебного; разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения. Глав­ный нормативный акт - Гражданско-процессуальный кодекс. Методы - императивный и диспозитивный.

Уголовно-процессуальное право - отрасль, регулирующая порядок производства по уголовным делам, деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, права и обязанности участников про­цесса (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты). Нормативно-правовой акт - Уголовно-процессуальный кодекс

Методы регулирования - императивный и метод ра­венства сторон.

Отнесенные к материальный отраслям - финансовое, трудовое, земель­ное право, право социального обеспечения, семейное право - классифицируют специальными, правовые режимы которых приспособлены к особым сферам жизни общества.

Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Также следует иметь в виду, что в системе права любого государства обособленное место занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права, поскольку устанавливается не отдельным госу­дарством, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения между ними. Современное международное право подразделяется на междуна­родное публичное и частное право. Международное публичное право регули­рует взаимоотношения между государствами, а частное право - гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц, или отношения, связанные с имуществом, находящимся за границей. Нормативно-правовую основу международного права составляют международ­ные договора, обычаи или уставы международных организаций.

Вывод: Критериями деления права на отрасли являются предмет и мето­ды правового регулирования. Предметом правового регулирования всегда яв­ляются регулируемые правом общественные отношения.. Под методом право­вого регулирования понимают «специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности правовых норм обеспечивает нуж­ное ему поведение людей как участников правоотношения. В основном в юри­дической литературе выделяют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Одна отрасль права отличается от другой своим предметом правового регулирования. Методы правового регулирования в сочетании с предметом способствуют более строгой и точной градации права на отрасли и институты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.