Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы правового регулирования




Понятие механизма правового регулирования позволяет определить из каких юридических средств правового воздействия оно состоит, установить роль и значение каждого юридического средства в правовой жизни общества.

Механизм правого регулирования – это система специальных правовых средств, последовательно обуславливающих друг друга, целью, которой является организованное обеспечение интересов субъектов права. Стремление механизма правового регулирования направлено к действенности правовой формы, в создании наиболее благоприятных условий для развития содержания позитивных общественных отношений.

В юридической литературе к элементам, как составным частям механизма правового регулирования относят: нормы права, правовые отношения, акты реализации права, правоприменительные акты. Каждый их этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.[2]

Потребность в различных правовых средствах, образующих механизм правового регулирования, определяется характером целей субъектов права и наличием различных препятствий, возникающих в процессе их достижения. Неординарность проблем удовлетворения интересов порождает разнообразие их правового обеспечения. Соответственно этим реалиям объективно складываются элементы, которые в своей совокупности образуют содержание механизма правового регулирования.

Основным элементом с которым связано возникновение и функционирование других содержательных элементов механизма правового регулирования являются нормы права.

Нормы права – это правила поведения, установленные или санкционированные государством. Таковыми являются законы, подзаконные акты, судебные прецеденты, обычаи, санкционированные государством. Нормативность первых трех видов норм права основана на силе государства, а обычаи – на авторитете общественных традиций, но все вместе как особые правила поведения, обладающие потенциальной принудительной силой государства, несут в себе особый, определенный порядок в обществе.

Норма права, по выражению Р.З. Лившица[3], является наиболее «юридическим» элементом механизма правового регулирования. Нормы права, будучи правилом поведения, обязательным для всех граждан, нарушение которого влечет юридическую ответственность, составляют главный элемент механизма правого регулирования. Обязательность составляет тот специфический признак нормы права, который выделяет ее из других социальных регуляторов. Природа этой обязательности коренится в сущности права, как системы общественного порядка. Общественный же порядок создается их согласованных, взаимно скоординированных действий людей, который можно установить с помощью правовых норм.

Все нормы права предписывают образец поведения в правовых отношениях. В них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права являются основой всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы производны от норм права, носят как бы поднормативный характер.

Так нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет регламент по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Определенность норм права состоит в том, что в них излагаются в самых главных, существенных чертах правила поведения с отражением вида общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Они распространяются на участников отношений данного вида не зависимо от того, какого их субъективное отношение к ним, согласны они с ними или нет. Кроме того, нормы права – это установления направленные не только в настоящее, но и в будущее. Смысл и содержание состоит в том, чтоб упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в желательно для общества и государства направление.

Достижению этой цели служит и структура правовой нормы, где структурные элементы последовательно раскрывают содержание нормы права. Так, гипотеза как элемент нормы, указывает на те жизненные обстоятельства при которых норма права может вводится в действие. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности, то есть выступают условием обязательности.

Диспозиция – элемент юридической нормы содержащий модель правомерного поведения, с указанием прав и обязанностей участников общественных отношений.

Третий элемент правовой нормы – санкция. Она предназначены обеспечить нормальное функционирование нормы права и поэтому заключает в себе указание на неблагоприятные последствия за нарушение диспозиции и гипотезы.

Иными словами, можно сказать, нормы права формируют правила поведения, которое служит удовлетворению тех или иных интересов в сфере права требующих их справедливого урегулирования. Нормы права также прогнозируют препятствия данному процессу и устанавливают правовые средства их преодоления.

Таким образом, нормы права образуют нормативную основу механизма правового регулирования, на базе которых объективно возникает его следующий элемент – правоотношение.

Логика механизма правового регулирования такова, что посредством правоотношений требования норм права претворяются в жизнь через общеобязательные юридические права и обязанности. Эти элементы правоотношения служат средством удовлетворения разнообразных интересов субъектов права, достижение поставленных целей и в конечном счете приводят к справедливой упорядоченности общественных отношений.

Правоотношения носят сознательно-волевой характер, то есть субъекты правоотношений реализуют нормативные права и обязанности по средствам своих осознанных действий.

Именно в правовых отношениях выражается сама суть правового воздействия, состоящая в том, чтобы определить стороны имеющие интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворить и какая – обязана не препятствовать этому удовлетворению или осуществить необходимые активные действия в интересах управомоченного.

Так в сферу правового регулирования, с целью установления определенного общественного порядка, безопасного для жизни и здоровья людей, включаются не все, а жизненно важные общественные отношения. Прежде всего имущественные, которые складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Правового регулирования требует и сфера управления в обществе. Особенностью управленческих отношений является обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих органов, должностных лиц, граждан и их объединений. Собственно, этот механизм, охватывающий деятельность трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, осуществляет управление во всем обществе. Правовые норм, формируемые этими ветвями власти составляют одно из важнейших средств управления, в тоже время управление само по себе проявляется как неотъемлемая часть сферы правового регулирования.

Третью группу общественных отношений, непосредственно составляющих сферу правового регулирования, представляют отношения по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка.

Для сферы регулируемых нормами права общественных отношений характерным является то, что решения одних людей и органов становятся обязательными для других людей и органов. Для этой сферы важно наличие признания определенных решений и согласие их выполнять.

Правоотношение является главным средством, которое позволяет установить кто и как будет выполнять требование нормы права. Правоотношения выступают формой конкретизации общей модели поведения применительно к субъектам права, их субъективным правам и обязанностям.

Отсюда, можно сказать, правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества. Через правоотношения осуществляется реализация права, претворение предписаний норм права в акты поведения людей.

Следующими юридическими средствами воздействия на сферу правового регулирования уже сложившуюся на основе правовых норм, являются акты реализации права.

Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях, например в договорах, реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения. В рамках механизма правового регулирования предусмотрены четыре форма их воплощения в жизнь. Это соблюдение обязанности, использование обязанности, использование права и применение права.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, которые запрещены правовыми нормами. Он не реализует при этом свои собственные цели, отличные от целей контр – субъекта, и тем самым участвует в обеспечении общественных интересов в части их охраны и защиты.

При исполнении обязанностей субъект активными действиями должен удовлетворять как интересы контр –субъекта, так и общественные, не строя им никаких препятствий.

При использовании права субъект достигает благо, ценности, удовлетворяет личные интересы, не препятствуя удовлетворению интересов других лиц.

Применение права. Это четвертая форма реализации прав и обязанностей. Она вступает в действие тогда, когда не удается беспрепятственная форма реализации права и когда на помощь неудовлетворенного интереса должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

В данном случае препятствием будет считаться неудовлетворение личных интересов субъекта, а также охраняемые государством общественные интересы.

Например, при возникновении конфликтной ситуации управомоченный имеет право на защиту, с помощью которой он возбуждает правоприменительный процесс.

В рамках охранительных правоотношений, если субъект нарушит норму права, то на него возлагается юридическая обязанность, которая выражается в применении мер принудительного характера. Поэтому охранительное правоотношение состоит из властеотношения, в котором юрисдикционный орган действует с целью восстановления справедливости, для удовлетворения интересов управомоченного лица.

Акты применения права представляют собой индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Результативно правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов. В механизме правового регулирования они призваны обеспечить его четкую работу. Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности его содержания, полноты учета всех возможных последствий, а также от объективности принятия решений и его реализации. Таким образом, правоприменительные акты являются важным средством для достижения конкретных целей, которые стоят перед нормой права. Поэтому у правоприменителей не может быть иных целей, не предусмотренных правом. От него не требуется творческого подхода к реализации данной норме, а всего лишь качественное ее применение.

Например, судебное применение властных нормативных предписаний на основе фактических обстоятельств дела всегда связано с решением конкретного, единичного случая, где судебное решение не создает новых общеобязательных правил поведения, а лишь констатирует сложившиеся отношения и дает им оценку, исходя их норм позитивного права. Судебная власть посредством своих решений не только регулирует конфликты, но и раскрывает новые правовые области, расширяя либо сужая сферу юридического контроля за развитием общественных отношений.

Факультативным элементом механизма правового регулирования относят акты официального толкования и юридические факты. Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм, оказывают непосредственное воздействие на правоприменительную практику.

Юридические факты – это, предусмотренные нормами права, жизненные ситуации, факты реальной жизни, которые влекут за собой юридические последствия в процессе возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.