Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и процедуры системного анализа

 

Выделяет 11 этапов, следуя которым можно последовательно и системно анализировать конкретную проблему.

 

1. Формулировка основных целей и задач исследования.

2. Определение границ системы, отделение её от внешней среды.

3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).

4. Выявление сути целостности системы.

5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

6. Построение структуры системы.

7. Установление функций системы и её подсистем.

8. Согласование целей системы и её подсистем.

9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10. Анализ явлений эмерджентности.

11. Конструирование системной модели

Предложенный перечень этапов является приблизительным. Отдельные этапы можно опускать, другие добавлять, но общая направленность анализа остается.

При проведении системного анализа не рекомендуют слишком доверять аналогиям и интуиции, так как часто отклик системы на возмущение системы оказывается противоположным тому, что предсказывает наша интуиция.

Состояние обманутых ожиданий в этой ситуации хорошо отражает термин "контринтуитивный". Единственной специфической особенностью сложных систем является то, что наше знание о них ограниченно и неопределенность со временем возрастает. Отсюда следует, что дать удовлетворительный прогноз поведения сложной системы, используя только собственный опыт и интуицию, как правило, невозможно. Сложная система реагирует на внешние воздействия совсем иначе, чем ожидает наша интуиция, основанная на общении с достаточно простыми системами.

Для исследования сложных систем необходимо особое единство процедур синтеза и анализа. Существует разные подходы к их сочетанию. С. Камионский предложил следующую последовательность процедур, которую можно применить к исследованию социальных организаций:

1. Определить границы исследуемой системы. Эти границы условны и определяются в каждом конкретном случае условиями задач, стоящих перед исследователями.

2. Определить все надсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве подсистемы. Исходя из взаимосвязи всех сфер жизни современного общества, любой объект следует изучать в качестве составной части многих систем - экономических, политических, социальных, экологических, региональных, государственных, международных. Каждая из этих надсистем, в свою очередь, имеет множество подсистем, с которыми связана данная организация. Эти подсистемы входят и в другие системы, с которыми связана организация - поставщики, потребители, конкуренты, банки. Необходимо иметь в виду, что у всех систем есть свои специфические цели. Поэтому необходимо тщательно изучать среду, в которой функционирует организация.

3. Определить основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система, в том числе, сформулировать их цели и противоречия между ними.

4. Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы. При этом следует рассмотреть следующие два аспекта:

· идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы, т.е. те функции, которые следовало бы выполнить, чтобы реализовать цели системы;

· реальную роль системы в достижении целей организации.

5. Выявить состав системы, т.е. определить части, из которых она состоит.

6. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между её элементами. Здесь следует отметить многоструктурность любой системы. Любая организация имеет следующие структуры: организационную, информационную, экономическую, морально-психологическую, социальную.

7. Определить функции компонентов системы, их вклад в реализацию системы в целом.

8. Выявить причины, объединяющие отдельные части в систему, в целостность. Основным интегрирующим фактором, создающим системы, является человеческая деятельность. Важным интегрирующим фактором является цель.

9. Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой.

10. Рассмотреть исследуемую систему в динамике, развитии. Это означает, что следует сформулировать историю системы, источник её возникновения, периоды становления, тенденции и перспективы развития, переходы к новым качественным состояниям

В начале 70-х гг. Ю.И. Черняк предложил последовательность этапов и работ по системному анализу и его научный инструментарий, которые можно применить для анализа любой “жесткой” системы.

С учётом современного уровня развития системных знаний можно предложить "Алгоритм системного анализа организации" и набор рекомендуемых методов для его реализации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распределение прав и ответственности | Алгоритм системного анализа организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.