Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические принципы




Содержание и методы обучения детей с нарушениями зрения.

План: 1. Понятие специальной дидактики, принципы обучения детей с нарушениями зрения.

Лекция № 3

Тема: Вопросы специальной дидактики.

Литература:

1. Понятие специальной дидактики, принципы обучения детей с нарушениями зрения.

Специальная дидактика - теория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая за­дачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогиче­ского процесса. Составной частью специальной дидактики явля­ется тифлодидактика, которая определяет теоретические основы образования и обучения слепых и слабовидящих. Тифлодидакти­ка находится в тесной связи с другими отраслями наук, прежде всего с философией и социологией, логикой и психологией, фи­зиологией анализаторов и высшей нервной деятельности. Важнейшими методологическими принципами, служащими исходными пунктами изучения и обучения слепых и слабовидя­щих, являются принципы развития, единства общего, особенного и единичного. Принцип развития многообразно и спе­цифично реализуется в изучении детей с нарушением зрения, что позволяет выявить общие закономерности и специфические, осо­бенности их развития и организации обучения. Особенности развития слепых и слабовидящих детей могут выступать лишь на фоне общих закономерностей развития нормальновидящих. Наличие тех или иных отклонений в психиче­ском и физическом развитии подчеркивает прежде всего, что в каком-то звене единой, взаимосвязанной системы общих законо­мерностей развития ребенка произошли изменения.

Сравнительное изучение психического и физического разви­тия детей с нарушением зрения и нормальновидящих имеет исключительно важное значение, так как позволяет выявить общие закономерности и специфические особенности развития детей с патологией зрения, системой организации учебной, коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной ра­боты.

Нарушение развития бывает разного качественного уровня. Так, нарушение зрения может быть полным и частичным, при этом часто осложненным другими заболеваниями. В первом слу­чае педагог имеет дело со слепым ребенком, во втором — со слабовидящим, в третьем — со слепым или слабовидящим, имею­щим дополнительные заболевания. Учитывая все это, тифлопеда­гогика осуществляет дифференцированный подход к детям, что позволяет выявить отличительные особенности, черты, свойства познавательной, личностной, двигательной сферы, физического развития и информационно-коммуникативной деятельности сле­пых и слабовидящих.

Основываясь на положительных результатах образования и обучения, коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения, тифлодидактика утверждает оптимистический взгляд на обучение и воспитание слепых и слабовидящих. Установлено, что педагогический процесс оказывается наиболее продуктивным, если педагог опирается на здоровые силы и на сохранные воз­можности ребенка. Мобилизация здоровых сил, поиск резервных возможностей способствуют коррекции и компенсации отклоне­ний в его развитии. Тифлодидактика базируется на общедидак­тических принципах. Однако реализация их в условиях специальной школы имеет свои особенности.

Научность обучения — один из важнейших дидактических принципов, осуществление которого обеспечивает овладение уча­щимися научными знаниями, способствует формирова­нию мировоззрения учащихся.

Перед школами для слепых и слабовидящих детей стоит задача вооружить учащихся основами современных знаний, показав их в историческом развитии, ознакомив с основными методами нау­ки, сформировать навыки самостоятельного приобретения научных знаний.

Принцип научности положен в основу содержания обучения общеобразовательным предметам и труду начиная с начальных классов. Естественно, что он осуществляется со строгим учетом особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, которые проявляются во фрагмен­тарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения зна­ний. Однако, слепые и слабовидящие дети располагают больши­ми возможностями, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память.

В начальных классах они приобретают элементарные знания, однако научно-популярное изложение материала, применение до­ступных средств наглядности не должны приводить к искажению научных положений, понятий, терминологии.

В средних и старших классах углубляются знания, дополня­ются новыми, и на их основе происходит познание научных за­кономерностей. Важно, чтобы учащиеся научились методике про­стейших, самостоятельных исследований, постановке эксперимен­тов, работе с литературными источниками. В этой связи важно использовать высокоинформативные средства наглядности, со­временные тифлотехнические средства, средства оптической кор­рекции.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Систематичность и последовательность в обучении — один из важнейших дидактических принципов, согласно которому изло­жение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся.

Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке. При этом учитываются важнейшие дидак­тические правила — обучать, переходя от известного к неизвест­ному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от лег­кого к трудному.

Принципы систематичности и последовательности тесно свя­заны с таким важным свойством мышления, как системность. Основа системности мышления, как писал И. П. Павлов, заклю­чается в установлении связей, ассоциаций в представлениях и по­нятиях, которые усваиваются детьми и отражают реальные связи между предметами и явлениями. В этой связи от учителя требу­ется строгая систематичность и последовательность изложения знаний, повторения, закрепления проверки изученного материа­ла; от учащихся - выработка навыков систематической работы в процессе учения. Слепые и слабовидящие дети, поступающие в школу, имеют разный уровень развития. Многие из них имеют значительно меньший запас представлений и понятий о предметах и явлениях окружающего мира, о чем их сверстники, поступающие в школу обычного типа, что предполагает уточнение представлений и расширение объема понятий. В первоначальном периоде обучения осуществляется подготовка учащихся к усвое­нию системы знаний, умений и навыков.

В школах для слепых и слабовидящих, так же как и в массо­вой школе, принцип систематичности и последовательности рас­пространяется на учебный план и программы. В учебных планах изменены сроки обучения, введены специальные занятия по ориентировке в пространстве, развитию осязательного и зритель­ного восприятия, социально-бытовой ориентировке, коррекции речи, что способствует формированию сложных умений и навы­ков. В учебных программах введены пропедевтический курс, ком­плекс коррекционных упражнений, дана детальная систематиза­ция учебного материала. Например, дано поэтапное представление графического материала, облегчающее чтение рисунков, чер­тежей, схем. Правильная реализация принципа систематичности и последовательности обучения обеспечивает равномерное накоп­ление и углубление знаний, развитие познавательных возможно­стей детей с нарушением зрения.

Принцип связи теории с практикой в обучении. Связь теории с практикой в обучении - дидактический принцип, требующий, рационального сочетания теоретических знаний с практическими умениями и навыками, соединения общего образования с трудо­вой подготовкой и с общественно полезной деятельностью. Связь теории с практикой широко используется в обучении, хотя значе­ние и место практики при этом отличаются от ее значения и ме­ста в процессе научного познания. При обучении практика слу­жит главным образом для углубления понимания детьми теории, для закрепления, применения и проверки истинности усвоенных знаний. Характер связи теории с практикой в обучении обуслов­ливается содержанием учебных предметов и применяется во всех тех случаях, когда возникает необходимость показать учащимся роль теории в жизни. В зависимости от содержания знаний используются различные формы связи теории с практикой: экс­курсии, лабораторные и практические занятия, общественно по­лезный труд учащихся.

Особое значение приобретает принцип связи теории и прак­тики в обучении слепых и слабовидящих. При осуществлении связи теории с практикой в обучении необходимо учитывать воз­никшие у детей трудности в овладении знаниями и практически­ми умениями. Как показывает опыт работы школ, особенно слож­ным является формирование у слепых и слабовидящих детей умения применять знания на практике. Разрыв между теми зна­ниями, которые усваивают дети с нарушением зрения, и их прак­тической деятельностью оказывается весьма ощутимым и замет­ным. Отсутствие или неполноценность зрения вызывают трудно­сти у детей в овладении конкретными знаниями, требующими визуальных наблюдений (формы предметов, пространства, явлений и др.), в приобретении ими практических умений и навыков, связанных с ориентировкой в пространстве, самоконтролем и ре­гуляцией движений.

При решении вопроса о том, должна ли при обучении слепых и слабовидящих детей теория предшествовать практике, совме­щаться или следовать за нею, учитываются как особенности учебного материала, так и своеобразие развития детей. При этом следует подчеркнуть, что роль практики как источника знаний в жизни слепых и слабовидящих особенно велика.

Принцип сознательности в обучения. Сознательность в обуче­нии — дидактический принцип, требующий такого построения учебной работы, которое обеспечивает осознанное усвоение и применение учащимися знаний и умений, понимание ими необхо­димости учения и значимости изучаемого материала.

Этот принцип неразрывно связан с активностью, инициатив­ностью и самостоятельностью учащихся. Главными чертами со­знательного учения являются: понимание учащимися пользы образования; ясное восприятие учебного материала, использова­ние в учении личного опыта и наблюдений. Перед тем как осу­ществить какую-либо цель, ребенок мысленно должен предста­вить себе основные моменты предстоящих действий и возможный итог этих действий. Сознательное усвоение знаний начинается с правильного понимания фактического материала, а это предпо­лагает развитие мыслительной деятельности у детей, с помощью которой формируются научные понятия, познаются закономерно­сти, вытекающие из анализа фактов. Сознательное и активное отношение к учению в значительной мере обусловлено осуществ­лением других дидактических принципов, в особенности доступ­ности в обучении и связи теории с практикой.

Реализация принципа сознательности в обучении в специаль­ных школах сопряжена с известными трудностями, которые опре­деляются особенностями психического развития и состояния эмоционально-волевой сферы детей. Сознательному усвоению учебного материала значительно препятствует недостаточное взаимодействие наглядно-образных и словесно-логических ком­понентов мышления у слепых и слабовидящих. Оно обусловлено тем, что у детей нарушено зрительное восприятие внешнего ми­ра, наблюдаются бедные, нерасчлененные и мало дифференци­рованные представления. Часто проявляется расхождение между восприятием предмета и словом, отражающим его сущность.

Формализмов знаниях слепых и слабовидящих — один из серьезных недостатков в обучении (М. И. Земцова, Н. С. Костючек). Он порождается абстрактивностыо преподавания, отрывом его от жизни, недостаточным использованием наглядности, опти­ческих и технических средств. Формальный характер знаний учащихся, непонимание ими сущности изучаемого материала и неумение практически использовать его ведут к потере интереса к учению. Трудности в реализации принципа сознательности в обучении преодолеваются с помощью специальных методов обучения и воспитания. Исключительное значение в осуществлении этого принципа имеет соединение обучения с деятельностью учащихся, что создает возможность применять знания на практике, придает знаниям действенный и осмысленный характер.

Принцип наглядности — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосред­ственно воспринятых учащимися.

Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я. А. Коменский. Он впервые сформулировал «золотое правило», по которому при обучении надо предоставлять «видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осяза­ния». Наглядность в обучении способствует тому, что у учащих­ся благодаря восприятию предметов и явлений окружающего мира формируются представления, понятия, развиваются мышле­ние и речь.

Дидактика исходит из единства чувственного и ло­гического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным. Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где осуществля­ются обогащение сенсорного опыта, конкретизация представле­ний и развитие наглядно-образного мышления. В средних и старших классах наглядность сочетается с теоретическими знаниями, которые требуют высокого уровня логического мышления. Различают следующие виды наглядности: натуральную, или естест­венную (предметы, объекты, явления), изобразительную (рисун­ки, чертежи, схемы, графики, диаграммы и др.), объемную (гео­метрические фигуры и тела, муляжи), условную и символиче­скую (карты, глобус и др.), модели и специальные приборы (мо­дель космического корабля, прибор для измерения величины тока и напряжения и др.).

Правильное применение принципа наглядности имеет важное значение, для обучения слепых и слабовидящих детей. Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. В этой связи применяются не только обычные средства наглядности, но и спе­циальные. Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и. эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире. Слепые и слабовидящие испытывают, трудности при вос­приятии формы, размера натуральных предметов, рельефных и плоскопечатных изображений, макетов, моделей и приборов. Для слепых применяются наглядные пособия, которые ученики могут познавать главным образом с помощью осязания, К ним относят­ся природные объекты, чучела, муляжи, макеты, рельефные гло­бусы, карты, рисунки, чертежи и схемы. Наглядные пособия по­могают слепым составить представление о живых и неживых, объектах внешнего мира. Важную роль в обучении слепых имеют приборы и приспособления, преобразующие оптические сигналы в звуковые и тактильные (звукооптический щуп, фотоэлектриче­ский сигнализатор и др.). С их -помощью слепые могут опреде­лить уровень жидкости в сосуде, удостовериться в наличии хими­ческой реакции, провести измерение величины тока, напряжения, сопротивления в электрической цепи.

Слабовидящие воспринимают наглядные пособия зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, кон­трастности объекта с фоном и других качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения. Так, например, рисун­ки, географические и исторические карты для слабовидящих де­тей должны иметь ограниченное количество условных обозначений, линий, знаков. Хорошо, воспринимаются слабовидящими яркие, контрастные, цветонасыщенные изображения невысокой композиционной сложности.

Для частичновидящих используются средства наглядности, доступные для бисенсорного восприятия (использование осязания и остаточного зрения). Отметим, что остаточное зрение у детей характеризуется неравнозначностью нарушений различных функ­ций, лабильностью, тенденцией к наступлению быстрого утомле­ния, что. требует индивидуального подхода в подборе - средств наглядности. Применение специальных, правильно подобранных средств наглядности ведет к снижению зрительного утомления и поддержанию общей работоспособности. В тифлопедагогике раз­работаны методы подбора средств наглядности для слепых и слабовидящих детей с - учетом осязательных и зрительных возможностей (В. П. Ермаков).

Принцип доступности обучения — ди­дактический принцип, предлагающий такое построение процесса обучения, при котором учитываются уровень подготовки учащих­ся, их возрастные и индивидуальные особенности. В соответствии с этим принципом разрабатываются педагогически обоснованные программы, учебники, методы обучения. Отметим, что доступ­ность обеспечивается соблюдением дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от простого к сложному. Эти правила полностью рас­пространяются и на школы для слепых и слабовидящих. Понят­но, что доступность обучения определяется рядом факторов: воз­растными особенностями, уровнем развития познавательных воз­можностей, состоянием эмоционально-волевой сферы и здоровья детей. В школе слепых и слабовидящих следует учитывать кли­нические формы слепоты и слабовидения, этиологию и патогенез, особенности познавательной деятельности, компенсаторные возможности детей: задания, получаемые школьниками, не должны быть по трудности выше их возможностей.

Непосильные задания приводят к снижению результатов, за­держивают развитие детей, снижают самостоятельность, разви­вают неуверенность, вызывают безразличное отношение к уче­нию. Завышение объема и сложности занятий может привести к резкому снижению зрения и ухудшению общесоматического со­стояния детей. Вместе с тем занижение требований к ученику мо­жет оказать отрицательное влияние на формирование интереса к занятиям, породив самонадеянность. В этой связи Б. И. Коваленко и Н. Б. Коваленко пишут: «Следует не приспосабливаться к дефекту, а организованно преодолевать его в упорном систематическом труде».-

Принцип прочности знаний, умений и навыков. Прочность зна­ний, умений и навыков — дидактический принцип, обозначающий основательность усвоения учебного материала, устойчивое за­крепление его в памяти учащихся, свободное воспроизведение и применение на практике.

Советская педагогика считает, что прочное усвоение знаний, умений и навыков достигается всем ходом обучения. Занятия тем прочнее, чем сознательнее работа учащихся, чем богаче и разно­образнее сенсорный опыт, запас наглядных образов и ярких при­меров, чем больше связей установлено между фактами и явле­ниями.

Основа прочных знаний — их систематичность и последова­тельность. Знания, не объединенные в те или иные научно обосно­ванные системы, усваиваются учащимися с большим трудом и весьма непрочно.

В дидактике разработана система упражнений, в процессе ко­торых элементы механического заучивания подчиняются логиче­скому запоминанию. Считается, что подлежит заучиванию только осмысленный материал. Большое значение имеет организация активного повторения, при этом важно, чтобы учащиеся проявля­ли самостоятельность, умели использовать знания и факты, взя­тые из литературы, жизни людей и личного опыта.

Для школ слепых и слабовидящих особо важное значение имеют практические упражнения и применение усвоенных зна­ний, умений и навыков в предметно-практической деятельности. В частности, у детей с нарушением зрения это достигается путем развития сенсорной сферы, речи, мышления и памяти. Следует отметить, что у слепых и слабовидящих наблюдаются трудности в повторении, выполнении упражнений, работе с книгой для по­лучения всевозможных справок. В этой связи учитель оказывает помощь детям и создает условия для занятий.

Принцип индивидуального дифференцированного подхода в обучении. Индивидуальный дифференцированный подход в обу­чении — принцип советской педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воз­действие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным под­ходом к отдельным ученикам, с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие каждого школьника (Н. А. Со­рокин). В этой связи задача учителя состоит в организации дет­ского коллектива (класса, группы) в овладении знаниями, уме­ниями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна преж­де узнать его тоже во всех отношениях».

Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изу­чение каждого ребенка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение учащихся — основа правильно­го педагогического воздействия на каждого ребенка.

Классификация детей с нарушением зрения по остроте цент­рального зрения, состоянию интеллекта и способам восприятия учебного материала определяет исходные позиции комплектова­ния школ (классов). В настоящее время имеются школы для слепых детей, школы для слабовидящих детей и для умственно отсталых слепых и слабовидящих. Классный коллектив в школах слепых и слабовидящих состоит из 12 учеников, а в школах для умственно отсталых слепых и слабовидящих из 5—7 учеников. Уменьшенное по сравнению с массовой школой количество уча­щихся позволяет учителю глубже изучать детей и на этой основе осуществлять дифференцированный подход к ним.

В школах для слепых и слабовидящих детей предусмотрены малогрупповые и индивидуальные занятия по лечебной физкуль­туре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия у частично видящих и слабовидящих, осязательного восприятия у сле­пых. Внутриклассная дифференциация предполагает учет диаг­ноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основ­ных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на вы­соком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии де­тей с тяжелыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учета объема, сте­пени и сочетания нарушенных функций.

Как установлено исследованиями, у значительного числа сле­пых и слабовидящих детей нарушение зрения осложнено другими дефектами и формами заболевания (заболевания психоневроло­гического характера, внутренних органов, нарушение речи, дви­гательной сферы, снижение слуха и др.). Сочетание нарушения зрения с другими заболеваниями встречается в 29,2% к общему числу учащихся.

Общий индекс здоровья у слепых и слабовидящих детей со­ставляет 13,2%, у нормальновидящих — 34%. У слепых и слабовидящих индекс пропусков занятий по болезни составляет 15,3%, у нормальновидящих — 6,3 %.

В связи с этим особое внимание должно быть уделено глубо­ко дифференцированному подходу в обучении.

Принцип коррекционно-развивающей направленности обуче­ния. Развитие и обучение детей с нарушением зрения тифлопедагогика рассматривает в рамках концепции взаимодей­ствия детей с окружающей их средой. Взаимо­действие слепого и слабовидящего ребенка с окружающим его миром определяет направление и характер его развития. При этом, чем богаче и разнообразнее освоенный ребенком мир, тем более широкую базу для своего развития он имеет. Иначе гово­ря, для ребенка с нарушением зрения среда выступает важным условием и источником его развития. Это вытекает из методоло­гических позиции современной дефектологии, рассматривающей отклонения в развитии ребенка как нарушение связей с окру­жающей его средой. В соответствии с этим принципиальным мо­ментом в развитии и обучении слепых и слабовидящих детей является нормализация нарушенных связей и отношений с окру­жающим миром. Это предполагает знание трех групп вопросов: I) в чем проявляются познавательные возможности ребенка и особенности их развития; 2) что представляет собой объект внеш­него мира, который подлежит изучению; 3) связи, отношения, ти­пы взаимодействия ребенка с окружающим миром.

В первом аспекте проблемы важно знать сенсорные возмож­ности детей в восприятии окружающей действительности, осо­бенности их познавательной деятельности, пути и средства ее развития.

Говоря о втором аспекте проблемы, отметим, что точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка зависят от выбора вида пособий и средств наглядности, умения преобразо­вать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей слепых, частично видящих и слабовидящих.

Третий аспект проблемы — применение технических средств (ТСО), расширяющих биологические возможности зрения, заме­щающих нарушение функции и повышающих объем получения полезной и достоверной информ-ации о предметах и явлениях окружающей действительности. ТСО усиливают внешнее воздействие среды на ребенка. С их помощью достигается получение информации о предметах, процессах и явлениях. Они заполняют информационный вакуум, возникающий по причине нарушения зрения. В этом плане для слабовидящих разрабо­таны пластмассовые ортоскопические линзы для чтения, письма, рисования, предметно-практической деятельности; созданы свето- и цветорегулируемые экраны и светильники, замкнутые телеви­зионные установки. Для их использования и подбора имеются специальные методики. Создано большое число приборов и при­способлений для слепых детей (см. Тифлотехника).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.