Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый учебный вопрос: Уголовно – исполнительная политика




ВВЕДЕНИЕ

Данная лекция имеет своей целью дать курсантам основные понятия в области уголовно-исполнительного права, раскрыть содержание и состояние уголовно-исполнительной политики государства, в сфере исполнения наказания, объяснить какие проблемы мешают её реализации, а также ввести в курс изучения дисциплины уголовно-исполнительного права, разобрать его предмет, метод правового регулирования, а также принципы уголовно – исполнительного права.. Лекция носит практический характер, так как в ней разбираются основополагающие понятия, без знания которых невозможно дальнейшее эффективное изучение дисциплины.

 

Изучение курса уголовно-исполнительного права целесообразнее начать с рассмотрения понятия и содержания уголовно-исполнительной политики, поскольку она оказывает значительное влияние на право, формирует его идеологию, направленность, принципы и содержание, а также другие части надстройки: мораль, философию, религию и т. д. Вместе с тем политика – это концентрированное выражение экономики, ее следствие.

Результатом социалистической экономики была тоталитарная политика КПСС, которая предопределяла классовый (впоследствии общенародный) подход к праву, обосновывала допустимость выдачи правовых актов (по сути дела, произвольных, субъективных) за волю класса (народа). Право подчинялось воле правящей элиты КПСС, провозглашался полный приоритет интересов государства над интересами личности, а ее права игнорировались.

Нормы исправительно-трудового права, закрепляя данную политику, провозглашали принцип исправительного принуждения, ведущую роль в исправлении осужденных отводили труду, принуждали большую часть осужденных получать общее среднее образование, жестко регламентировали жизнь и быт осужденных и т. д. При этом не было специальных норм, которые защищали бы права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивали бы их безопасность, сохранение жизни и здоровья. Политика демократического государства намного полнее учитывает интересы большинства народа, личности каждого человека. Например, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), вступивший в силу с 1 июля 1997 г., содержит нормы, которые охраняют права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивают законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Таким образом, политика, выполняя служебную функцию по отношению к экономике, влияет на право и определяет направления, задачи и формы деятельности государственных органов. Политика улавливает движения экономики и поддерживает их государственно-правовыми актами и административно-управленческими решениями. При этом право является средством выражения и укрепления государственной политики, которая, реализуясь в нормах права, становится конкретной, четкой и, безусловно, обязательной для субъектов общественных отношений. Поэтому, прежде чем рассматривать понятие «уголовно-исполнительное право», следует дать определение политики вообще и раскрыть основное содержание уголовно-исполнительной политики в частности.

Словарь русского языка С.И. Ожегова толкует значение слова «политика» как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемую их интересами и целями1 Более узкое определение политики дал В.И. Ленин, акцентировав внимание на ее практическом назначении, суть которого – «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»2. Согласно этому назначению политика оказывает определяющее влияние на всю систему общественных отношений:

· вопросы власти, государственной и социальной структуры общества;

· основные направления идеологических, правовых и организационных усилий государства;

· деятельность государства в различных сферах общественной жизни, в том числе хозяйственной, экономической, внешней, социальной и т. д.

Поэтому можно говорить об уголовной и уголовно-исполнительной политике, которые относятся к сфере борьбы с преступностью и сфере исполнения наказаний.

Исполнение наказания – одна из составляющих борьбы с преступностью, значит, уголовно-исполнительная политика является частью уголовной политики. Уголовная политика формирует законодательство в сфере борьбы с преступностью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовная политика включает в себя и политику в области профилактики преступлений, также направленную на борьбу с преступностью. Критерий разграничения уголовной политики и иной политики, связанной с правонарушениями и другими негативными явлениями, – ее направляющая деятельность в борьбе с преступностью и закрепление, главным образом, в отраслях уголовно-правового комплекса. Борьба с такими явлениями, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, а также с административными правонарушениями входит в сферу социальной и правоохранительной политики.

Есть и иные точки зрения на объем предмета уголовной политики, однако мы не будем обращаться к полемике ученых, рассматриваемой курсом уголовного права. О позициях ученых можно узнать из книги Н.А. Стручкова «Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части» (М., 1984. С. 9–11).

Уголовная политика не может проводиться самостоятельно, без уголовно-исполнительной политики, ибо «без надлежащей организации исполнения окажутся в конечном итоге напрасными усилия по поиску и разоблачению виновных, по правильной квалификации содеянного, назначению наказания»3. Можно утверждать, что именно в области исполнения наказания достигаются охранительные цели уголовного закона и наказания, происходит исправление преступника, устраняется опасность его личности для общества.

Уголовная политика не может проводиться и без судебной (уголовно-процессуальной) политики, которая направляет законотворчество в области уголовного процесса, определяет формы деятельности органов розыска, дознания, следствия и суда в расследовании преступлений.

Уголовно-исполнительная политика как часть уголовной политики одновременно является и социальной политикой, формирующей «условия жизни людей, их привычки, взгляды, нравы и ценностные ориентации, в том числе те, которые способствуют преодолению преступности»4. И уголовная, и уголовно-исполнительная политика связаны с социальной политикой прежде всего целями. Цель социальной политики государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Уголовная политика, выражая интересы социальной политики государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех людей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социальная политика выражена в средствах материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных.

Между социальной и уголовной политикой находится правоохранительная политика, формирующая на основе Конституции РФ единую стратегию охраны общества, прав, свобод и законных интересов граждан от правонарушений. Она предопределяет форму участия и согласованность норм отраслей уголовно-правового комплекса и других отраслей права в формировании правопослушного поведения граждан. Реализуясь в нормах отраслевого законодательства, правоохранительная политика использует различные принудительные меры воздействия на граждан: карательные, профилактические, уголовно-правовые, административные, меры безопасности, взыскания и т. д. Задачи правоохранительной системы в сфере уголовно-исполнительного права решаются исполнением наказания и применением принудительных мер, не являющихся карой (предупредительных, оперативно-розыскных, взыскания, безопасности, материальной ответственности).

В литературе термин «уголовная политика» трактуется следующим образом. Уголовная политика в широком смысле – это политика в сфере борьбы с преступностью, которая находит закрепление в нормах уголовно-правового комплекса. Уголовная политика в узком смысле называется уголовно-правовой политикой и закрепляется только в нормах уголовного законодательства.

Уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступност ь:

· уголовную ответственность, ее дифференциацию и индивидуализацию;

· криминализацию и декриминализацию деяний;

· пенализацию и депенализацию ответственности;

· цели, систему и виды наказаний, их сущность;

· освобождение от отбывания наказания.

Хотя уголовно-исполнительная политика является частью уголовной политики, она самостоятельна, имеет свою направленность, закрепляется в нормах уголовно-исполнительного законодательства и влияет на формирование его целей (исправление осужденных, предупреждение преступлений), задач (регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств для исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание помощи в социальной адаптации), общих положений и принципов исполнения наказаний, участие органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных и пр.

Прежде чем перейти к раскрытию истоков формирования и содержания уголовно-исполнительной политики, следует выяснить, почему она так называется. Отрасль права, регулирующая исполнение уголовных наказаний, ранее называлась исправительно-трудовым правом, а соответствующая политика – исправительно-трудовой. И это было правильно, так как данное право регулировало исполнение наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием, ведущим элементом которого признавался труд. В настоящее время в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, предусматривающей принятие федерального уголовно-исполнительного законодательства, и в связи со вступлением в силу УИК РФ (с 1 июля 1997 г .) она называется уголовно-исполнительной политикой.

Каковы же истоки формирования и содержания уголовно-исполнительной политики? Как мы уже выяснили, на содержание политики прежде всего оказывают влияние

· экономические

· и социальные факторы.

Каковы экономика и состояние общества в целом, такова и политика.

Благополучная экономика создает динамично развивающуюся, фундаментальную политику, которая смотрит в будущее. Например, в 60–70-е годы при относительно стабильной экономике в СССР был весьма заметен прогресс в исправительно-трудовой политике: а) последовательно происходила замена лишения свободы наказаниями, не связанными с изоляцией от общества (были введены условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду, приняты положения об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных); б) осуществлялся постепенный переход к учреждениям открытого типа (появились различные виды колоний-поселений); в) в колониях расширялась и крепла собственная производственная база; г) динамично развивались разнообразные формы воспитательного воздействия на осужденных; д) культивировалось получение осужденными среднего общего образования; е) в среде осужденных изживались «воровские» традиции; ж) совершенствовались и расширялись формы участия общественности в исправлении осужденных и т. д.

И наоборот, в конце 80-х годов, во время экономического спада, наступления экономического кризиса и обнищания населения, стратегия политики изменяется, ибо она «находится в большей зависимости от экономического состояния общества, нежели от ее целей и принципов. Создаваемый разрыв между принципами и их реальным воплощением дискредитирует их»5.

На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной политики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

· социально-политическое состояние и структура общества,

· господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления,

· здоровье людей,

· их материальное благополучие,

· работа системы социальных служб,

· обеспечение людей пенсиями, пособиями и иными гарантиями социальной защиты,

· создание условий для деятельности общественных формирований

· состояние и динамика правонарушений в стране,

· меры по их предупреждению, профилактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.

Социальные факторы влияют на людей как непосредственно, так и при проведении в жизнь социальной политики. А цели социальной, уголовной и уголовно-исполнительной политики так же влияют друг на друга, как и их содержание. Благополучная социальная политика создает благоприятные условия для реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики, и наоборот. Например, приостановление развития форм участия общественности в делах государства приводит к утрате контроля общественных формирований над процессом исполнения наказаний (особенно в виде лишения свободы) и исправления осужденных. Проблемы в сфере трудовой занятости населения, обеспечения жильем усложняют трудовое и бытовое устройство освобожденных от отбывания наказания. Неблагополучие в системе здравоохранения в целом сказывается на здравоохранении в местах лишения свободы, приводит к повышению уровня заболеваемости осужденных.

Можно назвать много социальных явлений, так или иначе отражающихся на состоянии деятельности УИС России, однако главное то, что состояние общества непосредственно влияет на систему исполнения наказаний и по состоянию пенитенциарной системы можно судить о состоянии общества.

На формирование политики влияют не только социально-экономические факторы, но и люди и их организации. Поэтому важно знать, кто же принимает участие в выработке политической линии в обществе, в том числе в области исполнения наказаний.

Как известно, для демократического общества характерен институциональный и политический плюрализм. Статья 13 Конституции РФ признает политическое и идеологическое многообразие, многопартийност ь, следовательно, в выработке политической линии могут принимать участие партии, другие общественные формирования, а также каждый гражданин и различные социальные образования, такие как Общественный центр содействия реформе системы уголовного правосудия в России (правозащитная организация в области пенитенциарных проблем), Московско-Хельсинкская группа и др. Они могут влиять на законодателя, правительство и ведомственные инстанции при разработке и принятии ими норм права, затрагивающих права, свободы и законные интересы осужденных; формировать взгляды и мнения политиков, ученых и практиков, непосредственно занимающихся вопросами исполнения наказаний.

Однако официально уголовно-исполнительная политика создается посредством скорректированной, усредненной линии партий и других социальных и общественных формирований, участвующих в деятельности Федерального Собрания РФ. Принимая уголовно-исполнительное законодательство, другие законы, касающиеся вопросов исполнения наказаний, акты амнистии, рассматривая вопросы борьбы с преступностью, Федеральное Собрание непосредственно формирует уголовно-исполнительную политику.

Определенное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает международная пенитенциарная политика, проводимая Генеральной Ассамблеей ООН и ее органами и закрепленная в международных правовых актах, которые нашли отражение в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 3 УИК РФ). В УИК РФ максимально учтены не только нормы международного права, но и рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными. К тому же Россия как правопреемница СССР, подписавшего в 1989 г. Венские соглашения, обязана привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе в сфере исполнения наказаний.

Первостепенное влияние на развитие уголовно-исполнительной политики оказывает Президент РФ, определяя согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации основные направления внутренней политики государства, частью которой является уголовно-исполнительная политика. Так, например, указом Президента РФ утверждена Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России (на период до 2005 года), основными направлениями которого являются: реорганизация системы учреждений, исполняющих наказания; принятие мер по социально-правовой защите осужденных; совершенствование порядка отбывания наказания (режима) и деятельности подразделений охраны, конвоирования, розыска и служб безопасности; обеспечение законности, правопорядка и борьбы с преступностью в исправительных учреждениях; повышение эффективности воспитательной работы с осужденными, привлечение их к труду; дальнейшая гуманизация исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных.

Следует согласиться с профессором И.В. Шмаровым, относящим к числу факторов, влияющих на формирование уголовно-исполнительной политики, достижения соответствующих наук, которые изучают проблемы исполнения наказаний, исправления осужденных, предупреждения среди них преступлений (криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право, исправительная психология и педагогика и др.)6. Прежде чем тот или иной закон попадет к законодателю, он тщательно подготавливается целыми научными коллективами и проходит не одну научную экспертизу. Такую процедуру подготовки проходил и УИК РФ. Ученые также участвуют в процессе принятия и изменения законов.

Определенный вклад в выработку политики в области исполнения наказаний вносит Правительство Российской Федерации, хотя оно и является исполнительной властью в государстве. Согласно п. «е» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Например, Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы, в которой на длительную перспективу определены основные мероприятия по привлечению осужденных к труду, развитию производства в исправительных учреждениях, а также материальное и финансовое обеспечение программы и контроль за ее исполнением.

ВЫВОД: Итак, уголовно-исполнительная политика – это политика высших органов государственной власти, определяющая основные положения уголовно-исполнительного права, задачи, содержание и формы деятельности учреждений и органов в области исполнения уголовных наказаний, направленная на оптимизацию процесса исправления осужденных и предупреждения среди них преступлений.

В свою очередь, право тоже воздействует на уголовно-исполнительную политику, особенно в настоящее время, когда в нашей стране происходит становление правового государства. Стабильно функционирующее право, отражающее в своих нормах передовые пенитенциарные идеи, способно стабилизировать политику, придать ей управляющий характер. И напротив, нормы права, не отвечающие современным тенденциям или неэффективно работающие, могут негативно повлиять на изменение уголовно-исполнительной политики.

Содержание уголовно-исполнительного права в определенной степени постоянно и стабильно, в нем зафиксированы специфические понятия и категории. Сущность и понятие уголовно-исполнительного права мы рассмотрим в следующем параграфе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.