Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция внутрипроизводственного планирования в России




ВОПРОСЫ ТЕМЫ

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Эволюция внутрипроизводственного планирования в России

2. Особенности внутрипроизводственного планирования в рыночной экономике

3. Предмет и метод внутрипроизводственного планирования

4. Виды планирования

5. План предприятия: сущность, содержание и формы

6. Принципы внутрипроизводственного планирования

7. Функции и структура плановых служб на предприятии

В эволюции плановых институтов можно выделить три стадии:

1) до образования национальных государств,

2) до создания плановых органов,

3) ведения формальных процедур планирования, функционирование плановых органов и соблюдение установленных процедур.

Для первой стадии характерно отсутствие дифференциации планирования. Все виды планов формировались на основе традиций и обычаев. Для второй – характерно планирование на микроуровне «без правил», на «свой страх и риск», которое осуществляли главы крестьянских семей, торговых домов, предприятий, финансово-кредитных учреждений, других хозяйственных единиц. Третья стадия, именуемая как этап зарождения теории планирования в России, относится к началу 20-х годов. Начиная с этого момента, теория управления выступала, прежде всего, как наука о народнохозяйственном планировании. Под планированием понималась экономическая деятельность государства и его хозяйственных органов по регулированию общественного производства.

Планирование народного хозяйства, как и в целом управление, с 1918 г. было централизовано-директивным. Составлялись производственные программы предприятий, планы развития отдельных отраслей промышленности и хозяйственные планы экономических районов, государственный бюджет.

В настоящее время многие российские предприятия в организации своей работы опираются на опыт планирования и управления, принятый ранее в СССР, где главное внимание было сосредоточено на рациональном и эффективном использовании фондируемых материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и устранении излишних издержек и потерь.

В ряду требований, которые предъявлялись к организации плановой работы на промышленном предприятии в СССР, особое значение имело обеспечение непрерывности, стабильности и оптимальности планирования. Требование непрерывности планирования определялось тем, что каждая отрасль, каждое предприятие должны были располагать конкретными заданиями на данный отрезок времени, непосредственно вытекающими из планового задания на более длительное время.

С точки зрения оптимального планирования и управления предприятие или объединение рассматривалось как система, в которой отражалось техническое, экономическое и организационное единство управляемого объекта и в то же время комплексный, сложный характер этого объекта, формировавшегося из множества подсистем и элементов. Другой задачей оптимального планирования являлось максимально эффективное использование производственных ресурсов при установлении оптимальных балансовых пропорций.

Данные принципы являлись источниками частных принципов, таких как:

1) принцип демократического централизма – главные конечные задания плана должны были определяться каждому объекту вышестоящей организацией (утверждаемые показатели плана) при одновременном обязательном предоставлении ему самостоятельности в установлении многих других показателей (расчетные показатели);

2) директивность плановых заданий – план должен был иметь силу закона, его задания являлись адресными и обязательными для всех звеньев хозяйства, требовали строгого соблюдения плановой дисциплины;

3) обеспечение пропорциональности и комплексности в развитии промышленных отраслей, производств, объединений, предприятий, согласованное развитие всех звеньев промышленности;

4) использование в планировании научных и технических достижений, а также передового опыта;

5) вся плановая работа должна быть направлена на обеспечение экономного использования ресурсов – трудовых, финансовых, материальных.

Овладение названными и другими принципами научного планирования считалось неотделимым от использования в хозяйственном руководстве объективных экономических законов.

Непременным условием успешного составления и выполнения промышленного плана являлось правильная организация его разработки. При этом разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов промышленности организовывалось по-разному, что было обусловлено разными сроками их действия, различными их функциями в решении плановых задач.

К существенным недостаткам бывшей системы планирования, по нашему мнению, относится процедура планирования «от достигнутого» (она и сейчас используется на государственном и региональном уровнях), замена объективных экономических критериев субъективными, под влиянием которых происходили необоснованные корректировки уже сбалансированных планов, серьезный отрыв денежных потоков от реальных ресурсно-технологических, ориентация на рост валовых показателей, а не на эффективность производства, минимизация резервов, неблагоприятные условия для создания и внедрения новшеств, приписки и другие формы искажения информации и т.д.

Положительные стороны планирования в 1920-1991 гг.

Во-первых, в системе ЦДП в СССР был накоплен опыт прогнозирования народно-хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен на мировых рынках).

Во-вторых, заслуживает внимания принцип приоритета решения среднесрочных и долгосрочных задач развития перед текущими.

В-третьих, и в 21 веке актуальными представляются процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном разрезах.

В-четвертых, для обоснования пропорций развития отраслей, проверки их показателей на сбалансированность и взаимосоответствие в системе институтов Госплана СССР достаточно эффективно использовались не имевшие мировых аналогов укрупненные экономико-математические модели и, прежде всего, – динамическая модель межотраслевого баланса.

В-пятых, именно в советской плановой науке многосторонне разрабатывались идеи оптимизации и принятия решений, хотя многие теоретические и прикладные разработки практически не были внедрены.

И, наконец, в СССР был накоплен значительный опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях (в объединениях).

Социалистическое предприятие являлось основой хозяйственной экономики и, следовательно, важнейшим звеном единой государственной системы планирования являлся план производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия – техпромфинплан.

Под техпромфинпланом предприятия понимался комплексный текущий (годовой) план производственной, технической и финансовой деятельности, а также социального развития коллектива социалистического промышленного предприятия (объединения), конкретизирующий показатели перспективного (пятилетнего) плана и предусматривающих выполнение государственных плановых заданий с наибольшей эффективностью.

Техпромфинплан предприятия основывался на прогрессивных технико-экономических нормах и нормативах использования сырья, материалов, основных производственных фондов, трудовых и денежных ресурсов.

Техпромфинплан предприятия составлялся на год с поквартальной разбивкой исходя из утвержденной вышестоящими органами системы директивных технико-экономических показателей.

Исходные показатели при составлении техпромфинплана предприятия – показатели плана производства и реализации продукции, поскольку от объема производства и реализации номенклатуры выпускаемой продукции, ее качества зависели, как правило, все остальные технико-экономические показатели. Все разделы техпромфинплана предприятия отражали деятельность предприятия как единой сложной системы, были направлены на оптимизацию ее функционирования в целом и отдельных ее частей.

Каждому разделу техпромфинплана предприятия соответствовала своя система показателей. Различали плановые утверждаемые и расчетные показатели. Система директивно утверждаемых плановых показателей – важный элемент хозяйственного механизма. Он определялся целями, которые ставились перед предприятием (объединением) в конкретных условиях их деятельности.

Техпромфинплан предприятия составлялся в два этапа. Первый – предприятие разрабатывало проект плана на основе первоначального варианта директивных показателей и комплексного анализа хозяйственной деятельности за предыдущий период. Вышестоящий хозяйственный орган с участием руководства предприятия рассматривал проект техпромфинплана предприятия, корректировал и утверждал предприятию директивные показатели, вытекающие из государственного народно-хозяйственного плана. На втором этапе производилось составление окончательного (уточненного) варианта техпромфинплана предприятия, который утверждался руководителем предприятия и направлялся в вышестоящие органы для контроля за исполнением.

Планирование работы предприятия подразделялось на технико-экономическое и оперативно-календарное.

Технико-экономическое планирование осуществлялось на основе перспективных планов предприятий и контрольных цифр, утвержденных министерствами. Оно представляло собой совокупность расчетов техпромфинплана предприятия, являющегося связующим звеном между планом народного хозяйства и планом отдельного предприятия.

Оперативно-календарное планирование несло исполнительный характер. Его роль заключалась в осуществлении дальнейшей конкретизации плана производства в виде заданий в натуральном выражении на более короткие отрезки времени и по конкретным исполнителям-цехам, участкам и рабочим местам. Таким образом, оперативное планирование являлось формой связи между техпромфинпланом и его непосредственными исполнителями.

Техпромфинплан предприятия включал следующие разделы:

1) план развития техники и организации производства (оргтехплан), который был направлен на внедрение прогрессивной техники, технологии и организации производства и на повышение качества продукции;

2) план производства и реализации продукции, состоящий из производственной программы, плана реализации продукции и расчетов использования производственной мощности;

3) план материально-технического снабжения, который по времени предшествовал составлению техпромфинплана и рассматривался особо, как совокупность расчетов и заявок отдела снабжения;

4) план по труду и заработной плате;

5) план по себестоимости продукции и рентабельности производства;

6) финансовый план;

7) план социального развития коллектива.

В настоящее время в России на большинстве промышленных предприятий в основе сохранилась методика составления техпромфинплана. сохранилась она главным образом из-за того, что подавляющая часть работников была обучена и работала при советской системе хозяйствования и восприятие ими новых методических подходов при организации планирования в современных условиях затруднено.

В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия начали осуществлять свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов стала прибыль.

Качественные изменения в среде функционирования российского бизнеса нашли выражение в колоссальном развитии финансовой составляющей в деятельности предприятий. Классическое представление об управлении предприятием трансформировалось в финансовое управление. Результатом такой трансформации стало внедрение на российских предприятиях новой системы управления финансами – бюджетирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.