Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъектное и объектное бытие человека




Духовно-природная двойственность человека порождает проблему его субъектного и объектного бытия. В первом случае человек является активно творящим себя и мир субъектом, во втором, соответственно, – испытывающим определенное воздействие объектом. В религиозных понятиях, человек сочетает в себе творца и тварь, т.е. также выступает и в активном, и в страдательном залоге. Классическая, в том числе древняя философия делала акцент на том, что вне человека и до человека существует некоторая естественная или сверхъестественная необходимость, в соответствии которой разумный человек должен действовать. Как говорили греки, «мудрого необходимость ведет, а глупого тащит». Нетрудно заметить, что в этом – только половина истины. Вторая ее половина состоит в том, что человек относительно свободен.

Пафос, высшее проявление человека человеческого существования не в том, от чего и как он зависит, в его свободе и творчестве, в умении подняться над необходимостью. Однако парадокс в том, что человек несвободен не быть свободным. М. Хайдеггер заявил о двойственности человеческого бытия, выделив подлинное бытие, в котором человек свободен и активен, и не подлинное бытие как «бытование». Понятие наличного бытия (Dasein) не является ни высшим, ни низшим, а суждение «вечность – ничто, мгновение – все» также неверно, как и ему противоположное. Истинное понимание человека предполагает выяснение взаимосвязи его субъектных и объектных проявлений, первое из которых приоритетно, но не исключительно.

Субъектное бытие человека связано с реализацией его свободы, которая выходит за пределы выбора в рамках необходимости. Образно говоря, мир необходимости стремится не выпускать человека из своих объятий, а человек стремится эти объятия ослабить. Он может и должен осуществлять свободу по отношению к своим потребностям, которые отнюдь не исчерпывают человека и поэтому не должны контролировать всю его жизнь. Напротив, с помощью своего разума и духовных ценностей именно человек должен контролировать свои влечения. Человек как субъект реализует свободу по отношению к своей наследственности, развивая врожденные позитивные задатки и подавляя или компенсируя негативные. Человек может и должен осуществлять свою свободу по отношению к природной и социальной среде, в которой он живет, но влияние которой не фатально. Отличаясь от животного, человек способен изменять как саму окружающую среду, так и свое к ней отношение. С другой стороны, человек как объектподчиняется своим потребностям, позволяя им управлять собой; он не находит в себе сил противостоять тяжелой наследственности или бездарно растрачивает имеющиеся у него способности. Нередко человек пытается объяснить свою пассивность ограниченными условиями своего существования во внешнем мире. В любом случае он «плывет по течению» своей зависимости от различных форм бытия и утрачивает подлинное человеческое качество быть полноценным субъектом деятельности.

Реализуя свое субъектное бытие, человек склонен рисковать, т.е. действовать, несмотря на осознаваемую возможность неудачи или опасности. При этом риск есть деятельность в надежде на успех в неоднозначной для этого ситуации. Риск, становящийся самоцелью, не объясним прагматически, однако он дает радость освобождения, демонстративного преодоления гнетущей необходимости. Наиболее ярко субъектное бытие человека проявляется в его творчестве. Творчество – это не просто созидание, а создание качественно нового, чего раньше не было. Творчество основано на жестком побудительном мотиве, на воле к действию. Люди творят не потому, что могут это делать, а потому, что не могут этого не делать.

Проблема должной взаимосвязи двух форм человеческого бытия не решается путем исключительного предпочтения какой-либо одной из них. Человек неизбежно сочетает в себе как субъектное, так и объектное бытие, воздействует и зависит. Если на низшем и наименее ответственном уровне действия человек выступает как актер, играющий по чужому сценарию и под чужим руководством, то на высшем уровне действия человек является автором, существующим в собственном имени и принимающим на себя ответственность. В этом смысле субъектное бытие человека является высшим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.