Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционного строя и безопасности государства

Вопрос 1. Проблемы квалификации преступлений против основ

Введение

 

Преступления против государственной власти (раздел X УК) посягают на общественные отношения, обеспечивающие охрану основ конституционного строя и безопасность государства, государственной власти, а также нормальное функционирование государственных и муниципальных органов, осуществление правосудия и порядка управления.

В раздел X включены 4 главы, регулирующие более тесный круг общественных отношений, которые образуют видовой объект. Раздел включает: «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (глава 29 УК), «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (глава 30 УК), «Преступления против правосудия» (глава 31 УК), «Преступления против порядка управления» (глава 32 УК).

Родовым объектом преступлений, включенных в раздел X Уголовного кодекса Российской Федерации, являются общественные отношения, обеспечивающие уголовно-правовую охрану основ конституционного строя и государства, нормальную деятельность всего государственного аппарата и органов местного самоуправления, всей структуры государства и власти в Российской Федерации

 

 

Основы конституционного строя РФ определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы экономических отношений, политической системы, статуса личности, общественного и государственного строя. Основы закрепляют форму государственной власти (в ст. 1 Конституции РФ названы форма государственного устройства, форма правления и политический режим), признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), провозглашают многонациональный народ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3), устанавливают суверенитет Российской Федерации, включая верховенство Конституции РФ и федеральных законов, на всей территории РФ (ст. 4), определяют принципы, связанные с гражданством Российской Федерации (ст. 6), провозглашают и гарантируют свободу экономической деятельности и равенство всех форм собственности (ст. 8), закрепляют принцип разделения властей на самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), признают идеологическое и политическое многообразие (ч. 1-4 ст. 13) и вместе с тем запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13), определяют соотношение действия Конституции РФ, других законов и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ (ст. 15), решают ряд других основополагающих вопросов.

Безопасность государства представляет собой часть национальной безопасности Российской Федерации наряду с безопасностью личности и общества. Исходя из положений Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 25 июля 2006 г.)[1], ее можно определить как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности и других жизненно важных интересов РФ от внешних и внутренних угроз.

Суверенитет Российской Федерации означает ее самостоятельность, независимость от других государств во внешних и внутренних делах, осуществление государственной власти на основе верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

Обороноспособность – это состояние экономического, политического, военного, морального потенциала, обеспечивающее надежную защиту страны от нападения извне. Она является результатом осуществления специальных оборонных мер. В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне"[2] под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Целостность и неприкосновенность территории РФ – неделимость терриетории и нерушимость государственных границ РФ как важнейшее условие существования государства и осуществления суверенитета РФ.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства отличает их направленность на соответствующий объект. В одних случаях она прямо вытекает из содержания нормы (например в ущерб внешней безопасности при совершении государственной измены – ст. 275 УК). В других – определяется специальной целью (как, например, при вооруженном мятеже – ст. 279 УК). В третьих – текстуально выражена в норме через направленность деяния на определенные события или факты (например, на насильственный захват или насильственное удержание власти – ст. 278 УК). В четвертых случаях (в частности, при диверсии – ст. 281 УК) законодатель говорит о промежуточной направленности деяния на такие события (факты), как разрушение или повреждение ключевых народнохозяйственных объектов, и вместе с тем определяет специальную цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Таким образом, направленность деяния следует понимать как объективно-субъективный признак, выражающий строго определенную связь субъекта с объектом, точное установление которой – необходимое условие правильной квалификации преступлений рассматриваемой группы.

Статья 275. Государственная измена

Совершение государственной измены в общем понимании означает нарушение гражданином Российской Федерации верности своему государству путем совместной с иностранными силами враждебной деятельности против собственной страны. Фактически это своеобразная форма соучастия гражданина Российской Федерации во враждебной деятельности представителей иностранных государств и организаций против России (в том числе с легальных позиций). Юридически государственная измена представляет собой нарушение гражданином Российской Федерации конституционных и других законодательно установленных обязанностей, вытекающих из российского гражданства, и выражается в оказании информационной либо иной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Под внешней безопасностью Российской Федерации как объектом государственной измены понимается состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, целостности и неприкосновенности территории, обороноспособности и других жизненно важных интересов Российской Федерации от внешних угроз.

Гражданин Российской Федерации может иметь отношение к внешним угрозам только в случаях, когда он оказывает содействие представителям иностранного государства или иностранной организации в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Это предполагает контакт (основанную на взаимном согласии двухстороннюю связь) гражданина Российской Федерации с каким-либо из указанных адресатов. Инициатива установления такого контакта может исходить от любой из сторон. Контакт может быть как личным, так и безличным (с помощью средств связи, тайников, посредников и т.д.). Главное при этом – согласованность действий, их совместность. Установление контакта может быть: а) предварительным; б) в процессе совершения измены (более характерно для выдачи государственной тайны); в) предстоящим (например, при инициативном собирании сведений, составляющих государственную тайну, с целью передачи иностранной разведке). Еще не состоявшийся, предстоящий контакт учитывается в качестве субъективного признака применительно к усеченному составу (измена в форме шпионажа) либо неоконченной измене (приготовление, покушение).

Иностранное государство в качестве адресата государственной измены подразумевается в целом или в лице его органов, прежде всего – спецслужб. Иностранная организация – государственная, межгосударственная или негосударственная зарубежная организация. Представитель иностранного государства или иностранной организации – официальное или неофициальное лицо, уполномоченное действовать в их интересах. Например, руководитель или сотрудник государственного органа, руководитель, сотрудник или член организации либо иное лицо, выполняющее поручение этих структур.

С объективной стороны совершение государственной измены предусмотрено в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Измена в форме шпионажа и в форме выдачи государственной тайны представляет собой специфическое (информационное) оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в добывании государственных секретов Российской Федерации или других интересующих их сведений, что ставит под угрозу внешнюю безопасность Российской Федерации, создает возможность нанесения ей реального ущерба.

Измена в форме шпионажа по объективным признакам не отличается от шпионажа – самостоятельного преступления (см. комментарий к ст. 276). Их различие – по субъекту: измену в форме шпионажа совершает гражданин Российской Федерации, а шпионаж по ст. 276 – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Так, Л., будучи майором западногерманской группы войск в марте 1991г. дал согласие на шпионаж для западногерманской разведки и регулярно передавал сведения, составляющие государственную тайну, отнесенные согласно Перечню… к секретным и особо секретным. Получил за эти сведения 16000 марок. Был осужден Военной коллегией Верховного суда к десяти годам лишения свободы и лишен воинского звания и наград.

Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов) представителю иностранного государства или иностранной организации.

В отличие от измены в форме шпионажа выдача совершается, во-первых, в отношении сведений, которыми лицо располагало по службе или работе, но не собирало и не получило их от другого лица для передачи указанным адресатам. Во-вторых, предметом выдачи являются только сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (см.: Закон РФ "О государственной тайне"). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, предусмотрен законом (см. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне"[3]), а конкретизированный перечень по представлению Правительства утверждает Президент РФ (см. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. от 11 февраля 2006 г.)[4]. Установлено три степени секретности этих сведении: "особой важности"; "совершенно секретно"; "секретно" (см. постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870).

Выдача признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием представителя иностранного государства или иностранной организации. Для ответственности за измену в форме выдачи обязательно осознание лицом характера сведений в смысле их относимости к государственной тайне, а также характера адресата – иностранное государство, иностранная организация или их представители. Умышленное сообщение тех же сведений иностранному гражданину как частному лицу, вне связи с иностранным государством или иностранной организацией, образует разглашение государственной тайны (ст. 283 УК).

Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации совершается только в контакте (совместно) с указанными представителями.

Враждебная деятельность охватывает: 1) разведывательно-подрывную деятельность иностранных спецслужб и организаций против России, а также создание условий для ее проведения; 2) вмешательство во внутренние или внешние дела Российской Федерации, подрывающее ее суверенитет; 3) угрожающую России военную деятельность, провокацию международного или внутреннего конфликта, подготовку и осуществление акта агрессии против России; 4) иные явно недружественные политические акции в отношении России, создающие напряженность, кризисную ситуацию и т.п.

Участие гражданина Российской Федерации в подобных актах враждебной деятельности и образует иное (кроме шпионажа и выдачи государственной тайны) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленное в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Эта форма государственной измены может выразиться в следующем: а) сотрудничество гражданина Российской Федерации с иностранной спецслужбой или организацией, проводящей враждебную деятельность против России; б) организация или подстрекательство к подрывной, вооруженной или террористической деятельности политического характера, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности РФ; в) финансирование указанной деятельности, поставка оружия и материальных средств для целей такой деятельности, вербовка, обучение, засылка или использование в ней наемников; г) участие в направленных на подрыв внешней безопасности Российской Федерации актах вредительства, в частности в области финансов, внешнеэкономической деятельности, научно-технических, опытно-конструкторских и технологических разработок; д) иное содействие обеспечению и осуществлению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации. Многие проявления указанной враждебной деятельности одновременно являются противоправными по международному уголовному праву.

Оказание враждебной помощи соответствующим адресатам, предусмотренное ст. 275 УК, может выражаться в совершении других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 277-282 УК), а также может быть сопряжено с совершением преступлений против общественной безопасности (например, ст. 205-212, 222, 223, 226), преступлений против мира и безопасности человечества (например, ст. 353, 354, 356-360) и др.

Рассматриваемая форма государственной измены признается оконченным преступлением с началом оказания гражданином Российской Федерации фактической помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям (при наличии контакта с ними) в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными (внешними) силами создание угрозы нанесения ущерба внешней безопасности Российской Федерации или на реальное его причинение. Гражданин Российской Федерации осознает, что совершает шпионаж, выдачу государственной тайны или оказывает иную помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, и желает такое деяние совершить.

Мотивы и цели государственной измены (корыстные, политические и др.) не являются признаками состава преступления, но могут иметь значение для определения направленности деяния в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, квалификации содеянного по совокупности преступлений и учитываются при назначении наказания.

Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 16-летнего возраста. Соучастниками в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть также иностранные граждане и лица без гражданства. Наличие у гражданина Российской Федерации одновременно гражданства иностранного государства (двойное гражданство) само по себе не исключает его ответственности по ст. 275 УК. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, двойное гражданство не освобождает лицо от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

В примечании к ст. 275 УК, которое распространяется также на ст. 276 и 278 УК, содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление, если это лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Добровольность в данном случае означает отсутствие вынуждающих обстоятельств. Своевременность оценивается по наличию у органа власти реальной возможности предотвратить дальнейший ущерб (по смыслу нормы - более существенный, чем нанесенный). Способствование предотвращению дальнейшего ущерба иным образом сводится к принятию личных мер либо к действиям лица под руководством соответствующих органов власти. Отсутствие при этом в действиях лица иного состава преступления - условие полного освобождения его от уголовной ответственности. Наличие же иного состава преступления при соблюдении других условий, указанных в примечании к ст. 275 УК, влечет ответственность за совершенное иное преступление.

Статья 276. Шпионаж

По предмету преступления шпионаж подразделяется на два вида: 1) шпионаж в отношении сведений, составляющих государственную тайну; 2) шпионаж в отношении иных сведений. О понятии государственной тайны – см. комментарий к ст. 275.

Иные сведения – это не относящиеся к государственной тайне любые сведения, интересующие иностранную разведку и предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Адресатами шпионажа, как и государственной измены, выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители (см. комментарий к ст. 275).

Объективную сторону шпионажа образуют передача указанных в ст. 276 УК сведений какому-либо из перечисленных адресатов, а равно собирание, похищение или хранение их (для передачи тем же адресатам). Причем похищение и хранение сведений отнесены только к шпионажу первого вида с учетом характера его предмета – государственной тайны. Передача сведений предполагает, что они были собраны, похищены или хранились лично либо другим лицом и предназначались для передачи соответствующим адресатам. Передача добытых сведений может осуществляться путем личного контакта с адресатом, включая связных, а также с использованием тайников, технических средств связи, почтовых отправлений, иногда – неосведомленных или введенных в заблуждение граждан и т.д. Собирание сведений охватывает всевозможные способы завладения ими, их восприятия или фиксации: выведывание; визуальное наблюдение; подслушивание; радиоперехват; съем информации с электронных средств; аудио-, видеозапись; фото-киносъемка; копирование документов; взятие образцов почвы, растений, воды; приобретение за деньги и др. Собирание иных сведений может осуществляться также посредством найма частного детектива, секретаря, консультанта и т.д., не осведомленных о шпионаже нанимателя. Похищение – специфический способ добывания, как правило, охраняемых сведений, доступ к которым ограничен. Оно обычно бывает тайным, но может быть и открытым, в частности путем нападения. Похищение при шпионаже направлено на содержащие государственную тайну документы, чертежи, схемы, технические описания, технологические карты, специальную литературу, образцы изделий, блоки, узлы, детали, материалы и другие носители секретной информации. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, имеет самостоятельное значение, когда лицо их не добывало, а получило от другого лица на сохранение (для последующей передачи адресатам шпионажа). Этот признак может также приобрести самостоятельное значение в случаях недоказанности личного собирания или похищения хранившихся лицом секретных сведений (с целью их передачи адресатам шпионажа). В остальных случаях хранение сочетается с предшествующим ему личным собиранием или похищением секретных сведений, т.е. рассматривается наряду с указанными действиями. Шпионаж первого вида может совершаться как по заданию иностранной разведки, так и по собственной инициативе, шпионаж второго вида – только по заданию иностранной разведки, причем с осознанием предназначения сведений для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Если собираемые по заданию иностранной разведки сведения не затрагивают интересов России, а касаются исключительно интересов третьей страны, то состав шпионажа по УК отсутствует.

Шпионаж признается оконченным преступлением с момента собирания, похищения или хранения соответствующих сведений, предназначенных для передачи адресату, либо с момента передачи адресату сведений, собранных другим лицом.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер совершаемых им действий, указанных в ст. 276 УК, их направленность в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и желает такое деяние совершить. Мотивы и цели шпионажа не являются признаками его состава и учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, продиктованными интересами службы, националистическими, политическими или даже патриотическими с позиций субъекта-иностранца. Указанная же в ст. 276 УК цель передачи сведений соответствующим адресатам не является специальной целью преступления. Она лишь обозначает связь отдельных действий с общей направленностью деяния.

Субъектами шпионажа по ст. 276 УК являются иностранные граждане и лица без гражданства (включая постоянно проживающих в Российской Федерации), достигшие 16-летнего возраста. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за шпионаж против России, совершенный за рубежом, отвечают в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК. Лица без гражданства, постоянно проживающие вне пределов Российской Федерации и совершившие там шпионаж против России, несут ответственность согласно ч. 3 ст. 12 УК. Лица с двойным гражданством – Российской Федерации и иностранного государства – должны отвечать за шпионаж по ст. 275 УК (что вытекает из ч. 2 ст. 62 Конституции РФ), если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

На ст. 276 УК распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

Статья 280 УК предусматривает ответственность за одно из преступлений, связанных с экстремизмом. Экстремизм как радикалистский способ достижения целей в политике посягает на конституционный строй, безопасность государства и другие элементы политической системы. Призывы к экстремизму хотя и не могут сами по себе нанести материальный вред, однако опасны тем, что подстрекают других лиц к совершению противоправных насильственных антигосударственных действий, тем самым создавая предпосылки к нанесению вреда таким правоохраняемым благам и интересам, как государственный и общественный строй, права и свободы человека, здоровье граждан, общественный порядок, общественная безопасность, собственность, законные интересы физических и (или) юридических лиц и т.д., т.е. опосредованно посягают на совокупность целого ряда объектов уголовно-правовой охраны.

Объективная сторона рассматриваемого преступления – это призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Понятие экстремистской деятельности определено в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"[5] (в ред. от 27 июля 2006 г.) не как конкретное преступление, а гораздо шире. Под это определение подпадают многие составы УК. Экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Публичность призывов обеспечивается обращением к достаточно большому числу людей: толпе, собранию, коллективу, а также характеризуется повышенной эмоциональностью. Тем самым они отличаются от выражения частного мнения, высказываемого лицу или нескольким лицам.

Квалифицирующий признак, обозначенный в ч. 2 ст. 280 УК, называет способ, обладающий повышенной общественной опасностью, связанной с увеличением масштабов воздействия на общество, т.е. осуществление призывов к насильственному изменению конституционного строя РФ через периодическую печать, телевидение, радио, Интернет.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо осознает, что публично призывает к какому-либо из видов экстремистской деятельности, и желает этого. Мотивы и цели в данном случае лежат за рамками состава и не влияют на квалификацию.

Субъектом может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

Статья 282 УК не определяет предусмотренные ею действия конкретно, а дает их общее описание, указывая на публичный характер действий, направленных на двоякий результат в рамках перечня признаков, по которым лицо стремится достигнуть этот результат. Совершаемые действия должны носить публичный характер, в том числе с использованием средств массовой информации.

Рассматриваемые действия направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц, но не по любому поводу, а по тем признакам, которые перечислены в статье. Это признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. Поскольку речь идет о преступлении против основ конституционного строя и безопасности государства, то круг указанных признаков (например, пол), а также такой результат, как унижение достоинства человека, представляются здесь не совсем уместными.

Унижение достоинства человека либо группы лиц в данном случае следует рассматривать в тесной связи (контексте) с возбуждением ненависти либо вражды по признакам, указанным в ст. 282 УК. Фактически эти действия представляют собой разновидность экстремистской деятельности. За их исполнителями обычно стоят радикальные общественные или религиозные объединения либо иные организации, в том числе иностранные, а также экстремистские сообщества. Учет отмеченных обстоятельств рекомендуется использовать при разграничении преступления, предусмотренного ст. 282 УК, с преступлениями против личности (ст. 130, 136 и др.).

Возбуждение ненависти либо вражды по указанным в ст. 282 УК признакам – это попытка вызвать различного рода конфликты, например, между гражданами разных национальностей, рас или конфессий, породить неприязнь, нетерпимость, непримиримость, которые могут сопровождаться раздорами, угрозами, притеснениями, физическими расправами, погромами, массовыми столкновениями и т.п.

Объективно действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, могут выражаться в следующем: распространение взглядов, идей, оценок враждебного или дискриминационного характера, осуществление массовой дискриминации и вытеснения определенных групп населения с места проживания; совершение провокаций (инсценировок, ложных обвинений и т.п.); надругательство над национальными или религиозными символами, святынями, захоронениями и т.д., а также другие демонстративные действия указанной направленности по какому-либо из перечисленных в ст. 282 УК признаку или признакам.

Часть 2 ст. 282 УК предусматривает повышенную ответственность за совершение тех же деяний при наличии отягчающих признаков: а) с применением насилия или с угрозой его применения (если физическое насилие не превышает легкий вред здоровью, иначе – совокупность преступлений); б) лицом с использованием своего служебного положения (см. примечания к ст. 201 и 285 УК); в) организованной группой (ее понятие определено в ч. 3 ст. 35 УК).

Преступление считается оконченным с момента совершения действий указанной в ст. 282 направленности в условиях публичности или с использованием средств массовой информации.

Приготовление к данному преступлению (небольшой и средней тяжести) уголовно не наказуемо (см. ч. 3 ст. 15 и ч. 2 ст. 30 УК).

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. В содержание умысла должно входить осознание и желание того, что действия направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по указанным в ст. 282 признакам и носят публичный характер.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет, а по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК – должностное лицо, государственный служащий, служащий органов местного самоуправления, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

Рассматриваемое преступление по своей направленности многообъектно. Оно возведено законодателем в ранг государственных, т.е. посягает на безопасность государства, общественное спокойствие, территориальную и национальную стабильность в государстве, на конституционные права и свободы человека и гражданина, такие как свобода совести и вероисповеданий, включая право исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ); право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

Деяние же, предусмотренное в ч. 3 ст. 282.1 УК, имеет своим объектом еще и государственную власть, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

По объективной стороне данная статья регламентирует ответственность за еще один вид организационной преступной деятельности и содержит фактически специальные составы по отношению к ст. 210 УК, поскольку экстремистское сообщество – это разновидность преступного сообщества.

Под экстремистским сообществом в соответствии со ст. 282.1 УК понимается организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, перечень которых приводится в диспозиции ч. 1 статьи.

Согласно ч. 4 ст. 35 преступное сообщество определяется как сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях. В основе понятия преступного сообщества лежит понятие организованной группы. Согласно ч. 3 ст. 35 УК организованная группа представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившуюся для совершения одного или нескольких преступлений. Понятие организованной группы разъясняется в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое"[6].

Поскольку закон не содержит понятия экстремистского сообщества, то для обеспечения привлечения к ответственности по ст. 282.1 УК необходимо выявить признаки, которые позволят охарактеризовать данное объединение как экстремистское сообщество. К ним относятся:

разработка форм и методов преступной деятельности, единых конкретных преступных целей;

планирование преступлений с распределением ролей и обязанностей каждому соучастнику при их подготовке, совершении и сокрытии;

рекламирование экстремистской идеологии через средства массовой информации;

финансовое обеспечение (создание централизованного "общака", используемого для расширения масштабов преступной деятельности, обеспечения ее безопасности, подкупа должностных лиц, оплаты юридической помощи адвокатов, материальной помощи участникам сообщества и их семьям);

распределение сфер влияния по территориальному или отраслевому признаку;

налаживание основных и запасных каналов связи между членами сообщества;

обеспечение безопасности (меры конспирации, защита от разоблачения и уголовного преследования, нейтрализация всех форм социального контроля и оказание активного противодействия правоохранительным органам, налаживание квалифицированной правовой помощи);

установление коррумпированных связей с представителями органов государственной власти и управления, политическими партиями;

централизованное информационное обеспечение (сбор, анализ и использование информации в целях изучения окружающей обстановки, координации действий и контроля за структурными звеньями);

дисциплинарные меры (выработка и контроль за соблюдением неформальных предписаний (норм поведения) всеми членами организации, обеспечиваемый комплексом мер наказания и поощрения);

наличие межличностных связей между членами экстремистского сообщества.

Структурное подразделение экстремистского сообщества – это входящая в сообщество группировка, которая может выполнять определенные функции, т.е. направления его деятельности (исполнение конкретных составов преступлений, охрана, идеологическая обработка участников, вербовка новых членов, обеспечение оружием, транспортом, защита от привлечения к ответственности и т.п.).

Объединение организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений сообщества осуществляет разработку планов и условий для совершения вышеназванного перечня преступлений, в том числе вырабатывает эффективные меры противодействия правоохранительным органам, разрешает возникающие внутри сообщества споры и конфликты. Объединение организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений сообщества может существовать как постоянно, так и эпизодически работающий орган.

Статья 282.1 УК в качестве возможных альтернативных активных действий перечисляет создание экстремистского сообщества, руководство им, его частью или его структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества.

Создание экстремистского сообщества представляет собой действия, направленные на его организацию. Такими действиями могут быть: вербовка соучастников с последующим распределением между ними функциональных обязанностей; выделение среди них руководителей структурных подразделений; определение направлений деятельности сообщества и преступной специализации; планирование преступной деятельности сообщества в целом и его отдельных членов; идеологическая обработка соучастников и новых членов, его финансовое обеспечение, снабжение оружием, транспортом, литературой и другими средствами, необходимыми для осуществления преступной деятельности и т.д.

Создание экстремистского сообщества может выражаться и в подчинении себе уже существующих независимо друг от друга экстремистских групп в целях совершения преступлений, предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 282.1 УК.

Руководство экстремистским сообществом состоит в определении тактики действий уже созданного сообщества, выражающейся в разработке текущих и перспективных планов преступной деятельности; определении объектов посягательств; управлении участниками сообщества; в случае надобности перераспределении функциональных обязанностей между ними; поддержании внутри-групповой дисциплины; вовлечении в сообщество новых членов и предотвращении выхода из сообщества отдельных участников; решении финансовых, кадровых вопросов; установлении контактов с должностными лицами государственных органов, представителями коммерческих и иных организаций с использованием различных приемов и способов (в том числе взяток, обмана, насилия и т.д.).

Руководство структурными подразделениями, входящими в преступное сообщество (преступную организацию), осуществляется аналогично, но в более мелких масштабах. Его преступная политика не должна противоречить преступной политике, проводимой вышестоящими руководителями.

Создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений сообщества предполагает установление устойчивых связей между ними в целях совместной разработки планов и условий совершения преступлений. Функция по созданию объединения отличается от создания сообщества тем, что организатор сообщества заведомо преследует цель формирования многоплановой иерархической, но в то же время целостной структуры, подчиненной единой задаче и воле, а создающий объединение выполняет скорее функции посредника между ними, а в процессе деятельности объединения – координирующие и третейские функции.

В ч. 2 ст. 282.1 УК предусматривается ответственность за участие в экстремистском сообществе. Участие может выражаться в подготовке и совершении преступных деяний экстремистской направленности, таких как: воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий; воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; хулиганство (основной и квалифицированные составы); вандализм; уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; надругательство над телами умерших и местами их захоронения, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

Следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" такая деятельность включает широкий круг антигосударственных и антиобщественных действий, в том числе насильственных, таких, например, как насильственное изменение основ конституционного строя, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию и т.д.

Пособничество в функционировании экстремистского сообщества также представляет форму участия в нем и может выражаться в действиях, не содержащих составы иных преступлений, например вербовка, а также идеологическая, физическая и иная подготовка участников экстремистского сообщества, их тренировка и обучение, предоставление финансовых средств, учебной, полиграфической и материально-технической базы (покупка и аренда недвижимости для производства печатной продукции, обеспечение помещения для сборищ и других нужд), телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, установление контактов с представителями власти, средств массовой информации, молодежных и других общественных организаций и т.д.

Для организаторов, руководителей сообщества или объединения преступление будет оконченным с момента факта организации экстремистского сообщества или объединения, независимо от дальнейшей успешности преступной деятельности. Если активная деятельность, направленная на создание сообщества или объединения, в силу ее своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим не зависящим от виновного обстоятельствам, не привела к созданию указанных формирований, налицо будет покушение на организацию экстремистского сообщества, что должно быть квалифицировано со ссылкой на ст. 30 УК.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 282.1 УК, выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Части 1 и 2 ст. 282.1 УК отличаются ролью, исполняемой каждым соучастником.

Организаторы, занимавшиеся созданием и руководством экстремистским сообществом, его частью или структурными подразделениями, а также созданием объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества, привлекаются к ответственности по ч. 1 ст. 282.1 УК. Остальные участники могут исполнять роль исполнителей, подстрекателей, пособников.

Квалификация действий исполнителей наряду с ч. 2 ст. 282.1 УК должна включать совокупность совершенных в составе экстремистского сообщества преступлений, как перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 282.1 УК, так и иных, так как некоторые из преступлений экстремистской направленности содержат более строгие санкции, чем ст. 282.1 УК и не могут ею поглощаться.

В ч. 3 ст. 282.1 УК предусмотрен специальный признак субъекта – совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения. Тем самым законодатель предусмотрел повышенную ответственность как коррупционеров, так и иных лиц, использующих свое служебное положение во благо организованной преступности. Поскольку в законе употреблен термин "служебное положение", а не "должностное положение", то следует его толковать расширительно по отношению к любым субъектам, в том числе и не должностным лицам государственных организаций. Использование служебного положения возможно и при работе в иных организациях, в том числе коммерческих, общественных.

Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и определенными мотивами. Наличие специальных мотивов обязательно для привлечения к ответственности по ст. 282.1 УК. В диспозиции ч. 1 перечислены следующие мотивы: идеологическая, политическая, расовая, национальная или религиозная ненависть либо вражда; ненависть либо вражда в отношении какой-либо социальной группы. Социальная группа может выделяться по признаку профессии (например, торговцы на рынке, сотрудники правоохранительных органов и т.п.), возраста (молодежь, пенсионеры), досуговым занятиям (спортивные болельщики, музыкальные фанаты) и т.п.

Практическое значение имеет вопрос о пределах ответственности создателей экстремистского сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества, их руководителей и участников.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК лицо, создавшее экстремистское сообщество (как разновидность преступного сообщества) либо руководившее им, подлежит уголовной ответственности за организацию и руководство им, а также за все совершенные сообществом преступления, если они охватывались его умыслом. Другие члены экстремистского сообщества должны нести уголовную ответственность как за участие в нем (по ст. 282.1 УК), так и за преступления, которые они готовили или совершали.

При квалификации организации и участия в экстремистском сообществе в случае исполнения организаторских, пособнических и подстрекательских функций ссылка на ст. 33 УК не требуется, так как все эти функции входят в объективную сторону составов, предусмотренных ст. 282.1 УК.

В примечании к рассматриваемой статье содержится норма об освобождении от уголовной ответственности виновного в совершении данного преступления в случае прекращения участия в экстремистском объединении.

Закон требует, чтобы действия виновного были добровольными. Добровольность означает, что решение о прекращении участия принимается лицом по собственной воле при сознании того обстоятельства, что преступление может быть доведено до конца. Мотивы прекращения (переоценка ценностей, разочарование в идеологии, неприемлемость насильственных методов деятельности, раскаяние, учет мнения родителей или друзей) значения не имеют, однако могут судить о добровольности волеизъявления.

Условием освобождения от ответственности виновного является также отсутствие в его действиях иного состава преступления. При этом виновный будет нести ответственность за иные преступления, но будет освобожден от ответственности по ст. 282.1 УК.

В части 2 примечания дается понятие преступлений экстремистской направленности, под которыми понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой – либо социальной группы.

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

Объективная сторона рассматриваемого деяния состоит в организации экстремистской деятельности, т.е. в соответствии с ч. 3 ст. 33 УК она включает организацию совершения соответствующих преступлений, руководство их исполнением, а равно создание и руководство экстремистской организацией (ч. 1 ст. 282.2 УК). Исполнительские, подстрекательские и пособнические функции должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 282.2 УК.

Понятие экстремистской деятельности дается выше.

Организация деятельности экстремистской организации предполагает активные действия, направленные на продолжение функционирования организации после вступления в законную силу решения суда о ее ликвидации или запрете в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Это может быть вербовка членов организации, выделение среди них руководителей структурных подразделений, определение стратегии и тактики ее деятельности, планирование деятельности организации в целом и ее отдельных членов, идеологическая обработка членов организации, ее финансовое обеспечение, решение кадровых, бытовых, хозяйственных вопросов, снабжение оружием, транспортом, литературой и другими средствами, необходимыми для осуществления незаконной деятельности и т.д. Сами организационные и руководящие действия могут и не образовывать состава какого-либо из преступлений экстремистской направленности, важно, чтобы они способствовали ее дальнейшему функционированию.

Участие в деятельности экстремистской организации означает совершение ее членами как преступлений экстремистской направленности, так и других видов экстремистской деятельности, а также любых действий, способствующих дальнейшему функционированию запрещенной судом организации.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 282.2 УК, выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Организатор экстремистской организации привлекается к ответственности по ч. 1 ст. 282.2 УК. Остальные участники могут исполнять роль исполнителей, подстрекателей, пособников и привлекаются по ч. 2 ст. 282.2 УК. Все эти функции входят в объективную сторону составов, предусмотренных данной статьей, поэтому ссылка на ст. 33 УК не требуется.

В соответствии с общими положениями института соучастия лицо, обеспечивавшее организацию деятельности экстремистской организации, подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282.1 УК, а также за все совершенные организацией преступления, если они охватывались его умыслом. Другие члены экстремистской организации должны нести уголовную ответственность как за участие в ней (по ч. 2 ст. 282.1 УК), так и за все преступления, которые они готовили или совершали.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, включающего сознание того, что в отношении экстремистской организации, которую лицо организует или в деятельности которой принимает участие, судом принято вступившее в законную силу решение о ее ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

В примечании к ст. 282.2 УК содержится норма об освобождении от уголовной ответственности виновного в совершении данного преступления в случае прекращения участия в деятельности экстремистской организации.

Закон требует, чтобы действия виновного были добровольными. Добровольность означает, что решение о прекращении участия принимается лицом по собственной воле при сознании того обстоятельства, что преступление может быть продолжено. Мотивы прекращения (политическая, религиозная, идеологическая или иная переориентация, неприемлемость насильственных методов деятельности, учет мнения окружающих) значения не имеют, однако позволяют судить о добровольности волеизъявления.

Условием освобождения от ответственности виновного является также отсутствие в его действиях иного состава преступления. При этом виновный будет нести ответственность за иные преступления, но будет освобожден от ответственности по ст. 282.2 УК.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Рассмотренные ранее ст. 275 и 276 УК направлены против целенаправленной деятельности иностранных государств и иностранных организаций по добыванию секретных сведений, т.е. против прямой их утечки за границу в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Статьи 283 и 284 УК направлены на охрану государственной тайны от распространения ее среди посторонних лиц, которое объективно создает опасность утечки государственных секретов за рубеж и тем самым объективно ставит под угрозу интересы безопасности России в области военной, внешнеполитической, экономической или иной деятельности в условиях постоянного и порой острого соперничества государств. Однако предусмотренное ст. 283 и 284 УК распространение государственных секретов среди посторонних лиц субъективно не направлено в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и поэтому непосредственно посягает на сохранность государственной тайны. Видовым объектом при этом (так же, как при совершении государственной измены и шпионажа) выступает безопасность государства.

Понятие государственной тайны раскрыто при анализе ст. 275 УК РФ.

Разглашение государственной тайны с объективной стороны – это предание огласке (в разговоре, публичном выступлении, публикации в печати, переписке, при демонстрации чертежей, схем, изделий) сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего они стали известны посторонним лицам либо стали их достоянием в результате передачи им материалов (предметов) для несанкционированного ознакомления.

Оставление без надзора секретных документов или предметов либо неучтенных тетрадей или листов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, если их содержание стало достоянием посторонних лиц, также может образовать уголовно наказуемое разглашение государственной тайны (при наличии как минимум косвенного умысла по ч. 1 либо двух форм вины по ч. 2 ст. 283 УК). Посторонним признается любое лицо, не имеющее санкционированного доступа к данным сведениям (даже при наличии допуска к государственной тайне).

Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица (ч. 1) либо с момента наступления тяжких последствий (ч. 2 ст. 283 УК). К тяжким последствиям (оценочный признак) могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание иностранного государства, срыв программы или направления важнейших исследований, провал крупномасштабной оперативной или войсковой операции, гибель участников оперативно-розыскной деятельности и т.п.

С субъективной стороны уголовно наказуемое разглашение государственной тайны ограничено умышленным совершением. По ч. 1 ст. 283 УК предполагается прямой иди косвенный умысел, а по ч. 2 возможно совершение разглашения с двумя формами вины, т.е. при умышленном разглашении неосторожное отношение к тяжким последствиям (ст. 27 УК).

Мотивами разглашения обычно являлись болтливость, бахвальство, желание показать свою значимость, продемонстрировать свою компетентность и т.п. Кроме этого появились случаи разглашения государственной тайны, касающейся оперативно-розыскной деятельности, в результате подкупа или принуждения со стороны криминальных структур, а также инициативных предложений им. Требует серьезного внимания самовольное использование сведений, составляющих государственную тайну, в работе секретоносителей по совместительству в посреднических и иных фирмах, а также при выполнении договорных обязательств о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу других организаций. В изменившихся условиях доминирующим мотивом разглашения государственной тайны становится корыстная и иная личная заинтересованность, соединенная с безответственным отношением к служебным обязанностям.

В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Практически это означает отсутствие у лица прямого умысла на то, что сообщаемые (передаваемые) им сведения становятся достоянием какого-либо из адресатов выдачи государственной тайны – иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Рассмотрим на следующем примере.

Так, С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена по службе, вследствие чего они стали достоянием других лиц.

В период с 9 по 14 августа 2002г. С., имея допуск к сведениям, составляющим государственную тайну и не подлежащим разглашению, без умысла на государственную измену привлек подчиненных военнослужащих И. и Ш. к изготовлению на категорированной ПЭВМ личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время. В результате этого указанные военнослужащие узнали сведения, подпадающие под п.5 Перечня… (1995г.), а также под п.154 графы 11 «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в ВС РФ» (2002г.), составляющих государственную тайну с грифом секретности «секретно».

Суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну лицом, которому они были доверены по службе, без признаков измены родине.

Субъект разглашения государственной тайны – специальный. Им является достигшее 16-летнего возраста лицо, которому она была доверена или стала известной по службе или работе. Лица, ставшие обладателями государственной тайны иным путем (из частных разговоров с сослуживцами, из найденных секретных документов и др.), ответственности за разглашение по ст. 283 УК не несут.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Актуальные проблемы преступлений | Вопрос 2. Проблемы квалификации преступлений против
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.