Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мимические коды эмоциональных состояний




ТЕМА 6

ТЕМА 5

ТЕМА 4

Познание своего физиологического, психологического, социального «Я» является основой самосознания личности, самовоспитания, саморегуляции. Поэтому первой задачей в формировании позитивного имиджа можно с уверенностью назвать самопознание. «Моя личность, - писал Н.А. Бердяев, - не есть готовая реальность, я созидаю свою личность, созидаю ее и тогда, когда познаю себя». Самопознание меняет человека, всякое продвижение в самопознании - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

ТЕМА 3

ТЕМА 2

Индивидуальный позитивный имидж специалиста по связям с общественностью – интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство, находящийся в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, способствующий повышению эффективности деятельности, основанной на демократических принципах.

Как следует из определения, имидж – это динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой, социумом и культурой, которая зависит от уровня сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, Я-концепции и т.д.). Состояние индивидуального имиджа может быть как позитивным, при его гармоничном взаимодействии с природной, социальной и культурной средой и при высоком уровне сбалансированности личностных образований, так и негативным - при негармоничном взаимодействии имиджа со средой, при низком уровне сбалансированности личностных образований или при наличии того и другого фактора.

Рассмотрение функций имиджа специалиста, которые мы выделили, анализируя работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Парфенова, посвященные классификации функций личности как субъекта общения, позволяет оценить значение и последствия состояния индивидуального имиджа ПР специалиста в его профессиональной деятельности. При этом мы исходили из положения, что имидж выступает неотъемлемой частью субъекта общения.

Коммуникативные функции имиджа специалиста. В процессе общения осуществляется взаимосвязь участников коммуникации. Передаваемая информация определяет характер образующейся взаимосвязи. Он либо укрепляет единство участников (происходит образование общности) если знаки, передаваемые специалистом, позитивны, что может быть обеспечено только позитивным индивидуальным имиджем, либо обособляет их друг от друга, разрывая групповое единство, в случае, если имидж негативен.

Информационные функции имиджа специалиста. Информационная функция в процессах общения осуществляется в единстве с коммуникативной. Обработка информации, полученной по каналам в виде знаков и их комплексов (знаки, представленные во внешнем виде специалиста, в его словах, жестах, мимике и т.д.) возможна за счет того, что за каждым знаком закреплены символы. Информационный аспект общения связан с проблемами семиотики и языка. Эффективность информационных функций зависит от того, насколько гармоничен индивидуальный имидж партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак – значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками коммуникативного процесса.

Когнитивные функции имиджа специалиста. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений. Когнитивные функции последовательно включаются вслед за коммуникативными и информационными и направлены на интерпретацию отношения «знак-значение» в целях определения смысла.

Эмотивные функции имиджа специалиста. В процессах общения переживание отношений находит вторичное отражение в различных видах отношений к специалисту (симпатии – антипатии, любви – ненависти, дружбе – вражде и др.). Позитивный индивидуальный имидж способствует возникновению положительных эмоциональных проявлений у реципиента, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников коммуникативного процесса в совместной деятельности, интегрируют или разрушают общность, создают настроение, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.

Конативные функции имиджа специалиста. В процессах общения конативные функции направлены на согласование и координацию взаимодействий участников коммуникативного процесса. Отношение к специалисту, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа определяет поведение партнера, который либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от содеятельности.

Креативные функции имиджа специалиста. Креативные функции позитивного индивидуального имиджа специалиста направлены на преобразование участников коммуникации в процессе общения, которое обеспечивается специальными механизмами психической деятельности, к которым относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, благодаря им происходят изменения во взглядах, в поведении и качествах личности.

Имидж формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта. В связи с этим наше внимание привлекла диспозиционная модель личности (М. Рокич, В.А. Ядов). Личность рассматривается и структурируется в данной модели как субъект деятельности. Диспозиционная модель личности выявляет механизм внутренней регуляции социального поведения субъекта. Модель иерархическая, она состоит из диспозиций, отличающихся между собой как по уровню, так и по своим регулятивным возможностям.

В динамической модели индивидуального имиджа ПР специалиста мы учли следующие факты: имидж – явление средовое, он состоит из двух взаимосвязанных составляющих: ядра - сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей, которая и составляет основу, стержень имиджа человека (Я-концепция, ценности, установки, знания), и оболочки - переменной составляющей имиджа (аудиальный, визуальный, ольфакторный, кинестетический образы), которая достаточно оперативно изменяется в зависимости от условий среды. В связи с этим динамическую модель индивидуального имиджа специалиста можно представить в следующем виде (рис.1):


Макросреда

Внешняя составляющая имиджа

Микросреда (визуальный, аудиальный, ольфакторный,

кинестетический образы)

 

Ядро имиджа

 

 

Рис 1. Динамическая модель индивидуального имиджа ПР специалиста

 

В иерархическую структуру диспозиций, входящих в ядро имиджа мы включаем: поверхностный (низший) уровень диспозиций (знания, данные, представления о путях формирования имиджа); социальные фиксированные установки (аттитюды, складывающиеся на основе данных, знаний и в то же время существенно на них влияющие); систему ценностей (изменения в системе ценностей личности приводят к изменению набора его установок); «Я-концепцию».

«Я-концепция» - центральный элемент ядра имиджа - формируется через все три слоя, скрепляет их собой и тем самым замыкает структуру ядра имиджа. Ценности интегрируются в личность, если они не входят в противоречие с «Я-концепцией». Если человек изменяет образ самого себя, диспозиционная структура ядра имиджа трансформируется.


РОЛЬ ИМИДЖА В КОММУНИКАЦИИ

 

Основные проблемы темы:

 

1. Ситуация первого знакомства.

2. Социальные стереотипы: этнические, национальные, «территориальные», по происхождению и др.

3. Ошибки стереотипизации. «Эффект ореола»: ошибки превосходства, привлекательности, отношения к нам. Каузальная атрибуция.

4. Социальный статус человека, его определение с помощью знаковой системы внешних атрибутов человека.

 

Имидж человека формируется, реализуется и развивается в процессе деятельности. Рассматривая имидж как экстериоризированные внутренние качества личности, можно сделать вывод, что имидж, формируясь в процессе коммуникативной деятельности, существенно на нее влияет. Удачно сформированный и реализованный индивидуальный имидж участвующих в общении людей может сделать этот процесс не только продуктивным, но и комфортным, счастливым.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга в общении, разработанный Дж.Брунером (Брунер Дж. Психология познания.- М.: Прогресс, 1997), получил название имплицитная теория личности. Она основывается на представлении человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение.

Если имплицитная теория верна, то она способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствии достаточной информации о нем. Однако если эта теория неверна, это может привести к построению ошибочного образа другого человека, породить неправильное представление о нем. Поскольку все это происходит в основном на бессознательном уровне, то между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые антипатии. У каждого человека существуют категории, по которым он оценивает другого, такие как: «симпатичные мне люди», «люди, которых следует уважать», «люди, которые мне не нравятся» и многие другие. Когда человек встречается с партнером по общению, то актуализируются некоторые из этих категорий и происходит бессознательное принятие человека, отторжение или равнодушие - все что угодно, потому что в нашей имплицитной теории личности существует множество категорий, о которых даже иногда и не подозревает сам человек.

Следующим фактором является эффект первичности, который влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга.. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Этот феномен В.М.Шепель (Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997) назвал «самодвижущей силой имидж-эффекта».

Если, например, первое впечатление о другом человеке, в силу сложившихся обстоятельств, оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека. Это впечатление становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первой. В этом случае срабатывают законы когнитивного диссонанса: противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания побуждает его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Если, напротив, первое впечатление оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека люди главное внимание обращают на такие особенности его имиджевых характеристик, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого.

На процесс восприятия человека человеком влияет как объект познания, так и воспринимающий субъект. Во-первых, воспринимающий обращает внимание на внешний физический облик человека. Во-вторых, отмечает особенности выразительного поведения. Можно выделить вербальные и невербальные компоненты имиджа человека. Невербальный язык имиджа, хотя и создает базу для чувственного восприятия другого человека, но при первом впечатлении не может быть понят в отрыве от вербального языка.

Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место».

На восприятие человека человеком определенное влияние оказывает групповой или социальный статус, положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, а также эмоциональное отношение, которое складывается в процессе развертывания взаимодействия, основанного на чувственном восприятии.

На основе первого впечатления о человеке и дальнейшего его осмысления происходит построение логической модели личности человека, которая может оказаться неполной или неадекватной, что зависит от многих причин. Следовательно, человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах, но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

В зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют различные типы восприятия и понимания человека человеком.

Аналитический тип. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы, и далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойственен художникам и врачам, которым по роду своей профессии приходится заниматься изучением внешнего облика человека.

Эмоциональный тип. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется механизмами эффектов первичности и новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, подростков и женщин, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

Перцептивно-ассоциативный тип. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Имиджевые характеристики человека вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, похожего на воспринимаемого, ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности (представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение). Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у пожилых людей, у тех, кто располагает достаточно богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми.

Социально-ассоциативный тип. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т. е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге, воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Этот тип восприятия свойственен руководителям и политикам, философам и социологам.

Для того, чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более разносторонне раскрывает себя как личность. Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное явление казуальной атрибуции.

Казуальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основными областями ее изучения является межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого спектра других социальных объектов.

Казуальная атрибуция исходит из следующих положений:

- люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

- поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

- причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Первое впечатление - не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. В любом случае главным регулятором в построении общения будет являться тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого, так как именно с этим образом и будет выстраиваться общение.

Одним из важных результатов психологических исследований формирования первого впечатления было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может дать очень много для понимания того, как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере - социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенства позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-либо параметру, существенному для них. Но эта схема начинает работать только при действительно важном, значимом неравенстве.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью человека», т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики. Этот тип ошибок очень напоминает предыдущий: здесь также под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора «привлекательности» - чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Следующая схема тоже хорошо известна. Те люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто нас не любит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора «отношения к нам», который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения. Традиционно в исследованиях формирования первого впечатления все три вида ошибок, описанных выше, охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного человека.

Первое впечатление - это не самоцель. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно, эффективно в данной ситуации построить общение.

Выбор «техники» общения в каждом конкретном случае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики партнера - это те, которые позволяют его отнести к какой-то категории или группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все остальные черты и особенности, оказавшиеся «не в фокусе», просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. В дальнейшем достроенные части представления о данном человеке начинают тоже включаться в общение.

Таковы, в общих чертах, типичные схемы формирования первого впечатления. Однако важно знать не только саму схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека, которые запускают восприятие по этой схеме, то есть факторы «превосходства», «привлекательности» или «отношения к нам».

Для того, чтобы подействовал фактор «превосходства» и мы применили соответствующую схему восприятия - переоценили какие-то характеристики человека, превосходящего нас (например, по социальному статусу) нам необходимо вначале это превосходство оценить. Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации:

1. Одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия (награды, звания), очки, оформление волос, в определенных случаях рассматривается даже такая «одежда», как машина, дом, дача т.д..

2. Манера поведения человека.

В одежде человека и в манере поведения всегда есть элементы, свидетельствующие о его месте в системе общественных отношений, что делает возможным определение принадлежности человека к той или иной социальной группе. Исследования А.А.Бодалева (Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982) показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека. Как оказалось, и дети могут определить социальный статус, указать примерный род деятельности человека по его одежде. Десятилетним девочкам были предъявлены фотографии наборов женской одежды, по которым они определяли не только социальный статус той или иной девушки, носящей «такую» одежду, но и ее личностные характеристики, продемонстрировав при этом большую согласованность оценок.

Можно с уверенностью сказать, что и в наше время существует некоторая знаковая система внешних атрибутов человека, его одежды, кодирующая превосходство в той или иной сфере. Наиболее существенный знак - это стоимость одежды, ее цена, которая тесно связана с качеством, дефицитностью (частотой встречаемости данной модели) и модностью, по этим параметрам, как правило, и «вычисляется» цена одежды. Фактор превосходства здесь работает по схеме - чем выше цена одежды, тем выше социальный статус человека, ее носящего.

Исследования показывают, что кроме цены, на статус указывает выбор силуэта одежды. На высокий статус указывает строгая, официальная одежда, силуэт которой приближается к вытянутому прямоугольнику, на низкий - силуэт, приближающийся к шару.

Еще одним знаком, указывающим на статус человека, является цвет одежды. В России признаком высокого статуса является одежда ахроматических тонов, а чем ярче и насыщеннее цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус. Безусловно, что все эти признаки взаимосвязаны и, как правило, не рассматриваются обособленно. Замечено, что яркая, многоцветная, но дорогая одежда соотносится с финансовым превосходством, а дорогостоящая одежда неподходящего силуэта указывает на то, что ее владелец, вероятно, деятель искусства. Известно, что владельцы очков, как правило, переоцениваются по интеллектуальному уровню. Исследования, проведенные в Кембридже, показали, что мужчин с длинными волосами, если исключается версия социального протеста, считают более духовными, умными, интеллигентными, с более широким кругом интересов.

«Превосходство» в манере поведения проявляется в случаях, когда человек показывает, что собеседник ему неинтересен, подчеркивая свою независимость от партнера, которая выглядит как высокомерие, излишняя самоуверенность, или когда человек освобождает себя от норм общения, демонстрируя свое превосходство в ситуации и власть над партнером, или когда он не затрудняет себя анализом ситуации и как бы не замечает неудачно выбранного для общения момента или нежелательных свидетелей.

В опытах, описанных А.А.Бодалевым, группам взрослых людей предлагали описать человека по фотографии. Предъявляя один и тот же фотопортрет, в одной группе сказали, что это портрет героя, а в другой - преступника. Описания кардинально отличались друг от друга в зависимости от предложенного статуса человека.

П. Уилсон в работе «Регсерtual distortion of heigt as a function of ascriebed academic status» описывает эксперимент: студентам предложили определить рост мистера Инглэнда, причем в одной группе представили его лаборантом, в другой - преподавателем, в третьей - профессором. Рост мистера Инглэнда, как показал расчет, увеличивался по мере увеличения его социального статуса на 14 - 15 сантиметров.

Не менее важными являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью», то есть с тем, насколько нам нравится или не нравится внешность партнера. А.А.Леонтьев (Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979) описал эксперимент: учителям предложили одинаковые личные дела учащихся, но приложили к ним разные фотографии детей. К одним копиям приложили фотографии детей имеющих привлекательную внешность к другим - непривлекательную. Педагогам было необходимо определить интеллектуальные способностей учащихся, опираясь на данные личных дел. Привлекательным детям учителя приписали более высокий интеллектуальный показатель, намерения поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием. Ошибка оценивания заключается в том, что если нам нравится внешность партнера по общению, то мы невольно приписываем ему многие позитивные качества, считаем его более умным, интересным, искренним, любезным, утонченным и т.п.

Проявление действия фактора «отношения к нам» заключается в том, что люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам много лучше тех, которые к нам относятся плохо. В эксперименте Р.Нисбета и Т.Вильсона.

(Wilson P./ Регсерtual distortion of heigt as a function of ascriebed academic status // 1. Soc. Psychol., 1968) студентам было предложено оценить преподавателя после 30 минут общения с ним. В одной группе преподаватель играл роль доброжелательного собеседника, в другой был отстраненным. Оценки первой группы оказались значительно выше.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Однако дальше, по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень, так как механизмы восприятия на межличностном уровне общения совершенно другие. Однако, если стереотип слишком силен и продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах.

 

Контрольные вопросы:

3. В чем состоит «имидж эффект» и каковы его последствия?

4. Какие социальные стереотипы Вы знаете?

5. Назовите основные ошибки стереотипизации.

6. Каким образом определяется социальный статус человека при помощи знаковой системы внешних атрибутов?


 

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ

 

Основные проблемы темы:

 

1. Самопознание как шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

2. Самосознание.

3. Компоненты Я-концепции: когнитивная, эмоциональная, оценочно-волевая.

4. Я-реальное, Я-идеальное, Я- глазами другого.

5. Коррекция Я-концепции при имиджировании.

6. Самооценка.

 

Основоположник имиджелогии В.М.Шепель считает, что решение проблемы имиджа возможно, если человек обладает некоторыми приоритетными качествами. В.М.Шепель выделяет три группы таких качеств.

В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям». Как подтверждает практика, обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности, представляющие результат ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, деловой спич, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций).

К третьей группе качеств следует отнести те, которые связаны с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает человеку обострять свою интуицию в ситуации общения. Эта способность имеет колоссальное значение в имиджировании.

Конструирование индивидуального позитивного имиджа начинается с поиска ответов на следующие вопросы: Какие качества нужны ПР-специалисту для эффективной профессиональной деятельности? Какие есть и уже действуют? Какие есть, но они не проявляются? Каких нет, но они необходимы и их нужно выработать?

Базовым для формирования позитивного имиджа является анализ Я-концепции, то есть системы представлений индивида о самом себе. На основании Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает следующие компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п. (самосознание), эмоциональный - самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т.п., оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение, повысить свой статус, желание проверить свои возможности, или же наоборот- желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой - либо оценки.

Я-образ не является константным, и это дает возможность корректировать представление человека о себе самом. А.В.Петровский выделяет несколько Я-образов, которые отличаются друг от друга и играют различные роли в самосознании человека и окружающих его людей: Я-реальное, Я-желаемое, Я-фантастическое, Я-представляемое и др. Я-реальное - каким видит себя человек, и каков он есть на самом деле. Я-желаемое - образ, которому человек хотел бы соответствовать, представление о том, как он будет выглядеть в обстоятельствах, от которых зависит исполнение его желаний. Я-фантастическое - образ собственного «Я», выстроенный по законам воображения, невероятно оторванный от реальности. Я-фантастичесое и Я-желаемое играют большую роль в построении планов на будущее, но в этом случае необходимо адекватно оценивать свое положение в жизни. При постоянном несовпадении воображаемого с действительным человек может утратить чувство реальности, свое лицо. Я-ожидаемое - содержит предполагаемое мнение о собственном «Я» со стороны окружающих.

Я-представляемое - содержит желание выглядеть определенным образом в глазах окружающих. Если Я-ожидаемое и Я-представляемое в сознании человека совмещаются, то он начинает воображать, что все вокруг видят его таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Полное совпадение Я-ожидаемого и Я-представляемого мало вероятно и такого рода заблуждение может вызывать досадные недоразумения.

Я-идеальное - образ того, каким человек должен быть, чтобы соответствовать высоким идеалам, принятым в обществе. В лучшем случае Я-идеальное управляет всеми другими «Я», определяет формирование Я-желаемого. Роль идеального «Я» в имиджировании очень важна. Кобс и Соупер связывают Я-идельное с возможностью достижения адекватности и совершенства. Многие авторы, в том числе Р.Бернс, связывают идеальное «Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления (такого рода идеалы свойственны всякому индивиду).

Структура Я-образа, предложенная А.В.Петровским, на первый взгляд мало чем отличается от структуры Р.Бернса. А.В.Петровский, как и Р.Бернс, выделяют Я-реальное и Я-идеальное, кроме того, Я-зеркальное по Р.Бернсу синонимично Я-желаемому по А.В.Петровскому. Но отдельно выделенное А.В.Петровским Я-представляемое - как желание выглядеть определенным образом в глазах окружающих - дает возможность целенаправленно работать над формированием имиджа педагога. По этому поводу У.Джемс писал: «Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Трудно придумать более дьявольское наказание, чем, если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали внимание».

Для того чтобы имидж специалиста по связям общественностью воспринимался как благоприятный, необходимо знание того, как нужно выглядеть в той или иной ситуации, уметь учитывать ролевую позицию в данном временном отрезке, постоянно работать над своим имиджем, корректировать его соответственно статусу и, конечно, необходимо желание работать над самосознанием. То, каким человеку хотелось бы стать, каким он должен быть, каким он представляется окружающим, каким он видит себя в данный момент, может совпадать или не совпадать в большей или меньшей степени с тем, каков человек в действительности. В данном случае важнейшей из задач является формирование адекватной самооценки (в случае если она завышена или занижена) и соотнесение ее с оценкой окружающих.

Имиджирование способствует выделению лучших качеств личности человека. В связи с этим крайне необходимо, чтобы качества, которые приписывает себе человек, были достаточно объективными. Степень объективности зависит от уровня самооценки человека. Самооценка является важнейшим фактором формирования позитивного имиджа. Оценивая себя, человек осознает свои сильные и слабые стороны в деятельности, в выраженности профессиональных качеств, стимулирует работу над собой по устранению имеющихся недостатков и выработке необходимых качеств, способствующих самосовершенствованию. Результатом самооценки является наличие или отсутствие чувства собственного достоинства, уважения к себе, удовлетворенность собой.

Как известно, самооценка является важнейшим регулятором поведения и деятельности человека, что определяет направление и характер развития профессионального мастерства человека. Люди с заниженной самооценкой, как правило, не уверены в себе, робки, подавлены, что приводит к снижению трудовой активности и продуктивности педагогической деятельности. Люди с завышенной самооценкой имеют очень высокий уровень притязаний, превышающий их реальные возможности, они подчеркнуто независимы, высокомерны, агрессивны, инертны, неуживчивы, это приводит к остановке и регрессии в развитии человека как личности и субъекта деятельности.

Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей фрмирует соответствующий уровень притязаний, гибкость в постановке целей, обеспечивают высокую успешность профессиональной деятельности. Несовпадение самооценки человека с оценками его другими людьми является признаком и причиной возникновения явных или скрытых внутригрупповых конфликтов.

Контрольные вопросы:

 

1. Определите сущность Я-концепции.

2. Представьте структуру Я-концепции человека.

3. Назовите компоненты Я-концепции.

4. Определите сущность самооценки и ее роль в жизнедеятельности человека.

 


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

Основные проблемы темы:

 

1. Этические нормы как регулятор отношений профессиональной деятельности.

2. Этика. Мораль. Нравственность.

3. Закономерности развития нравственного сознания человека.

4. Принципы профессиональной этики.

 

Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственный поступки. Этику, в настоящее время, определяют как учение о морали и нравственности. В первобытном обществе, где индивид чувствовал себя частью коллектива, а не самостоятельным целым, его «я» непосредственно совпадало с системой норм и правил жизни, предписанных коллективом, не существовало разделенности нравственного сознания на мораль и нравственность. Индивид, развиваясь в личность, осваивает свою родовую человеческую сущность в формах культуры, делает историческое прошлое своим прошлым и отвечает перед будущим как перед своим будущим. Эта двойная зависимость определяет его деятельность в настоящем, определяет его свободу и ответственность. Только в этом случае он становится личностью, переставая быть только социальным функционером. При этом его социальное бытие неизбежно оказывается в противоречии с его культурно-историческим бытием (противоречие не возникает только в том случае, если индивид не формируется как личность). «Этот внутренний конфликт может не осознаваться личностью, пока не возникнет ситуация, в которой предъявляемые индивиду от имени социума нормы и правила поведения, называемы моралью, не окажутся в противоречии, например, с тем, что принято называть совестью». (Философско-психологические проблемы развития образования./Под ред. В.В. Давыдова; Российская Академия образования. – М.: ИНТОР, 1994. – 128с. – Сер.: Теория и практика развивающего обучения. С 52-53)

С совестью связана всеобщая безусловная система ценностей, которую в философии принято называть нравственностью. Очень важно ответить на вопрос – что такое нравственность? Л.Н. Толстому принадлежат слова: «Когда ясно в чем заключается истинная нравственность, то все остальное будет ясно». Жан Жак Руссо провозглашал: «Вся нравственность человека заключается в его намерениях». Таким образом быть нравственным значит не только не причинять зла людям своими действиями, а даже не помышлять об этом, то есть иметь нравственный образ мыслей.

Мораль же «есть нравственность, приспособленная к сохранению данного социального организма, нравственность с «оговорками», с ограничениями. Она не общечеловеческая, а всегда групповая (сословная, классовая, национальная и т.д.)

«Нравственность формируется вместе с личностью, составляет принцип ее бытия и неотделима от содержания «я» индивида. Мораль в таком случае в готовом виде предписывает индивиду то, что противостоит его «я» и к чему это «я» должно себя подчинить. Поэтому мораль связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность – с целеполаганием самого индивида (свободой).» (Философско-психологические проблемы развития образования./Под ред. В.В. Давыдова; Российская Академия образования. – М.: ИНТОР, 1994. – 128с. – Сер.: Теория и практика развивающего обучения. С 53)

Мораль как система этических ценностей – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Мораль требует от индивида подчинения его личных интересов интересам общества. Некоторые моральные нормы выражают содержание нравственных принципов, но не безусловно, а в пределах, обусловленных требованиями социума, класса, церкви и т.д. Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.

История полна примеров, когда мораль и нравственные принципы находились в непреодолимом противоречии. Христианская заповедь «не убий» в нравственном значении безусловна, но как моральная норма она уживалась с преследованием и уничтожением еретиков. Осуществление цели Октябрьской революции дать свободу каждому человеку России потребовало отнять свободу и даже жизнь многим и многим гражданам страны.

«Это не означает, что во всех конфликтных ситуациях столкновения морали и нравственности индивид должен отдавать предпочтение нравственности, относясь к традиционным моральным требованиям как к чему-то безнравственному. Нравственное поведение, хотя не всегда и не всеми индивидами осуществляемое, как идеал, как цель этических устремлений должно жить в его сознании в качестве образца и критерия оценки самого себя и своего практического действия. В противном случае индивид не может развиваться нравственно, то есть как личность» (Там же. С 55)

Индивид, руководствующийся только нравственными принципами, не может адаптироваться в социуме, хотя окружающие могут признать его нравственное превосходство, однако поступки его кажутся странными, неадекватными.

Более всего адаптирован к социальной среде безнравственный моралист, он может оправдать с помощью морали любые даже античеловеческие действия. Индивиду же, живущему между полюсами морали и нравственности, часто приходится стоять перед выбором – как поступить в той или иной ситуации. Решение целиком зависит от степени его личностного развития, от собственной этической зрелости.

И мораль, и нравственность как единство противоположностей являются определениями единого этического сознания человека. Каждый индивид является одновременно и членом социальной группы и развивающейся личностью. Потому его этическое сознание должно выражать нормы жизни социума и общечеловеческие принципы. Моральное сознание есть общее и необходимое условие жизни общества, «поверх которого может разворачиваться (не вытекая и не развиваясь из него) мир личностных отношений в своем бесконечном богатстве, то конкретно-всеобщее, которое не может быть исчерпано ни в каких конечных нормах.» (Там же. С58) Об этом хорошо сказал Томас Манн: «Нравственность и жизнь - единое целое. Этика - культура жизни, а нравственный человек - истинный гражданин жизни».

Первым, кто сформулировал основной императив поведения, имеющий большое значение и в педагогической практике «не делай другим того, чего не пожелаешь себе», был Конфуций (551-479гг. до н.э.).(Конфуций. Изречения. – М.: МГУ, 1994. – С57). Конфуций, определяя основные этические нормы, на первое место в отношениях между людьми ставил долг, справедливость и добродетель.

Профессиональная нравственность конкретизирует, развивает общие положения нравственности, ее принципы, категории, достоинства и недостатки, содержит некоторые устанавливаемые только для данной профессии нравственные нормы и правила. Она представляет собой совокупность нравственных норм, понятий, оценок, идеалов, характерных для определенных профессий в определенном обществе и в определенную эпоху.

Г.А. Митрофанов в статье «К вопросу о профессиональной этике» заявляет: «Наряду с понятием «профессиональной морали» существует понятие «профессиональной этики», выражения «этика врача», «этика учителя» и т.д. Строго говоря, это совсем не тождественные понятия и их надо различать. Этика является учением о морали, следовательно, профессиональная этика является той частью этики, которая изучает профессиональную специфику морального сознания людей отдельных специальностей». (К вопросу о проф. Этике. – Труды кафедр гуманитарных наук Пермского медицинского института, т.80, вып. 4. Пермь, 1967, стр. 51.)

 

Контрольные вопросы:

1. Что Вы понимаете под «этическими нормами»?

2. Определите понятия: мораль, нравственность.

3. Назовите основные принципы профессиональной этики.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЦЕННОСТНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ

 

Основные проблемы темы:

 

1. Основные жизненные позиции.

2. Уровни экзистенциальных установок: неудачники, середняки, удачники.

3. Когнитивное, аффективное и поведенческое измерения установок.

4. Коммуникативная установка.

 

Наши истолкования и оценки внешнего мира, подчеркивает Ж. Годфруа (Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 376 с., ил.) основываются на установках, создающихся у нас на протяжении всей жизни. Установки – это те ориентиры, которые позволяют нам в любой момент предстать перед тем или иным человеком, событием или сообщением в «полной готовности».

Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Когнитивное измерение включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей и которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, является истинным, правдоподобным и возможным. Аффективное измерение составляют положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое мы собираемся совершить. Это действие и есть поведенческое измерение установки, которое предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.

Так, например, если преподаватель кажется мне слишком строгим (когнитивная составляющая установки), а я не люблю, когда меня заставляют что-либо делать (аффективная составляющая), то очень вероятно, что я редко буду посещать его занятия, где меня может ждать принуждение (поведенческая составляющая).

Все свои мнения, оценки и убеждения мы первоначально приобретаем через контакты в семье, социальной группе, школе, со знакомыми и т.д. Таким образом, формирующиеся в результате этих контактов установки – это тоже, в основном, продукт влияний, которым мы подвергаемся с самого раннего детства, это содержание нашего личного опыта полученное при взаимодействии с другими людьми.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью. Свою окончательную форму они, однако, приобретают между 12 и 30 годами жизни. Структурировавшись в отрочестве, установки между 20 и 30 годами «кристаллизуются». После этого установки меняются с большим трудом.

Следует, однако, различать центральные установки, которые образуют ядро системы убеждений, используемой нами при «расшифровке» общества, и установки периферические, основанные на мнениях и убеждениях, играющих меньшую роль в нашей социальной адаптации. Поскольку периферические установки значат для нас меньше, они меняются легче, чем центральные. Например, легче сменить марку зубной пасты, чем свои политические убеждения или установки, заложенные воспитанием.

Мы постоянно подвергаемся влиянию телевидения, радио, газет, семьи, преподавателей, друзей и подруг, сознательно или бессознательно пытающихся изменить наши установки. Речь здесь идет об убеждающей коммуникации, связанной с действием целого ряда факторов. Но, осознавая свои собственные установки, мы точно так же пытаемся повлиять на других или изменить свое собственное восприятие фактов, с тем чтобы сохранить соответствие между ними и нашим поведением.

Удастся ли путем убеждения изменить наши установки, зависит от многих факторов, связанных с качествами человека, передающего нам информацию (коммуникатора), с особенностями этой информации и, наконец, с типом реципиента (т.е. с нашей собственной личностью). Чем больше доверия внушает коммуникатор, тем легче ему убедить другого человека и вызвать изменение его установок.

Мы более восприимчивы к тому сообщению, которое близко нас касается – с учетом сложившейся ситуации, насущных потребностей и преследуемых нами целей. Например, компания против загрязнения среды легче вызовет изменение установок у тех людей, кто вынужден пить воду, ставшую мало пригодной для питья, а также у представителей экологических движений.

Когда мы испытываем затруднение в связи с необходимостью радикально изменить свои установки из-за какой-то новой информации или новых обстоятельств, это чаще всего заставляет нас искать разные способы освободиться от беспокойства и несоответствия между нашими установками и требующимся поведением.

Чтобы показать, как в таком случае люди будут стараться сохранить определенную гармонию в системе своих убеждений, были предложены различные теории. Мы остановимся на двух из них – на теории когнитивного диссонанса и теории когнитивного равновесия.

Когнитивный диссонанс. Речь идет о теории, предложенной Фестингером. Согласно этой теории, когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, - наилучший. Если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить – значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в компаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д. Диссонанс между установками человека и его поведением ослабевает, что позволяет ему снова чувствовать себя в «полной гармонии».

Когнитивное равновесие. Хайдер предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Таким образом, гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность. В тех случаях, когда аффективная связь нарушается из-за расхождений во взглядах, мы стараемся преуменьшать или даже вообще отрицать это расхождение, а иногда и убедить себя, что вопреки очевидным фактам установки другого человека в основе своей согласуются с нашими собственными.

Излагая в избранных лекциях по психотерапии вопрос о формировании основных жизненных позиций в контексте трансактного анализа Виктор Викторович Макаров пишет о том, что человек рожденный от двух родителей является результатом миллионов совпадений, закономерностей и случайностей. Он сложен и противоречив. И все же есть одна базовая характеристика, необходимая ему, как фундамент каждому дому. Ее называют основной жизненной установкой, фиксированной жизненной позицией или основной жизненной позицией. Это совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека.

Выбор фиксированной жизненной позиции осуществляется семьей, ближайшим окружением и самим человеком. Это происходит с первых мгновений жизни и завершается к семи годам. То есть в столь юном возрасте, когда еще нельзя рассчитывать на полное осознание серьезности принятого решения, ясность и глубину мышления. Как только основная жизненная позиция определилась, все действия, все поведение человека направлено на ее подтверждение и закрепление.

Впрочем, для того чтобы быть точным, важно сообщить, что основная жизненная позиция каждого человека складывается еще до рождения, в процессе внутриутробного развития. Каждый ребенок до своего рождения ощущает, что он благополучен и другие также благополучны. Я хороший - вы хорошие. Вы — это, в основном, конечно, мама и те, кто ее окружает. В.В. Макаровым был проведен большой опрос по обнаружению фиксированных эмоциональных установок во время внутриутробной жизни. У двух тысяч человек, проходивших обучение психотерапии, проводилась возрастная регрессия до ощущений и переживаний внутриутробной жизни.

В связи с тем, что у многих память на дошкольное и раннее детство блокирована родительскими запретами, регрессию проводили в состоянии транса. У большинства был получен положительный результат. Удалось восстановить переживания внутриутробной жизни. Только у двух человек во внутриутробной жизни выявлена установка «Я не благополучен». От одного из них мать пыталась многократно избавиться при помощи не удававшихся абортов. Мать другого страдала тяжелым заболеванием позвоночника, и развивающийся плод доставлял ей дополнительные непереносимые боли. У остальных участников опроса во время внутриутробного развития сложилась фиксированная эмоциональная установка: «Я благополучен — Вы благополучны». К сожалению, в дальнейшем у большинства людей она заменяется на фиксированную эмоциональную позицию: «Я не благополучен — Вы благополучны». Как же это происходит?

Иногда сама обстановка и процедура рождения ребенка в наших роддомах делают его неблагополучным. Таинство появления ребенка на свет происходит публично, в государственном учреждении, зачастую в окружении незаинтересованных чужих людей. Они могут быть недовольны, что роды тяжелые или происходят ночью. Иногда стимулируют родовую деятельность без особой необходимости. Все это может приводит к психологическим травмам матери и ребенка.

Мать родила своего ребенка в муках. Но по медицинским правилам его тут же уносят от мамы в детское отделение, надолго. Теперь зависит только от режима роддома, когда же ребенок снова встретится с мамой, какие процедуры и инъекции будут ему назначены. У такого ребенка формируется ощущение заброшенности, беспомощности и собственной ненужности. Он ощущает себя: «Я не благополучен». А окружающие, от которых он полностью зависит, которые представляются ему огромными всесильными фигурами, — благополучны. Так весьма часто в первые дни жизни у детей, рожденных в нашей стране, формируется установка «Я не благополучен — Вы благополучны».

Фиксированная эмоциональная позиция, однажды сформировавшись, должна подтверждаться жизнью. И этого не приходится долго ждать. Каждый человек имеет свой опыт, связанный с недостатком любви в детстве. Многие эмоциональные переживания ребенка в первые месяцы жизни связаны с повышенной чувствительностью кожных покровов. Кожа младенца дает ему основную информацию о внешнем мире. Взывающий о помощи младенец очень скоро может обучиться понимать: чтобы привлечь внимание, следует заболеть.

Ребенок начинает ходить. Он очень неловок, падает, разбивает посуду, портит вещи. Он неуклюж и вызывает насмешки. Его часто наказывают. Обиды и унижения ограничивают нашу свободу и резко уменьшают возможности выбора.

Затем детские ясли, детский сад, школа. И везде позиция «Я не благополучен — Вы благополучны» воспитывается, навязывается, вдалбливается. Впрочем, возможно, что это наиболее адаптивная позиция для человека в авторитарном государстве.

Человек с негативным образом собственного «Я»отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за все неприятности. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, результат. Низко оценивает результат своего труда, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он может быть подвержен стрессам и часто болеть. Причем заболевания развиваются медленно, протекают вяло, период выздоровления затягивается на длительное время. Он часто испытывает депрессии, страдает неврозами, нарушениями характера, склонен к саморазрушающему поведению: курению, злоупотреблению алкоголем, наркотиками. Для него типичны вегетососудистые и психосоматические расстройства, снижение иммунитета. Типичны гастриты, язвы, болезни тонкого и толстого кишечника, дискенезии желчевыводящих путей и почечные колики. Типичен гипотиреоз, гипотония, динамические расстройства мозгового кровообращения, возможны ишемические инсульты. Такие люди неряшливы в образе жизни, в одежде. Они выбирают для себя банальный или проигрывающий сценарий — неосознаваемый план жизни.

Важно отметить, что большинство членов нашего общества всю жизнь несет в себе фиксированную эмоциональную установку «Я не благополучен — Вы благополучны». Мы их встречаем постоянно и повсюду. Им живется тяжело и грустно. Они оказывают негативное влияние на окружающих, жить и общаться с ними нелегко.

И все же это не самая минорная установка. Есть еще одна: «Я не благополучен — Вы не благополучны». Человек с такой установкой недостаточно энергичен (скорее апатичен), склонен к подавленности, пассивной враждебности к себе и другим, не способен проявлять настойчивость. Его постоянно преследуют неудачи, и он свыкся с этим. Ему не свойственен творческий подход к работе и к жизни вообще. С его точки зрения, он не заслуживает положительной оценки и похвал. Более того, он их не воспринимает или даже не слышит. Он мрачен, ироничен, труден в общении. Его пассивность в конце концов формирует отрицательное отношение к нему окружающих. Своей неопрятной, скандализирующей одеждой, внешностью, запахом, исходящим от одежды и тела, он постоянно заявляет: «Со мной все не в порядке — С вами все не в порядке». Это позиция безнадежного отчаяния,когда жизнь бесполезна и полна разочарований. Человек бессилен, и другие не могут помочь ему. Остается опуститься на дно и ждать кончины.

Установка неблагополучия складывается у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны и не интересуются им. Или же когда человек понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда все окружающие отвернулись от человека и он лишен поддержки близких людей.

Такие люди страдают множеством различных болезней. Это депрессия и апатия, различные простудные, инфекционные и соматические заболевания, вызванных пониженным иммунитетом. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное куриение, злоупотребление алкоголем и eгo суррогатами, наркотическими и токсичными веществами. Характерны травмы тела, а также черепномозговые травмы и их последствия. Заболевания и нарушения здоровья у них протекают длительно. Сами заболевания текут вяло, сопровождаясь осложнениями. Период выздоровления затягивается. Часто присоединяются сопутствующие заболевания. Лекарства, используемые для их лечения, дают много побочных действий и осложнений. Только часть людей с установкой «Я не благополучен - Вы не благополучны» живет в обществе. Многие из них проводят жизнь с ожидании конца в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, домах для хронически больных, в местах лишения свободы. Многие сегодня просто выброшены из жизни и завершают свой жизненный чуть на улице, пополняя ряды бомжей.

Следующая установка не столь пессимистична. И все же ее носители доставляют множество забот и неудобств окружающим. Она формулируется следующим образом: «Я благополучен — Вы не благополучны». Это установка надменногопревосходства. Такой человек сообщает себе и миру: «Со мной все в порядке — с вами все не в порядке». Он выглядит надменным. У него высокое самомнение. В какой бы деятельности он ни участвовал, всегда преувеличивает свою роль, свой вклад в общий результат. С ним трудно общаться. Он стремится подавлять и принижать других людей. Он использует людей. Когда чаша терпения окружающих переполняется, они покидают его. Он временно остается в одиночестве, чувствуя себя неудачником. Постепенно некоторые люди к нему возвращаются. В его окружении оказываются и новые люди, готовые подчиняться и терпеть унижения. Первыми возвращаются подхалимы и люди с установкой «Я не благополучен — Вы благополучны» - ведь он лучше других подкрепляет их установку. И он снова поглощен борьбой. Он терроризирует близких, обнаруживает врагов, затевает разбирательства. Он сколачивает группы и коалиции. Он всегда непрошеный советчик, который якобы знает все лучше всех. Такой человек стремится выделяться и собственной одеждой, и маркой автомобиля. Он любит униформы, специальные фасоны, все экзотическое, необычное, эксклюзивное.

Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться в раннем детстве или в более зрелом возрасте. В детстве она может складываться по двум механизмам психогенеза. В одном случае семья всячески подчеркивает превосходство младенца над другими ее членами и окружающими людьми. Такой ребенок растет в атмосфере его почитания, всепрощения и принижения окружающих. Для него это естественная среда, и другой он не знает. Как только установка определяется, человек делает все, чтобы ее постоянно подтверждать. Он делает это неустанно.

Второй механизм развития срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью и даже жизни. Например, при плохом обращении с ребенком. Когда он восстанавливается после очередного унижения, или для того, чтобы преодолеть свою беспомощность, приниженность иногда просто выжить, он делает спасительный для себя посыл: «Я благополучен», но чтобы психологически освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его, заключает: «Вы не благополучны». Такие люди часто становятся лидерами и руководителями иногда преступного мира. Они активно (иногда бессознательно) стремятся к этому. Типичные для данной фиксированной эмоциональной установки формы патологии: гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, инфаркт, гемморагический инсульт, истерия со всем разнообразием ее клинических проявлений.

Итак, мы рассмотрели три фиксированные эмоциональные установки. Важно отметить, что они зачастую не осознаются человеком. А значит, он не способен формулировать словами свою фиксированную эмоциональную установку, иногда даже легко формулируя основные жизненные позиции других людей.

Только одна, еще не рассмотренная нами фиксированная эмоциональная установка, обычно осознаваема и может быть сформулирована ее носителем. Это оптимистическая установка человека, считающего: «Я благополучен — Мир благополучен». Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими. Он принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Готов жить в изменяющемся мире. Он внутренне свободен и, по возможности, избегает конфликтов. Зачастую старается не растрачивать время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Это фиксированная эмоциональная установка удачливой, здоровой личности. Такой человек своим поведением, отношениями с другими людьми, всем образом жизни сообщает: «Со мной все в порядке — с вами все в порядке». Данная фиксированная эмоциональная установка начинает зачастую формироваться во внутриутробной жизни. У некоторых людей она не меняется во время родов. Это происходит только тогда, когда роды не сопровождаются тяжелой психической травмой. Живя и развиваясь в очень хороших условиях, младенец закрепляет оптимистическую установку. Эта установка в младенчестве особенно ярко проявляется тогда, когда ребенок сосет материнскую грудь. Он в гармонии с миром, и мир в гармонии с ним. Дитя постепенно формирует для себя позицию удачливой, здоровой личности. Считает, что его родители надежные, любимые и любящие люди, которым можно доверять. И родители доверяют своему ребенку. Такой ребенок готов принять жизненный сценарий удачливого победителя. Он добровольно принимает на себя обязательства и при этом не сгибается под грузом постоянных «я должен», «так надо», «это необходимо сделать». Люди с установкой благополучия обычно соматически здоровы или страдают заболеваниями, которые не обнаруживают психологического генеза.

Так что же, фиксированная эмоциональная установка неизменна и это на всю жизнь? У некоторых людей это так и есть. Приобретя установку, они всю жизнь подтверждают ее. У других людей фиксированная эмоциональная установка в течение жизни претерпевает изменения.

При осознании своей фиксированной эмоциональной позиции многие люди думают о том, чтобы стать более удачливыми или изменить свою позицию на фиксированную эмоциональную установку: «Я благополучен — Вы благополучны». Осознание позиции это уже значительное продвижение к ее изменению. Раскодирование содержания позиции и замена отдельных ее фрагментов более благополучными могут вести к изменению позиции. Такое изменение часто имеет свои этапы и промежуточные фиксированные эмоциональные установки.

Известно несколько путей изменения эмоциональных установок. Психотерапия — это длинный путь приобретения позиции благополучия. Еще более длинный путь — воспита




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.