Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор модели поведения

ТЕМА 10

 

Основные проблемы темы:

 

1. Традиции и их трансформация в современных условиях.

2. Правила хорошего тона как искусство саморегуляции.

3. Критерии выбора модели поведения.

4. Деловой протокол.

5. Международная вежливость.

 

Этикет — явление исторически изменчивое. Конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и «приличных манер» времен Людовика XIV.Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня — это прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Как справедливо заметил академик Д. С. Лихачев, «в основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. И в этом отношении вполне уместна аналогия: без овладения этикетом человек похож на шофера, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения. Нетрудно представить, к каким конфликтам, а быть может, и трагедиям это может привести.

Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество. Многие из них пришли из истории, а иногда и из очень древней истории. Например, правила, согласно которым мужчина должен обнажать голову перед женщиной (снимать шляпу), вставать при разговоре с ней, уступать ей место и, вообще, оказывать всевозможные знаки внимания.

Этикет претерпел значительные изменения, время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

Так, еще в средние века, в XI — ХШвв., высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Современная жизнь, рождая новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. И запомнить их все практически невозможно. К счастью, этого и не нужно, поскольку предусмотреть все возможные ситуации, где от человека потребуется проявление внешней культуры, все равно нельзя. Жизнь сложнее правил, и в ней встречаются такие ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводом правил этикета. Значит, сегодня более важно не просто заучить сами правила, но понять «дух», суть и смысл этикета, т. е. в конечном счете усвоить основные принципы, как замечает Л.С. Лихачева, и мы с ней совершенно согласны. (Школа этикета: Поучения на всякий случай/Авт.-сост..С. Лихачева. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-в., 1997.-448с.) А таких принципов можно выделить несколько.

Прежде всего, это принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость — форма взаимоотношений между людьми, суть которых доброжелательство, желание другому человеку добра. Вежливость включает в себя такие человеческие проявления, как внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям.

Доброе отношение к людям — главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами. Требованиями гуманного, доброго отношения к людям продиктованы очень многие правила этикета. Например, такие:

· нехорошо шептаться в присутствии других;

· не следует придирчиво рассматривать столовые' приборы в гостях, тем более не надо протирать их салфеткой;

· нельзя курить в помещениях без разрешения присутствующих; открывать окно (форточку), не получив согласия у окружающих;

· передавая письмо через знакомого, не рекомендуется заклеивать конверт: это может обидеть человека недоверием;

· нельзя громко кричать и разговаривать на лестничной площадке, в коридоре, поскольку в соседней квартире (комнате) может оказаться больной, спящий или просто уставший человек.

Этот список конкретных правил можно продолжать и дальше, но общий вывод ясен: этикет предлагает такие действия, в которых проявляются чуткость, внимательность, доброта, вежливость по отношению к другим людям.

Порой встречаются мнения, что вежливость — нечто противоположное прямоте и искренности, что это форма лицемерия, особенно если речь идет о необходимости проявить вежливость к человеку, который не вызывает симпатий. На это можно ответить следующее. В жизни действительно встречаются ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с человеком, не заслуживающим по тем или иным причинам уважения. Но это отнюдь не дает нам право унижать его человеческое достоинство. В любом случае надо оставаться вежливым! Другое дело, что сама вежливость может проявляться по-разному. Не случайно принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректность — несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, самых конфликтных. Проявлять корректность — значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению. Поэтому на вопрос: «Надо ли здороваться с человеком, который мне не нравится или на которого я серьезно обижен?» — следует ответить утвердительно. Но это не значит, что надо бросаться ему в объятия или крепко пожимать руку. Это можно сделать в форме корректной вежливости, то есть «сухо» поздороваться.

Учтивость — вежливость почтительная, обычно проявляемая по отношению к старшим. По мнению Жана де Лабрюйера, французского моралиста XVII в., «суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

Любезность — вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому. Любезный человек — это человек приветливый, обходительный, предупредительный. Плутарх в «Застольных беседах» пояснял это качество следующим образом: «Любезностью будет заговорить с охотником о собаках, с болельщиком о гимнастических состязаниях, с влюбленными о красавицах. Человек, преданный набожности и обрядности, любящий поговорить о вещих снах и о том, как ему помогли священные процедуры, предчувствия и вещания оракулов, будет рад, если задать ему относящийся к этому вопрос. А старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности».

Деликатность — вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение. Н. А. Добролюбов, например, считал, что «сущность деликатного характера состоит в том, что ему в тысячу раз легче самому перенести какое-нибудь неудобство, даже несчастье, нежели заставить других переносить его. Если он потеряет вашу вещь, он продаст последнее, останется без гроша сам, но во что бы то ни стало постарается вознаградить вас за потерю. Если он дал вам денег взаймы и видит, что вы нуждаетесь, он сам будет переносить нужду, но не спросит своего долга. Если он сам занял, он не успокоится, пока не расквитается с вами. Главная забота, главная его мысль — о том, чтобы не стеснить кого-нибудь, не быть кому-нибудь в тягость. Он постоянно и чутко смотрит, не помешал ли он вам, не скучно ли вам с ним, не стесняетесь ли вы его присутствия или обращением с вами и т. п. В нормальном своем положении, т. е. в соединении с энергией характера и правильно развитым сознанием своего достоинства, такая деликатность составляет одно из высших достоинств человека. В ней соединяется тогда и честность, и справедливость, и деятельное участие в судьбе ближнего...»

Тактичность. Многие считают, что вежливость и тактичность — одно и то же, но существуют некоторые нюансы, которые позволяют их различать. Чем же отличается вежливость от тактичности? «Однажды гуляли два джентльмена и беседовали на тему, чем отличается вежливость от тактичности. К единому мнению они не пришли и надумали предоставить решение спора первому встречному человеку. Это был трубочист. Выслушав существо проблемы, молодой человек сказал, что его образование не позволяет высказывать научные теории, а пример привести он может: «Я чистил трубы вон в том большом особняке,— рассказал он.— Закончив работу, заблудился и стал искать выход. Толкнув одну из дверей, я оказался... в ванной комнате, где среди кружевной мыльной пены лежала в ванне юная леди. Она вскрикнула. А я сказал: «Простите, сэр!» — и быстро вышел. Так вот, «простите» — это была вежливость, а «сэр» — тактичность.

Тактичность — это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть другого человека:

— тактичный человек не разглядывает беззастенчиво окружающих людей, особенно с физическими недостатками;

— не дает непрошеных советов и не задает вопросов о возрасте женщинам, пожилым и незнакомым людям;

— не проявляет интереса к интимной стороне жизни других людей, не вмешивается в их частную жизнь;

— не злословит по поводу хозяйки и ее кулинарных способностей, покинув порог гостеприимного дома;

— не высказывает в присутствии других людей замечания человеку, не владеющему хорошими манерами;

— получив несколько одинаковых подарков в день рождения, не сетует, не возмущается и т.п.

Тактичность — непременное условие и обязательный признак хорошего воспитания, которое, как заметил А. П. Чехов, заключается «не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». Иначе говоря, тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте. В этом отношении очень мудро высказался Джонатан Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Скромность — умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Скромный человек, как его определяет «Толковый словарь русского языка», это «сдержанный, умеренный, простой, пристойный человек». Скромный человек:

— не попытается обойти очередь, расталкивая всех локтями;

— не возьмет с блюда лучший кусок;

— не будет добиваться любой ценой победы в незначительном споре;

— не станет навязывать свои вкусы и мнения, симпатии окружающим;

— не будет кичиться своим служебным или материальным положением, подчеркивать свое умственное или физическое превосходство;

— как бы ни были велики его заслуги и отличия, он никогда не станет выставлять их напоказ.

В этом отношении своим воспитанием отличаются англичане. Они не выставляют себя в разговоре, не ведут речи о себе самом, о своих делах, профессии. Более того, считается дурным тоном неумеренно проявлять собственную эрудицию и вообще безапелляционно утверждать что бы то ни было.

Однако самыми скромными людьми считаются французы. И вот почему. Оказывается, французы при перечислении ряда лиц никогда не поставят себя на первое место. Французы не говорят, например, «я с родителями...» или «я и мои друзья...» Не случайно у них есть даже выражение «Моя собака и я ходили на охоту». И такая скромность объясняется вовсе не особенностями французского языка, а воспитанностью французов, их внимательностью и уважением достоинства других людей. Впрочем, подробнее рассмотрим особенности общения с иностранцами в конце данного раздела.

Подлинная скромность не имеет ничего общего со скованностью, зажатостью, робостью. Все это — проявления комплекса застенчивости, часто возникающего лишь потому, что человеку недостает умения и навыков свободного культурного общения. Он не знает, как начать разговор с незнакомым человеком, как и о чем говорить с ним, оказавшись наедине, не умеет правильно пользоваться столовыми приборами, носить элегантную одежду и т. п. Он все время боится что-нибудь нарушить, сделать не так, как должно. Порой такую неуверенность и смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, но чаще это приводит к болезненной сосредоточенности на себе и своем поведении, переживаниям одиночества, неполноценности.

Как верно заметил Жан де Лабрюйер, «скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность».

Точность — умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, т. е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т. д. «Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей!» — изречение французского короля Людовика XVIII фактически превратилось в английскую пословицу. Англичане всегда славились своей точностью и пунктуальностью. В Англии рассказывают историю об одной леди, которая обещала прийти к обеду и не пришла. Хозяйка подождала ее пять минут и предложила всем сесть за стол без этой гостьи. «Она, наверное, сломала ногу»,— сказала хозяйка. И действительно, через несколько минут по телефону попросили передать извинения от леди М., которая не смогла прийти на обед, т. к. по дороге сломала ногу. Эта, казалось бы, банальная история подчеркивает одну простую, но очень важную мысль: воспитанный человек не прийти куда-либо в назначенное время или опоздать может лишь в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств. И то, он непременно постарается сообщить об этом как можно раньше.

Китайская пословица гласит: «Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного».

Второй важнейший принцип современного этикета - это принцип целесообразности действий.

Почему котлету не следует резать ножом? Потому, что она мягкая! Почему нельзя входить с мороженым в городской транспорт? Потому, что можно испачкать одежду окружающих людей.

Всеочень разумно, просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократического этикета перед сословным, аристократическим. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то нестандартной, новой для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

Даже обращение с торжественными столовыми приборами, которые приводят нас в смущение своим количеством и разнообразием, становится достаточно простым, если руководствоваться этим принципом. Известно, что лежащие слева и справа от тарелки ножи и вилки соответственно составляют пары. Поэтому пользоваться ими следует по мере перемены блюд, начиная с тех, которые лежат дальше от тарелки, с тем, чтобы постепенно занимаемая ими площадь сокращалась, а с последней тарелкой официант унес бы и последние приборы. Разумно и удобно!

Основываясь на целесообразности, современный этикет никогда не требует однозначности порядка действий: поступай только так и не иначе. Жизнь сложна и многообразна, и в ней порой возникают такие ситуации, которые не предусмотрены правилами. В этом смысле современный этикет не догматичен, он предполагает возможность выбора и творчества в нестандартных ситуациях. Абсолютной строгостью отличаются сегодня, пожалуй, только нормы дипломатического протокола. Во всех же других случаях возможны нарушения, когда этого требует ситуация или здравый смысл. Приходя в противоречие с новыми условиями жизни, нормы этикета меняются на противоположные. Например, веками складывалось правило, согласно которому женщина, идя рядом с мужчиной, должна занимать положение справа от него. Это было связано с тем, что принадлежностью мужского костюма (даже гражданского) всегда было оружие — шпага, сабля, пистолет и т. п. Сегодня оружие не является принадлежностью мужского костюма, но это правило сохранилось: женщина, идя рядом с мужчиной, располагается по правую руку от него. Однако, если сегодня женщина поидет рядом с военным, то она должна находиться слева от него. Это более целесообразно, поскольку иначе ее спутнику будет затруднительно исполнять воинский ритуал приветствия.

Или другой пример. Известно правило, согласно которому мужчина должен пропускать женщину вперед, если они одновременно подошли к входной двери. Но если это тяжелая дверь с тугой пружиной, то вполне разумно и допустимо с позиций современного этикета, если мужчина пройдет в дверь первым и придержит ее снаружи.

Таким образом, можно сказать, что современный этикет рассчитан не только на людей воспитанных, но и умных, на людей, способных творчески применять знание правил этикета к конкретным ситуациям.

Третий принцип, на котором основываются нормы современного этикета,— это красота, или эстетическая привлекательность поведения.

Правила этикета вырастают из требований эстетики. И логика у них простая: «неприлично, потому что некрасиво». Поэтому этикет гласит:

- нельзя пить чай или есть суп, шумно втягивая в себя жидкость;

- нельзя публично ковырять в зубах спичкой после еды, доставая застрявшие кусочки пищи;

- не следует злоупотреблять косметикой, особенно юным девушкам и т. д.

Нельзя, потому что некрасиво, потому что подобное поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих, а следовательно, является проявлением неуважения к ним.

Современный этикет предполагает единство формы и содержания поступка. Поэтому хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено, иначе самый добрый и благородный по своим намерениям поступок будет выглядеть нелепо, непривлекательно и может утратить свой благородный, нравственный смысл. Больше всего это относится к тем правилам поведения, которые касаются манер, жестов, мимики. Действительно, смешно и некрасиво выглядит человек, который, встретив своего знакомого, начинает в процессе разговора откручивать у него пуговицу на пальто или, рассказывая о посещении стоматолога, начинает широко открывать рот и показывать вылеченный зуб. Столь же нелепо и безвкусно выглядят молодые люди, которые повсюду ходят в спортивных костюмах (даже в театр), или девушки, которые с самого утра накладывают себе на лицо слой яркого, вечернего макияжа. Именно по соображениям эстетической привлекательности современный этикет рекомендует сводить к минимуму и всякое проявление нашей физиологии в присутствии других людей (чесать в голове, держать палец в носу или во рту, жевать на улице или в городском транспорте и т. п.).

Четвертый принцип, который лежит в основе правил современного этикета, связан с тем, что среди его норм и правил есть много таких, которые трудно объяснить с позиции уже названных принципов.

Например, почему хлеб надо брать рукой, а не вилкой, тогда как почти все другие блюда едят с помощью ножа и вилки? Почему, встречая друг друга, мужчины хватаются за руки? Почему, входя в помещение, мужчины должны снимать головной убор?

Ответить на эти вопросы бывает очень непросто. Дело в том, что все эти нормы возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значение. Сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества. Объяснить же истоки того или иного правила довольно сложно. Например, относительно того, что мужчины снимают шляпу при приветствии, мнения специалистов разделились. Одни считают, что этот обычай возник в Древнем Риме, где рабы должны были обнажать бритую голову при встрече со свободным гражданином, чтобы тот видел: это — раб. Другие относят его к временам средневековья, когда рыцари снимали шлем, оставляя голову незащищенной в знак доверия к человеку, с которым он встретился. А сохраняющийся до сих пор обычай произносить здравицы (желать здоровья) при употреблении напитков во время застолий проистекает главным образом из весьма распространенного среди наших предков страха околдования или отравления.

Таким образом, народные обычаи и традиции — четвертый принцип современного этикета.

Так что же нужно делать, чтобы стать воспитанным человеком? Достаточно ли знать существующие правила и принципы этикета? Ответ очевиден: конечно же, нет! Знание правил этикета необходимое, но отнюдь не достаточное условие воспитанности. Необходимо еще уметь выполнять определенные действия. Так, например, мы все хорошо знаем, что вилку следует держать в левой руке, а нож в правой, но все ли и всегда ли мы умеем ими пользоваться?!

«Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, пододвинуть старшему или женщине стул, сесть, встать, подать оброненную вещь — все это надо уметь... Умение достигается постоянным упражнением и тренировкой... Конечно, лучше всего вырабатывать такое умение в раннем возрасте. Но если это не было сделано, начать никогда не поздно» (Бушелева Б. В. Визитная карточка воспитанного человека.— Смена,1985, № 2. С30).

Кроме того, истинно воспитанным человеком можно считать только того, у кого выработаны устойчивые и прочные привычки поведения, т. е. способность и умение производить необходимые действия без особого контроля со стороны сознания, как бы автоматически. Не случайно поэтому говорят, что воспитанный человек — это не тот, кто долго думал, выбирал, прикидывал, как поступить, и наконец принял верное решение, а тот, кто иначе поступить просто не может.

Воспитанный «юноша не может, например, сидя разговаривать со стоящей женщиной, не вынув при этом сигареты изо рта. Он не может оттолкнуть женщину или пожилого человека от дверей автобуса, бросить окурок на тротуар, а лавровый лист из супа на скатерть. Пройдя первым в дверь, он не может отпустить ее перед идущим сзади, а обязательно придержит, задев или обеспокоив кого-нибудь, тут же извинится и т. д.» (Бушелева Б. В. Визитная карточка воспитанного человека.— Смена,1985, № 2.С31).

Таким образом, знания, умения и привычка — вот те три «ступеньки этикета», преодолеть которые необходимо для того, чтобы стать воспитанным человеком, отличающимся «естественным культурным» поведением.

В.М.Шепель выделяет пять критериев выбора модели поведения: поведение должно соответствовать закону; ни в коей мере не противоречить установленному в обществе порядку; нравственная безупречность (честность, справедливость, совестливость); учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств; цель, которую ставит перед собой личность; самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.

Определяя критерии выбора модели поведения в ситуациях делового общения необходимо, советует Кузин Ф.А. в своей монографии «Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика», прежде всего:

- с уважением относится к себе и своему партнеру, проявлять во взаимоотношениях толерантность, деликатность и тактичность;

- доверять себе и другим;

- помнить, что честь дороже прибыли;

- дорожить своей репутацией, а потому быть честным, порядочным, справедливым, обязательным и компетентным;

- признавать необходимость конкуренции, но и понимать необходимость сотрудничества;

- ценить не только свободу своих действий и убеждений, но и свободу своих конкурентов;

- уметь и не бояться рисковать и брать на себя ответственность за принимаемые решения;

- выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить – не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово;

- будьте уверены в себе, но не самоуверенны;

- хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;

- умейте слушать;

- отклоняйте ненужные предложения но тактично и вежливо;

- не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха.

Есть ситуации, поведение в которых строго регламентированы – это официальные мероприятия. Деловой этикет и протокол несколько отличаются друг от друга. И если при обычном официальном знакомстве говорят: «Госпожа Иванова, разрешите представить Вам господина Петренко», то при официальном представлении, называя полное имя и фамилию, не следует забывать и звание, если таковое имеется, например: «профессор Джон Смит», «полковник Иванов», «доктор Уильям Джонсон».

На большом официальном приеме, который дается в честь высокопоставленной особы, хозяйка должна встречать гостей, стоя рядом с почетным гостем. Представляя вновь прибывшего, хозяйка произносит: «Господин Джонсон, это наш начальник отдела рекламы господин Иванов». Если вы прибыли уже после этой процедуры, следует представиться самому. На многолюдных приемах гости представляются сами.

Во время первой встречи двух делегаций первым должен представиться глава принимающей стороны. Он же представляет свою супругу, которая приехала встретить супругу гостя. Затем представляется и представляет свою супругу глава прибывшей делегации, гость. После этого глава принимающей делегации должен представить остальных членов своей делегации, в соответствии с их рангами в порядке убывания. То есть сначала должны быть представлены женщины, занимающие важные должности, затем— более низкого ранга; затем мужчины — в таком же порядке. После этого точно так же представляет своих сотрудников глава встречаемой делегации.

Иностранному послу мужчину представляют следующим образом: «Ваше превосходительство, разрешите мне представить Вам господина Иванова». Женщине, независимо от занимаемого ею поста, представляют посла: «Ваше превосходительство, разрешите мне представить Вас госпоже Ивановой».

Представляя мужчину или женщину главе государства, следует сказать: «Господин Президент, я имею честь представить вам господина (госпожу) Петренко». После этого делаются дополнительные пояснения. И мужчина, и женщина, представленные президенту, должны поклониться.

Фраза, произносимая при представлении монарху, гораздо проще: «Господин (госпожа) Петренко ». Представленная женщина делает реверанс — традиционный элемент дворцового этикета. Если она не хочет или не может исполнить это, она не должна просить о том, чтобы быть представленной монарху.

Во время официального визита королевы Великобритании Елизаветы II в Австралию в 1992 г. супруга австралийского премьер-министра не сделала реверанс. Это, в сочетании с некоторыми другими нарушениями этикета, вызвало бурную реакцию британской прессы, которая усмотрела в таком пренебрежении к требованиям протокола вызов, сделанный Австралией (членом Содружества, главой которого считается британская королева) Великобритании.

Представители крупных фирм и общественных организаций, встретив в аэропорту или на вокзале иностранную или иногороднюю делегацию, обычно отвозят ее членов в гостиницу, где для прибывших заказаны номера. В этом случае не принято покидать гостей у входа в гостиницу — ведь у них могут возникнуть проблемы с оформлением документов. Провожать гостей до дверей их комнат также не рекомендуется, потому что это обязывает воспитанного человека пригласить провожающих на чашечку кофе, в то время, как он устал с дороги и не успел расположиться в номере. Поэтому лучше попрощаться с гостями в вестибюле гостиницы, договорившись с ними о визите вежливости.

Если вы познакомились с кем-то во время посещения другого города или страны, правила хорошего тона предписывают попрощаться с этим человеком перед отъездом. Это можно сделать по телефону, а если забыли, но спохватились в вагоне поезда или в автомобиле, попрощайтесь, послав почтовую открытку, но отправлять ее нужно с территории страны пребывания. Если общение с кем-то было интенсивным, а тем более— плодотворным, следует попрощаться, устроив в последний вечер вашего пребывания ужин для ваших партнеров.

В международной протокольной практике места участников разного рода церемоний и процессий строго регламентированы. Если в ходе церемонии предусматривается, что официальные лица должны пройти какое-то расстояние до определенного места, то этот путь должен оставаться свободным. При горизонтальном построении (присутствующие стоят в ряд по прямой линии, сидят или идут) наиболее почетным местом считается либо крайнее правое, либо центральное, смотря по обстоятельствам. В этом случае, если число лиц, находящихся в первом ряду процессии, нечетное, наиболее почетным является место в центре. Приоритет в данном случае такой: 4-2-1-3-5 (если в ряду пять человек), 2-1-3 (если в ряду трое). Если же двое, то самое почетное место — справа: 2-1, если четверо — 4-2-1-3.

В международной протокольной практике употребляется и такой порядок: самое почетное лицо возглавляет процессию, а остальные следуют за ним в полутора-двух шагах. Когда процессия направляется к трибуне, порядок следования должен быть таким, чтобы по окончании движения участники процессии могли без перегруппировки оказаться на трибуне на отведенных им местах. Поднимаясь по лестнице или входя в комнату, лицо, обладающее правом старшинства, движется на шаг впереди находящегося слева от него. Если в церемонии, происходящей под открытым небом, участвует высокопоставленное лицо, то приглашенные должны знать свои места заранее, до его прибытия. Жены приглашенных обычно занимают места рядом с супругом. В некоторых странах, в соответствии с местными традициями, женщины размещаются на отдельной трибуне, находящейся неподалеку.

Специалисту по связям с общественностью весьма полезно знать некоторые культурные традиции, обычаи, особенности национального характера представителей различных стран и вероисповеданий для того, чтобы, выстраивая коммуникативное пространство, учесть эти особенности и тем самым повысить эффективность делового общения. Специалисты по международным контактам, как отметили составители руководства для деловых людей «Деловой этикет», придерживаются различных точек зрения на то, в какой мере представители различных народов и регионов мира должны учитывать национальные особенности общения при ведении совместных дел. Одни считают, что интенсивность делового общения приводит к размыванию национальных границ. Глобализация информационных систем, развитие международных политических, экономических и культурных связей способствует взаимопроникновению национальных стилей общения, формирует единые параметры ведения переговоров.

Другие наоборот, склонны придавать национальным особенностям очень большое значение, поскольку ценности, навыки поведения, традиции, усваиваемые в детстве и юности (а они, естественно, зависят от национальности и страны проживания), создают серьезные проблемы во время переговоров между носителями различных культур. Между тем, в бизнесе появляется все больше людей, не обладающих опытом международного общения и ведущих дела в сугубо национальной манере.

Во всяком случае, ни один специалист по международным связям не возьмется утверждать, что национальные особенности не имеют значения в деловом общении и их смело можно игнорировать. Пока интересы сторон совпадают, национальные различия практически незаметны, но только возникает конфликт, они начинают иметь важное значение.

Если вам предстоят переговоры в другой стране, не забывайте, что общаться придется не только с представителями деловых кругов, но и с местным населением, неискушенным в тонкостях международной вежливости. Чтобы избежать недоразумений или даже конфликтов, лучше заранее ознакомиться с особенностями общения и поведения, характерными для этой страны.

Следует отметить, что национальный стиль общения — это лишь типичные, наиболее распространенные. Наиболее вероятные особенности мышления и поведения людей. Эти черты не обязательно присущи всем без исключения представителям данной нации. Но при первой встрече с иностранцем приведенные ниже сведения послужат очень полезным ориентиром.

В настоящее время многие из авторов, обращающихся к проблемам этикета, описывают особенности национального общения, наиболее удачно это получилось, на наш взгляд, у авторов «Делового этикета». С небольшими сокращениями изложим содержание раздела данной книги (Деловой этикет: К.: «Альтерпресс», 1998.-320с), «Национальные особенности общения».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вещный мир как составляющая имиджа | Арабские страны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.