Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С точки зрения объекта купли-продажи

Структура рынка

Роль рынка проявляется в его функциях

1. Рынок выдает сигнал производителю что и сколько производить через ценовой механизм (рыночный механизм функционирует через цену).

2. Рынок выполняет роль санитара, то есть вымывает из экономики не конкурентно способных, неэффективных производителей и производств – отрасли.

Ры­ночный организм имеет сложную структуру. Единый рынок включает в себя отдельные элементы, отдельные рынки, их виды и подвиды. Существует несколько критериев, по кото­рым можно выявить основные составляющие единой рыноч­ной системы. Эти критерии следующие: характер конкуренции; объекты купли-продажи; субъекты рынка; характер продаж; уровень насыщения товарной массой; степень удовлетворения спроса; соответствие законодательству; транспортно-географический фактор и др.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различа­ют два основных вида рынка:

а) классический, или рынок совершенной (свободной) конкуренции,

б) современный или рынок несовершенной конкуренции:

· монополистический,

· олигополистический,

· монополистический конкуренции.

а) одни экономисты различают два вида рынка:

· рынок ресурсов

· рынок потреби­тельских товаров.

б) другие экономисты полагают, что характер объекта купли-продажи более сложен, и поэтому выделение по данному крите­рию всего двух видов рынка не соответствует многообразию реальной жизни.

В связи с этим по характеру объекта купли-продажи принято различать:

· потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, при­обретаемых населением;

· рынок средств производства;

· рынок земли;

· рынок недвижимости (жилья, зданий, сооружений);

· рынок рабочей силы (рынок труда);

· рынок технологии;

· рынок услуг;

· валютный рынок;

· фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

· страховой рынок;

· рынок информации;

· рынок интеллектуальной собственности (научно-технических разработок, патентов, лицензий);

· рынок произведений искусства, духовных благ;

· рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, рынок детских товаров и т. п.).

В свою очередь каждый из этих видов рынка является ком­плексным, т. е. имеет свою внутреннюю структуру. В постин­дустриальном обществе особую значимость приобретает ры­нок информации и других видов интеллектуальной собствен­ности. О выгоде купли-продажи идей английский писатель Бернард Шоу писал: «Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко и если мы ими обменяемся - у нас будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями - у нас у каждого будет по две идеи».

С точки зрения субъекта различают рынки:

· покупателей;

· продавцов;

· посредников,

· промежуточных продавцов;

· рынок го­сударственных учреждений.

По характеру продаж рынок бывает:

· оптовый

· розничный.

По уровню насыщения товарной массой и степени удов­летворения спроса:

· рынок равновесный,

· дефицитный

· избы­точный.

С точки зрения соответствия функционирования рынка действующему законодательству различают:

· легальный рынок

· неле­гальный (теневой, черный) рынок.

С точки зрения транспортно-географического фактора:

· местный

· региональный

· национальный

· мировой рынки.

Процесс усложнения структуры рынка продолжается. Доста­точно указать на то, что в век электроники складываются рынки телефонно-телексный и компьютерный рынки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции рынка. Условия возникновения рынка | Инфраструктура рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.