Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные двухкомпонентные схемы

План

Понятие о структурной схеме и парадигме простого предложения

Лекция № 6

1. Понимание структурной схемы простого предложения в теории
Н.Ю. Шведовой.

2. Построение свободных двухкомпонентных схем.

3. Построение свободных однокомпонентные схем.

4. Понимание структурной схемы простого предложения в теории
В.А. Белошапковой.

5. Парадигма предложения как система его форм

1. Понимание структурной схемы простого предложения в теории
Н.Ю. Шведовой.

Учение о структурных схемах простого предложения появилось в 60-е годы ХХ века и нашло отражение в Грамматике русского языка-70 и Русской грамматике-80. Большой вклад в создание этого учения внесли Н.Ю. Шведова и В.А. Белошапкова. Но теории этих ученых противопоставляются.

В понимании Н.Ю. Шведовой и ее последователей с труктурная схема простого предложения – это отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения. Формы слов, организующие предикативную основу предложения, называются компонентами предикативной основы (структурной схемы) предложения. В предложении такие компоненты представляют собою его главные члены, его предикативный центр. Этим же учёным была предложена символическая запись структурных схем с использованием знаков латинского алфавита в качестве маркеров компонентов структурной схемы, отражающих их морфологическую природу; в науку введено понятие видоизменения (регулярных реализаций) структурных схем в процессе их функционирования в речи.

Н.Ю. Шведова считает, что схема должна отражать, достаточный для создания нераспространенного предложения грамматический минимум, высокий уровень абстракции схем. На таком уровне не важно, всегда ли можно по этой схеме образовать реальное предложение, которое способно функционировать в речи. Например, предложения Грачи прилетели и Рыбаки очутились/оказались ////далеко (у реки) соответствуют одной и той же схеме, но второе предложение без уточнителя существовать не может. В первом случае подлежащего и сказуемого достаточно для создания предложения, во втором – недостаточно, для того, чтобы предложение стало понятным, нужно привлечь наречие или предложно-падежную форму с локальным значением. Сравним также предложения Погасли звезды и Я помню чудное мгновенье. Запели птицы и Родители гордятся детьми, в которых обязательно присутствие формы существительного с объектным значением.

Компонентом предикативной основы предложения может быть:

1) форма, допускающая любое лексическое наполнение, напр., в предложениях типа Поезд идет; Лес шумит; Осень наступает;

2) форма, в данной структурной схеме допускающая ограниченное лексическое наполнение, например, отрицательный компонент в предложениях типа Не к кому пойти; Не о чем говорить; Незачем оставаться;

3) единственно данная словоформа (например, слово нет в предложениях типа Нет времени; Нет денег.

Структурные схемы простых предложений делятся на две группы – фразеологизированные и свободные. В предложениях, которые построены по фразеологизированным структурным схемам, слова и формы слов связываются друг с другом по устаревшим правилам (идиоматически), а не по действующим синтаксическим правилам. Предложения, которые строятся по таким схемам, уникальны и экспрессивны: Люди как люди. Вот голос так голос. Нам не до сна. Ну и погода!

Свободные структурные схемы строятся по действующим синтаксическим правилам. По этим структурным схемам строится абсолютное большинство предложений современного русского языка. Свободные структурные схемы делятся на двухкомпонентные и однокомпонентные. Они различаются по количеству компонентов, фиксированных схемой. Это деление не совпадает с традиционным делением предложений на односоставные и двусоставные. Например, Praed Inf – это двухкомпонентная схема простого односоставного безличного предложения Холодно стоять на улице в морозный день. При построении конкретного предложения (составлении схемы предложения) его нужно поставить в исходную форму, то есть форму синтаксического настоящего времени реальной модальности; например: N1 – Vf (Лес шумит); Inf Vf3s (Курить запрещается); N1 (Ночь); Vf3pl (Звонят); Inf cop Inf (Руководить значит проверять).

 

Свободные двухкомпонентные схемы:

1) N1 – Vf (Лес шумит; Дети растут); семантика схемы: «отношение между субъектом и его предикативным признаком – действием или процессуальным состоянием».

2) Vf3s Inf (Запрещается шуметь; Хочется узнать); семантика схемы: «квалификация отвлеченно представленного действия или процессуального состояния с точки зрения его необходимости, предопределенности, предполагаемости или желаемости».

3) N1 – N1 (Брат – учитель; Москва – столица); семантика схемы: «отношение между субъектом и его предметно представленным предикативным признаком».

4) N1 – Adj1 полн.ф. (Ребенок послушный; Утро свежее); семантика схемы: «отношение между субъектом и его предикативным признаком - свойством или качеством».

5) N1 – Adj1 кратк.ф. (Ребенок послушен; Ночь тиха): семантика схемы: «отношение между субъектом и его предикативным признаком - непроцессуальным состоянием».

6) N1 – Part1 кратк.ф. (Чашка разбита; Дом построен); семантика схемы: «отношение между субъектом и его предикативным признаком – состоянием как результатом действия».

7) N1 – N2... или Adv (Дети – в саду; Ящик – из дерева; Аптека рядом); семантика схемы: «отношение между субъектом и его предикативным признаком - состоянием, свойством или качеством».

8) N1 – Inf (Ваша задача – учиться; Наша цель – работать); семантика схемы: «отношение между предметно представленным состоянием и его предикативным признаком – отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием».

9) Inf - N1 (Учиться – необходимость; Есть и пить – потребность); семантика схемы: «отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком – квалификацией».

10) Inf cop Inf (Курить – здоровью вредить; Руководить – значит доверять); семантика схемы: «отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком – отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием».

11) Praed Inf (Пора ехать; Нельзя оставаться); семантика схемы: «наличие субъектного состояния как возможности, необходимости, способности, своевременности осуществить действие, состояние».

12) Нет N2 (Нет времени; Нет друга); семантика схемы: «несуществование или отсутствие субъекта».

13) Pron neg Inf (Некому работать; Не о чем спорить); семантика схемы: «неосуществление чего-л., обусловленное отсутствием субъекта, объекта или необходимых для осуществления обстоятельств».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы проектирования БД | Свободные однокомпонентные схемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.