Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инкрементный цикл с параметром

Операторы циклов for-to и for-downto

Операторы циклов

Метки и безусловный переход

 

Метка помечает какое-либо место в тексте программы. Метками могут быть числа от 0 до 9999 или идентификаторы, которые в этом случае уже нельзя использовать для каких-либо иных нужд. Все метки должны быть описаны в специальном разделе label:

 

label <список_всех_меток_через_запятую>;

 

Меткой может быть помечен любой оператор программы

 

<метка>: <оператор>;

 

Любая метка может встретиться в тексте программы только один раз. Используются метки только операторами безусловного перехода goto:

 

goto <метка>;

 

Это означает, что сразу после оператора goto будет выполнен не следующий за ним оператор (как это происходит в обычном случае), а тот оператор, который помечен соответствующей меткой.

 

В принципе, передавать управление можно вперед и назад по тексту программы, внутрь составных операторов и наружу и т.п. Исключением являются только процедуры и функции: внутрь них и наружу безусловные переходы невозможны.

 

Вообще же использование безусловных переходов в структурном программировании считается "дурным тоном". Поэтому советуем воздерживаться от употребления операторов goto. Язык Pascal обладает достаточным количеством структурных конструкций и возможностей, позволяющих достичь хороших результатов надежными средствами.

 

 

Для того чтобы обработать несколько однотипных элементов, совершить несколько одинаковых действий и т.п., разумно воспользоваться оператором цикла - любым из четырех, который наилучшим образом подходит к поставленной задаче.

 

Оператор цикла повторяет некоторую последовательность операторов заданное число раз, которое может быть определено и динамически - уже во время работы программы.

 

Замечание: Алгоритмы, построенные только с использованием циклов, называются итеративными - от слова итерация, которое обозначает повторяемую последовательность действий.

 

 

В случае когда количество однотипных действий заранее известно (например, необходимо обработать все компоненты массива), стоит отдать предпочтение циклу с параметром (for).

 

 

Общий вид оператора for-to:

 

for i:= first to last do <оператор>;

 

Счетчик i (переменная), нижняя граница first (переменная, константа или выражение) и верхняя граница last (переменная, константа или выражение) должны относиться к эквивалентным порядковым типам данных. Если тип нижней или верхней границы не эквивалентен типу счетчика, а лишь совместим с ним, то осуществляется неявное приведение типов: значение границы преобразуется к типу счетчика, в результате чего возможны ошибки.

 

Цикл for-to работает следующим образом:

1. вычисляется значение верхней границы last;

2. переменной i присваивается значение нижней границы first;

3. производится проверка условия, что i<=last;

4. если условие истинна, то выполняется <оператор>;

5. значение переменной i увеличивается на единицу;

6. пункты 3-5, составляющие одну итерацию цикла, выполняются до тех пор, пока i не станет строго больше, чем last; как только это произошло, выполнение цикла прекращается, а управление передается следующему за ним оператору.

 

Из этой последовательности действий можно понять, какое количество раз отработает цикл for-to в каждом из трех случаев:

 

first < last: цикл будет работать last-first+1 раз;

first = last: цикл отработает ровно один раз;

first > last: цикл вообще не будет работать.

 

После окончания работы цикла переменная-счетчик может потерять свое значение. Таким образом, нельзя с уверенностью утверждать, что после того, как цикл завершил работу, обязательно окажется, что i=last+1. Поэтому попытки использовать переменную-счетчик сразу после завершения цикла (без присваивания ей какого-либо нового значения) могут привести к непредсказуемому поведению программы при отладке.

 

Пример

 

program sum;

{Программа вводит целое положительное число n и подсчитывает

сумму всех целых чисел от 1 до n}

var

i,n,s: integer;

begin

write(‘Введите значение n=’);

readln(n);

s:=0;

for i:=1 to n do

s:=s+i;

writeln(‘Сумма=’,s);

end.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Операторы циклов while и repeat-until
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.