Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Города и храмы Древнейшей Месопотамии

К концу IV - началу III тыс. до н.э., в период возникновения первых небольших государственных образований в Междуречье, сложился характерный тип поселения Передней Азии. В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах, храмы и дворцы строились на высоких кирпичных платформах.

Правители городов-государств возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Застройка городов происходило стихийно. Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились глинобитные жилые дома, в основном, прямоугольные в плане, без окон (освещались через вход), с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Между домами вились узкие и кривые немощеные улочки и тупики. В крупных городах была построена канализация.

Храм-дворец божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Храм обычно владел большим усадебным хозяйством. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных нам южношумерских храмов (2-я пол.IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон ведут лестницы, или пандусы. Святилище сдвинуто к краю платформы, в нем есть небольшой открытый дворик. Снаружи и внутри храма стены декорированы многочисленными узкими прямоугольными нишами. Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.). Храм Телль-Укайра возведен на высокой четырехугольной платформе. Уступы расчленены нишами, украшенными разноцветной мозаикой, напоминающей узоры циновок. Внутренние стены, колонны на входе, алтарь были покрыты полихромной геометрической росписью и изображениями животных. В глубине храма располагалось святилище - целла с местом для статуи божества.

В более северных районах Междуречья (Эшунна, Тутуб), по причине более холодного климата, традиционно сложился несколько иной тип построек. Центральный двор, открытый в строениях южных регионов, здесь крытый, внутри дома располагался очаг.

В Уруке был обнаружен единственный дошедший до нас пример общественных построек, вероятно, служивший местом общественных собраний, относящийся к концу IV тыс. до н.э., т.н. "Красное здание". На одной стороне двора размещалась небольшое возвышение, к которому сбоку вели две лестницы. К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, некогда украшенные искусной трехцветной мозаикой, частично сохранившейся до наших дней. Красно-бело-черный, с преобладанием красного, узор мозаики имитировал тростниковое плетение и связки тростника, и был выложен из шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены.

Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами, часто значительной толщины. Вследствие беспрерывных войн техника фортификационных сооружений в Месопотамии достигла высокого уровня, крепостное строительство во многом определило формы архитектуры в целом.

Около 3000 г. до н. э. на территории Месопотамии начинается расцвет городов, в конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии - объединенного государства Шумер и Аккад - стал город Ур. К крепостной стене, окружавшей комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города, примыкала территория города, также укрепленная мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Таким образом, религиозно-политический центр становился как бы городской цитаделью. Это фактически был город в городе. Дальнейшее расширение города Ура приходится на период

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья до конца эпохи древности.Зиккурат — высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией.

В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях.

Зиккураты. Зиккурат Ур-Намму в Уре (конец III тыс. до н.э.)

К концу III тыс. до н.э., в период начала объединения городов-государств Месопотамии в единое царство, наряду с городскими храмами на платформе, появился новый тип храма зиккурат (что означает «дом горы»), ставшим характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккураты возвышались посреди архитектурных комплексов культовых сооружений, игравших особую роль в шумерской культуре.

Зиккурат представлял собой сырцовую ступенчатую пирамиду - высокое ступенчатое башнеобразное сооружение, похожее на холм, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов. На его верхней платформе располагался небольшой храм, главного божества-хранителя города. Храмовый комплекс, вероятно, также служил обсерваторией. Часто наклонные или отвесные террасы зиккурата были разного цвета - черного (обмазка битумом), красного (облицовка обожженным кирпичом), белого (побелка), позже применялись и другие цвета. Возможно, некоторые террасы озеленялись. Стены, как и обычные храмы Междуречья, членились узкими прямоугольными нишами.

До наших дней сохранилось несколько зиккуратов, среди которых зиккурат в Уре (конец III тыс. до н.э.), в Чога-Замбиле (середина II тыс. до н.э.), в Борсиппе (середина I тыс. до н.э.).

Зиккурат бога луны Нанны, или зиккурат Ур-Намму, в Уре (XXI в. до н.э.) - главный памятник шумерской эпохи, и один из наиболее грандиозных архитектурных памятников Месопотамии. Его строительство было начать при Ур-Намму, основателе династии города Ура, закончена она была только в VI в. до н.э.

Зиккурат Нанны возвышался в центре города на платформе десятиметровой высоты, имел общую высоту более 20 м, высоту нижнего уступа 9,75 м. В его основании лежала платформа в форме усеченной пирамиды высотой 15 м, прямоугольная в плане размерами 65 x 43 м. Наклонные плоскости зиккурата расчленены плоскими нишами. Зиккурат был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом. На платформе (высота ок. 10 м) поднимались три относительно невысокие ступени (2,5 м, 2,3 м и 4 м соответственно), которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами.

Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. На верхнюю площадку платформы вели три широких длинных сходящихся лестничных марша. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

На территории священного участка в Уре располагались также царский дворец и храм, сходне между собой по внешнему виду и композиционно подчинены громаде зиккурата.

В «верхний храм» на вершине зиккурата, где согласно шумерским верованиям, обитало божество, доступ был открыт только избранным, особо посвященным жрецам, для остальных прихожан у подножия зиккурата возводили большой «нижний храм».

 

Архитектура Древневавилонской империи (II тыс. до н. э.)

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. ЮжноеДвуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства.

После захвата территории Месопотамии семитским народом амореями, во II тыс. до н. э. возникает Вавилонское царство (Древневавилонское царство), столицей которого был город Вавилон.

К эпохе правления первой древневавилонской династии (2100-1900 гг. до н.э.) относится активное строительство города Ура (III тыс. до н. э. - VI вв. до н. э.). В городе раскопан и исследован целый жилой квартал, относящийся к этому периоду. В целом план города неправильных очертаний, приближенный к овалу, окруженный стенами с башнями. В центре Ура расположен обширный священный участок, заложенный ранее. Религиозно-административный центр города был обнесен отдельной крепостной стеной. Знаменитый колоссальный зиккурат, святилища и двор, были, в свою очередь, обнесены двойной стеной.

В середине II тыс. до н.э. территория Двуречья была завоевана горными племенами касситов, что стало причиной общего упадка культуры на много столетий. Об касситском искусстве на данный момент неизвестно практически ничего, не обнаружено их влияния на последующий этап развития цивилизации в этом регионе, вероятно по причине того, что ни в целом находились на более низкой стадии развития, по сравнению с местными жителями. Вероятным исключением является храм царя Караиндаша в Уруке (XV в. до н.э.). В отличие от традиционно сложившегося типа месопотамского храма, в нем отсутствует внутренний двор, а также скульптура используется как декоративный элемент, но стены с вертикальным членением, как принято в шумерских храмах. Однако изменения традиционной храмовой планировки и декоративного оформления зала не закрепились в архитектуре последующего времени.

Архитектура Ассирии (I тыс. до н.э.)

В 1742 г. до н. э. племена касситов завоевали территории Двуречья, создав кассито-аморейское государство Хана, или Кардуниаш, достигшее своего расцвета в XV—XIV вв. до н. э.

В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали ЮжноеДвуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. К VII в. до н.э. Ассирийская держава охватила почти весь Ближний Восток. Образовалась, вероятно, первая в истории Ассирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), созданная ассирийцами, завоевавшими в первом тысячелетии до н. э. Двуречье. Столицей нового государства становится Ниневия.

Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянное общение с разными народами, вливание культур завоеванных стран привели к тому, что ассирийское искусство изначально было эклектическим, н постепенно из разнородных элементов сложилось своеобразное искусство.

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Правители следили за соблюдением правил городской застройки. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.

Сохранился указ о планировке Ниневии, выданный царем Синаххерибом, согласно которому ширина главной улицы города, по которой проходили процессии и парады, составляла 52 локтя (ок. 26 м). Нарушителю грозила смертная казнь - насаживание на кол на крыше собственного дома, стены которого выступили за пределы регламентированной ширины улицы.

Как и в Древнем Двуречье, жилые дома возводились из сырцовых кирпичей, прямоугольные в плане, с плоской крышей. В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийскийзиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.). Как и в городах-государствах Древнего Двуречья, в Ассирийском царстве распространились и "нижние" храмы.

Образцом для большого числа ассирийских дворцов и храмов был хеттский тип зданий "бит-хилани". Бит-хилани - это отдельный жилой дом, включающий несколько комнат, расположенных друг за другом, с широким главным залом. Фасад оформлен двумя башнями, между которыми размещалась открытая терраса, кровля которой опиралась на 2-4 круглых деревянных столба.

Благодаря археологическим исследованиям в Ашшуре, проведенных В. Андре, мы можем видеть реконструкцию архитектурного облика этого великолепного города в VIII-VII вв. до н.э.

Городская стена, с зубцами по верхнему краю, была сложена из сырцового кирпича, и достигала в высоту 15-18 м и ок. 6 м в толщину. В фундамент стен были уложены крупные каменные глыбы. Наружная часть стен была полностью покрыта глиняной обмазкой, сверху тянулись зубцы из поливных кирпичей. На внешней стороне стены примерно каждые 20 м были сооружены башни-контрфорсы. Наружные ворота крепости с двух сторон окружали башни, за ними располагалось вытянутое помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. В Ашшуре, судя по всему, было три башни-зиккурата - зиккурат главного божества города Ашшура и двойной храм Ану и Адада (XI в. до н.э.).

В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом, бывшая летняя резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.), возведенная на искусственной огромной по площади платформе. Руины этого города, окруженного крепостными стенами, дают представление о характере ассирийской архитектуры.

В северной Месопотамии в Тиль-Барсибе (соврем.Телль-Ахмар) находился дворец ассирийского наместника, напоминавший дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Он также был возведен на высоком холме. Во дворце располагалось множество обширных внутренних дворов и больших залов (наибольший из них - 60 х 25 м). Также была устроена сложная дренажная и канализационная система, имелись ванные. Парадные залы были декорированы искусными настенными росписями, в основном батальными и охотничьими сценами с участием царя, Для росписей использовались синяя, красная, черная краски по белому фону. По живости изображения эти росписи относят к числу лучших памятников ассирийского искусства.

Стены во дворцах ассирийских царей украшали золотом и эмалями, а также высеченными на тонких алебастровых плитах бесконечными рядами рельефов и клинописи, описывавшими победы царя. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов. На плоских крышах дворцов устраивались сады. Для Сирии и Малой Азии, в отличие от шумерско-вавилонской традиции, типично введение в архитектуру элементов монументальной скульптуры и рельефа, именно ассирийские мастера начали применять облицовку рельефами внутренних помещений, и не только по низу стен, как у хеттов, а также используют большие по размеру тематические панно (батальные сцены, царская охота). Причем ассирийскому искусству характерно изображение идеализированного и обобщенного изображения царя-победителя, как в статуях, так и в рельефах. Однако тщательно прорабатывались отдельные детали - мускулатура, прическа, одеяние, украшения, оружие.

Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.

Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры перевязывались с сырцовой кладкой. Каменные стены покрывались рельефом, также широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.

Крепость царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VII вв. до н. э.)

В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин (соврем.Харсабад, к северу от Ниневии) с грандиозным дворцовым комплексом, резиденция царя Саргона II (VII в. до н.э.). Руины этого города, окруженного стенами, имевшими семь входных ворот, дают представление о характере ассирийской архитектуры. Город строился около 6 лет (713—707 гг. до н. э.), после смерти царя Саргона II он был заброшен, вероятно, именно поэтому он сохранился от полного разрушения.

Слева план Дур-Шаррукина, справа дворец царя Саргона II.

Построенный по единому замыслу, город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780 х 1685 м. и был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м, усиленной контрфорсами. Крепостные стены на высоте 1,1 м были сложены из камня, выше - кладка из сырцового кирпича. В город вели семь ворот, на стенах были построены 167 башен, следов рва не было обнаружено. Мощенные улицы города достигали до 12 м в ширину.

В северной части города, на глинобитной террасе площадью 10 га, возвышалась доминирующая над городом цитадель, где находились храмы, грандиозный царский дворец Саргона II и дома его особо приближенных. Только для создания основания для дворца площадью 100 000 кв. м. было насыпано (затем утрамбовано) приблизительно 1,5 млн. куб. м глины. Платформа цитадели, поднимавшиеся на высоту 14 м, была сложена из кирпича-сырца и облицована в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня (каждая каменная глыба весом до 14 т, некоторые блоки имеют в длину до 3 м). Кладка платформы пронизана системой сточных и вентиляционных каналов. К платформе вели широкие пандусы, по которым могли проехать колесницы. Стены построек в цитадели были сложены из необожженного кирпича, некоторые достигают в толщину 3 м.

Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Древнего Двуречья. Отдельные части дворца располагались симметрично, но его расположение во дворе цитадели было ассиметрично. Здание дворца наполовину выступало за уровень северной стены города.

Прямоугольный в плане дворец состоял из трех частей - группы помещений для приемов, жилых покоев царской семьи (и гарема правителя), хозяйственных и служебных помещений. Всего во дворце насчитывалось ок. 210 залов и 30 внутренних дворов. Парадная лестница со стороны города ведет к главному входу царской резиденции. Самый обширный парадный двор, расположенный сразу за главным входом, объединял покои царя, роскошные официальные залы, служебные помещения и культовые постройки. В западной части террасы располагался отдельно стоящий павильон, типа хеттского бит-хилани, возможно, летнее жилище царя. Служебные помещения дворца располагались на юго-восточной части террасы, со стороны города, к этой части вел длинный и широкий пандус, по которым поднимались на террасу колесницы и повозки с продовольствием.

Во дворце Саргона часто встречаются арки, ложные и клинчатые своды. Входные проемы чаще всего перекрывались арками, тяжелые створки дверей оббивали медными полосами. В некоторых случаях залы были очень длинными (до 50 м) и высокими, но относительно узкими, так как ассирийцы перекрывали все помещения кирпичным сводом небольшого пролета, редко превышающего 6 м. Помещения не имели окон и освещались через дверные проемы и, возможно, через отверстия в сводах.

На стенах внутренних помещений были обнаружены остатки росписей и облицовки разноцветными поливными изразцами по низу. Проемы внутренних помещений также оформляли лентой из цветных глазурованных плиток. Дворец был оснащен хорошо устроенной дренажной системой (отверстия для стока воды в полах внутренних дворов, выходящие в отводные каналы внутри насыпной террасы), а также вентиляционной системой.

В юго-западной части террасы располагались три небольших храма и 40-метровый зиккурат, окруженный спиралевидным пандусом. Зиккурат дворца Саргона относительно хорошо сохранился. Квадратный нижний ярус-основание по площади ок. 42 кв.м. Вероятно, зиккурат был семиярусным, сохранилось четыре, каждый ок. 6 м в высоту, Вероятно, каждый ярус был окрашен в разные цвета. Зиккурат был сдвинут к краю платформы, и создавалось впечатление, что он венчает дворцовый ансамбль, но не доминирует над ним.

Главный портал дворца, соединенный с примыкающей частью города парадными лестницами, представлял собой торжественную арку (пролет 4,3 м при высоте 6,46 м), обрамленную двумя мощными башнями, снизу облицованными цветными поливными плитками.

У порталов дворца стояли, как часовые, высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами (достигавших 5,6 м в высоту). Ассирийцы называли их «шеду» или «ламассу» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил. При взгляде на каменных исполинов в фас видны были только две передние ноги, и они казались неподвижно стоящими. В профиль же у фигур обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. Этот своеобразный эффект создавался благодаря наличию у скульптур пяти ног.

Архитектура Нововавилонской империи (VII-VI вв. до н.э)

Через 60 лет после падения Ассирийской империи, падения касситской династии и последующего глубокого упадка, возникает Нововавилонская империя, или Халдейское царство, распространившаяся от гор Ирана до границ Египта. Военачальник Набопаласар, воспользовавшись смутами в Ассирии, занял в 626 г. престол Вавилона. Вступив в союз с мидянами, он завоевал и сокрушил ассирийские города. Весь период его царствования прошел в военных походах, активное строительство в городах империи, особенно в столице - Вавилоне, началось уже при его сыне, Навуходоносоре II (605-563 гг. до н.э.). Она просуществовала в 626-538 гг. до н.э., пока не была завоевана Персией. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры ДревнегоДвуречья.

Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал самым большим городом времен золотого века месопотамской культуры. В период расцвета Нового Вавилона (конец VII - середина VI в. до н. э.) город стал не только крупнейшим торгово-финансовым, но и религиозным центром Ближнего Востока.

Как показали раскопки, в плане город представлял собой вытянутый четырехугольник площадью ок. 10 кв. км. Многотысячный город создавался по плану и представлял собой целостный ансамбль. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая (общая толщина стен 25 м) опоясывало Вавилон. Первая стена, сложенная из кирпича-сырца, достигала толщины 7 м, вторая, на расстоянии 12 м от первой - возведенная из обожженного кирпича, толщиной 7,8 м, и каменная стена у рва толщиной 3,3 м. Также была возведена внутренняя двойная стена, сложенная из кирпича-сырца. Всего город окружили 5 рядов стен. Помимо этого, всю городскую округу окружала обводная стена. Город раскинулся по обе стороны р. Евфрат, и его пригороды. Вдоль берега Евфрата также проходила оборонительная стена. Через реку был перекинут мост на каменных блоках, поддерживавших деревянное пролетное строение. Важнейшие городские здания располагались в «старом городе», на восточном берегу Евфрата. Город был пересечен сетью длинных прямых улиц - т.н. «дорог процессий». Некоторые жилые кварталы также застраивались по плану, но вблизи дорог процессий, как правило, застройка все же велась стихийно.

План города Вавилон: 1 - ворота Сина; 2 - ворота Иштар; 3 - Северный дворец; 4 - музей; 5 - крепость; 6 - дворец, висячие сады; 7 - улица Сина; 8 - канал; 9 - дорого процессий; 10 - ров/канал; 11 - ворота Мардука; 12 - улица Энпиля; 13 - ворота Ураша; 14 - ворота Шамаша; 15 - вотораАдада; 16 - предместье; 17 - кладбище; 18 - вортаЛугальгиры; 19 - река Евфрат; 20 - внутренний город; 21 - башня-зиккуратЭтеменанки; 22 - храм Мардука; 23 - улица Набу; 24 - ворота Никураты; 25 - внутренняя стена; 26 - внешняя стена Навуходоносора.

В крепостной стене Вавилона были построены 8 массивных ворот, названные именами разных богов. По причине того, что внутренняя стена города была двойной, то и ворота строили двойные. Первые, меньшие, состояли из башен с внутренним поперечным помещением, в который вели проемы с двух сторон. Небольшая площадка отделяла вторые, большие, башенные ворота от первых. Внутреннее помещение внутренних ворот было продольным. Сверху ворота были увенчаны ступенчатыми зубцами, стены перед башнями и сами башни выложены изразцами.

Главные ворота города - северные - носившие имя богини Иштар, были облицованы синими глазурованными кирпичами и украшены рельефными изображениями священных быков и драконов. Ворота Иштар состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Арка ворот достигала в высоту ок. 9 м, в ширину 4,5 м. От ворот главная дорога процессий Иштар (шириной 7,5 м) - Аибуршабу - вела в главный храм города - святилище Эсагилу, где находились величественный храм Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккуратЭтеменанки.

Главный городской храм - Эсагила, посвящен Мардуку. В плане он представлял собой почти квадрат (79,3 х 80,5 м), его обширный центральный двор занимал площадь 34,3 х 37,5 м. Всего, согласно сведениям из литературных сочинений, в Вавилоне было 53 храма.

Слева: Ворота Иштар и дорога прцессий. Вавилон. VII-VI вв. до н.э. Реконструкция.
Справа: Священный участок храма Мардука. Вавилон. VII-VI вв. до н.э. План.

 

К священному участку примыкал дворцовый комплекс - дворец-крепость, при Навуходоносоре II он был значительно расширен и украшен. За городской стеной, к северу от Южного дворца был расположен Северный дворец-укрепление. Этот дворец также называют «дворец-музей», т.к в нем находились, вероятно, военные трофеи нововавилонских царей).

Южный дворец (V-VI в. до н.э.) в плане представлял собой неправильный прямоугольник, в нем размещались во продольной оси пять внутренних дворов. Самый большой из них - главный центральный двор (55 х 60 м), его южная стена была облицована темно-синими глазурованными кирпичами с прекрасным узором - в виде желтых колонн с капителями с тройными волютами, поддерживавшими фриз с ярким орнаментом из голубых ромбов с бело-желтыми пальметками. Из главного двора три арочных проема в южной стене вели в тронный зал (17 х 55 м), значительно вытянутый в ширину. Значительная толщина стен, особенно двух длинных (ок. 7 м) позволяет предположить, что он был перекрыт цилиндрическим сводом (диаметром 18 м). Напротив главного входа в стене находилась неглубокая ниша с уступчатым обрамлением, вероятно в ней на возвышении размещался царский трон, по сторонам которого были также проходы.

Вероятно, в северо-восточной части дворца были расположены знаменитые висячие сады, которые входили в число семи чудес Древнего мира. По преданию, они были построены царем Навуходоносором II для своей любимой супруги — индийской (или мидийской) царевны Семирамиды, не привыкшей к плоскому безлесному ландшафту Вавилона. Сохранились руины подвальных помещений, вход в которые располагался с юга, с севера и востока они были закрыты внешней стеной дворца, к южным и западным их стенам примыкали небольшие сводчатые помещения. В центре подвального помещения находился четырехугольник стен, являвшийся, вероятно, основанием для висячих садов, которые, по свидетельству античных писателей, по высоте достигали стен дворца (ок. 25 м). Наземная часть, состояла, вероятно, из мощных столбов или стен, которые поддерживали большие каменные плиты, на них слоями был уложен кирпич, затем битум, свинец, тростник, затем толстый слой земли, в которых и росли деревья. Висячие сады орошались с помощью водоподъемного колеса.

Сводчатые помещения висячих садов. Южный дворец Навуходнонсора. Вавилон. VI в.до н.э. Реконструкция.

Писатели древности с восторгом отзывались о мосте через Евфрат длиной 115 м, соединявшем две половины Вавилона — Старый город и Новый город. В восточной части Вавилона были обнаружены остатки театра времен Александра Македонского.

Жилые дома имели центральный дворик, где в основном проходила жизнь семьи. Через него освещались и проветривались все помещения. Прямоугольные в плане дома разделялись на собственно жилую часть и хозяйственную. Перекрытия были плоскими, дома чаще всего — двухэтажными.

В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром, а акведук, по которому Вавилон снабжался водой, имел длину, равную расстоянию от Парижа до Лондона, и был для своего времени техническим чудом. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях.

Зиккурат Этеменанки, или «Вавилонская башня»

Наиболее примечательным сооружением Вавилона периода Нововавилонской империи города был зиккурат Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня». Зиккурат был разрушен ассирийским царем Синаххерибом, и заново восстановлен при его сыне Асаргаддоне и внуке Ашшурбанапале. Во времена персидского господства он начал разрушаться. Александр Македонский предпринял попытку отстроить зиккурат, старую башню разрушили до основания, однако новая так и не была построена по причине ранней смерти величайшего завоевателя.

Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона - Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Нижний ярус-основание зиккурата - квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие - по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60 х 60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом.

В отличие от более раннихзиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата - длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота - ложе, кресла, статуи. Возможно, в святилище так же находились притворы других богов, примыкавшие к крытому главному двору. Над святилищем, вероятно, была построена вышка высотой 6 м.

Предполагается, что именно с этой башней связана Библейская история о «вавилонском столпотворении»:

"На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле" Книги Бытие 11:1-9.

Лекция 2.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Строительная техника в ДревнемДвуречье | Архитектура Древнего Египта. Строительство монументальных храмовых сооружений, гробниц и пирамид. Древнеегипетский ордер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.