Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространственное решение готического храма




Чистота линий, тонкость и дробность многочисленных тяг, четкость архитектурных членений, высокие пространства нефов открывали перед человеческим глазом неистощимое зрелище взаимосвязанных архитектурных форм. Готические мастера, интуитивно учитывая законы оптического восприятия, великолепно использовали свои знания в оформлении храма, делая расчет на его эмоциональное воздействие.

Помимо широко применяемого ими известного с древности стереоскопического эффекта глубины, образованного ритмически построенным удаляющимся рядом вертикальных членений интерьера и создающего пространственное впечатление, они не могли не сознавать то эмоциональное действие, которое оказывали пересекающиеся по диагонали курватуры нервюр, свода, сообщая интерьеру живой, динамический, острый, «подвижный» характер, противоположный статичности романского сооружения с его «перпендикулярной» связью архитектурных элементов. Не только за счет свободы, высоты и пространственности готического храма, но и благодаря «детализации», видимой расчлененности архитектурных элементов, являющейся одним из принципиальных методов готических зодчих в оформлении интерьера, внутренний облик собора предстает в непрестанном изменении пространственных планов.

Перспективы, открывающиеся с каждым шагом посетителю храма через высокие и широкие арки, настолько разнообразны, их богатство до такой степени неоспоримо, процесс смены и варьирования впечатлений, дополняющих и обогащающих друг друга, так естествен и неостановим, что из него закономерно возникает общее впечатление потенциального бесконечного развития архитектурных и пространственных форм интерьера.

Оно позволило одному из исследователей готической архитектуры назвать решение пространства в храме символичеким выражением его неограниченности, образом бесконечности. По сравнению с замкнутостью, ограниченностью пространства стеной, а иногда и его ясно выраженной статичностью в романском сооружении, внутренняя часть готического храма обрела движение, свободу сообщений и получила долю самостоятельного значения, которого она не имела, будучи строго определенной гранью романской стены, а также возможностью взаимодействия с архитектурными элементами интерьера.

Если в романском интерьере стена или колоннада и ограниченное ею внутреннее пространство качественно противоположны друг другу по духу, то в готике это пространство само становится элементом архитектуры, связанным с ней неразрывно. Благодаря высоте аркад, прорезанности и расчлененности стен они невозможны без зоны пространства за ними, играющего роль необходимого и незаменимого фона.

Стена утратила романскую плоскостность и фронтальность. Опора превратилась в пластический объем, а стена — вся в легком волнении пробегающих по ней вереницей стройных рядов полуколонок и тяг — обрела рельефность, известную трехмерность и, следовательно, внутреннюю среду со всеми ее живыми эффектами света и тени. Элементарность кубических объемов романского храма отошла в прошлое, как и незыблемость ограниченного и ограненного ими пространства. Готический интерьер завоевал свободу и жизнь. Тенденция к «смешению» или «сращению» пространства, очевидная в архитектуре высокой готики, получит дальнейшее развитие в позднеготических сооружениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.