Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План храма и его вариации




Центричный план церкви символизирует божественное совершенство в силу законченности и уравновешенности всех частей здания.

Продольный крестообразный план — аллегория распятия Христа — имеет другое, более практическое назначение: возможность собрать большое число верующих для созерцания литургического действа, которое обладает способностью пробуждать эстетическое наслаждение — в частности, благодаря своим сценическим качествам. Желание соединить обе эти функции толкает архитекторов к поискам синтеза.

Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов. Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. Однако еще проще оказалось добавить ось в центрированное ядро посредством второго, удлиненного пространства. Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо. Что касается централизации продольного пространства, то она успешно осуществляется с помощью симметричного плана, благодаря которому стык трансепта — или заменяющего его отсека — находится в самом центре нефа. Лемерсье делает это в часовне Сорбонны, где второй вход создает план, организованный вокруг двух ортогональных осей.

На основе двух базовых схем возникает множество вариантов, которые делятся на две большие группы:

- последовательность центрированных и образующих тем самым продольный план пространств — подобный тип Райнальди использует в римской церкви Санта-Мария ин Кампителли;

- центрированное пространство — чаще всего овальное или многоугольное — сочетается с некоторым количеством дополнительных отсеков (клирос, вестибюль, неф или часовни). Второй тип более распространен.

Изначально эти решения исходили из сочетания четко определенных и автономных пространств. С 1630-х гг. Франсуа Мансар демонстрирует пример того, как можно более тесно связать пространственные отсеки: в часовне монастыря Визитации он придает дополнительным пространствам форму центрального купола.

В последующие десятилетия Борромини в Риме стремится достичь сочленения двумя способами. Сначала это вертикальное сочленение: в церкви Сант Иво де Сапиенциа контуры плана продолжаются в рисунке купола, нервюры которого устремляются к вершине здания, тогда как непрерывная линия пилястр создает ритм стены; одновременно это горизонталь, непрерывность которой достигается тем, что опоры поставлены под углом (молельня святого Филиппо Нери, Сан-Джованни ин Латрано). В часовне коллежа Распространения Веры (1662) ритм пилястр продолжен сетью скрещенных на потолке нервюр, которые сжимают внутреннее пространство посредством восходящих линий — согласно принципу, забытому со времен готики.

В те же 1660-е гг. Гварини усваивает, систематизирует и углубляет эти новые приемы. В своих зданиях он располагает рядом, как это делал до него Мансар, взаимосвязанные пространственные отсеки, контуры которых обретают устойчивость лишь при соприкосновении друг с другом. В лиссабонской церкви Непорочного зачатия поставленные под углом опоры придают всему зданию совершенно необычный волнообразный облик. Наконец, Гварини пренебрегает вертикальной унификацией и визуально разделяет те архитектурные элементы, которые составляют каркас здания, — иными словами, решительно вступает на дорогу, ведущую к дематериализации сводов. Подобные эксперименты представляют собой возврат к некоторым принципам эпохи Ренессанса, когда архитекторы в борьбе со стрельчатой аркой стали вновь использовать массивные стены и четко разделять опоры — и частности, при помощи ордера, антаблемент которого подчеркивал визуальную значимость горизонтальных линий.

Начатое Мансаром и Борромини движение достигло полного расцвета в Германии, где архитекторы с конца XVI в. разработали довольно необычный тип зданий. С использованием принципа стены-опоры или внутреннего контрфорса, благодаря которому происходит четкое визуальное разделение между очень массивными опорами и степами с большим количеством проемов.

Подобная система была созвучна экспериментам Борромини и Гварини: оба они стремились к усилению «каркасных» структур и увеличению числа проемов. Хильдебрандт первым применил в церкви города Габель(1б99) заимствованный у Гварини принцип независимости пространственных отсеков. Кристоф Дитценхофер в церкви Святого Николая на Мала Страна (ок. 1710) сочетает его с принципом стены-опоры, создав последовательность пролетов с неравномерными разрывами в ритме вертикальных проекций и свода. Благодаря такому расположению, основанному на взаимопроникновении пространств, эксперименты по слиянию пространственных отсеков достигают своего апогея. Совокупность всех этих приемов используют архитекторы следующего поколения, в частности, Валтасар Нейман, создатель церкви Паломников в Фирцснхайлигене и бенедиктинского аббатства в Нересхейме — сооружений чрезвычайно сложных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.