Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность системного подхода к анализу общества

ПЛАН

Понимание – достаточно позднее образование в структуре сознания, связанное с развитием мышления. Функцией понимания является восстановление индивидуального сознания до целостности, в которой индивид сознает себя смысловой единицей. Возможность такого восстановления задается не только функционированием нормативно-ценностных систем, в которые человек включается в качестве участника с момента своего рождения, но и за счет существования универсального кода (хронотопа коммуникации), выступающего посредником перевода с языка образов на символический язык как механизма мышления.

Литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Веккер Л. М. Психические процессы. Том 2. Мышление и интеллект. ЛГУ, 1976.

Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: Филос. -гносеол. анализ. - М.: Политиздат,1985.

Загадка человеческого понимания/ Под общ. Ред. А.А.Яковлева; Сост. В.Ф. Филатов.- М.: Политиздат, 1991.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. МГУ,1991.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003.

Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур// Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука,1987.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

Ойген Розеншток-Хюсси. Избранное: Язык рода человеческого. Пер. с нем. и англ. – М.; СПб: Университетская книга, 2000.

Рикер Поль. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. М.: «Academia – Центр» «МЕДИУМ», 1995.

Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск, ЕГУ «ПРОПИЛЕИ»,2000.

 

1. Сущность системного подхода к анализу общества………………..3

2. Социальная деятельность как первооснова социальных отношений…………………………………………………………………………6

3. Сферы, специфика и функции социальной деятельности…………8

4. Основные свойства общества как системы. Проблемы изменения и развития общества………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………….22

 

При изучении данной проблемы, имеющей ключевое значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяются два основных аспекта: структура общества и его изменение.

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупнос­ти людей и их взаимоотношений.

Если первый из указанных разрезов социальной структуры – отдельных людей и их разнообразные объединения – обнару­жить нетрудно, то второй – связи и отношения между людьми – увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль в обществен­ной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общес­тво выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди – всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как ноги и руки являются частями человеческого тела. При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Оба этих предрассудка, особенно тоталитаризм, послужили идейным источником многих страданий и бед, что лишний раз свидетельствует, насколько опасными могут быть философские, мировоззренческие и идеологические заблуждения. Современная социология рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от руга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.

Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», так и специфические философско-социологические понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий. Под «элементом» или «частью» общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Сказанные понятия обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем система. Составляющие общество эле­менты, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.

Под отношениями понимается определенная связь, зависи­мость между субъектами, составляющими общество. Отношения – тот устойчивый элемент, который сплачивает людей и общес­тво. Именно устойчивые, постоянные, повторяющиеся отноше­ния и зависимости приводят к формированию социальных групп, институтов, организаций, образующих социальную структуру.

Понятие «структура» отражает определенную форму устой­чивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целос­тность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть опре­делена как форма организации общества, внутренняя упорядо­ченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

При характеристике социальной жизни часто употребляются понятия «субъект» и «объект». Эти понятия противоположны по смыслу. Если под субъектом понимается явление, выступающее как носитель активности, направленной на другое явление, выступающее в данном случае в качестве более пассивного, то под объектом, напротив, понимается явление, на которое направлена активность другого явления.

Наконец, понятие «социальная система» охватывает всю сово­купность социальных субъектов и объектов, их свойств и отноше­ний, образующих целостный социальный организм. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков: множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений; разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых наряду с материальными имеются и явления идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникаль­ность ее основного элемента – человека, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей дея­тельности, поведения, что придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Автоматическая частотная разгрузка | Социальная деятельность как первооснова социальных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.