Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика профессионального сгорания специалистов по СР

Выгорание не является неизбежным, и своевременно предпринятые профилактические меры могут предотвратить его появление или ослабить его интенсивность. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» может осуществляться двумя видами терапии: работой с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчением действия организационного фактора.

В зависимости от того, что выступает центральным объектом внимания - отдельные работники, организация труда или структура организации в целом - профилактические стратегии могут быть реализованы на нескольких уровнях:

I. на уровне всего общества. Принимая во внимание действие негативного фактора, касающегося отсутствия информации о результатах работы, то снизить его влияние может только общественное признание - повышение престижа этого рода деятельности, большое количество статей, передач по радио и телевидению, посвященных социальным службам, особенностям работы их специалистов.

II. на уровне организации: построение правильной организационной структуры. Необходимо распределить наиболее трудную и неблагодарную работу равномерно среди всего персонала и поощрять участие сотрудников в разных проектах и решении различных задач, чтобы одному человеку не пришлось взваливать на себя весь груз. Хорошо, если у специалистов есть возможность работать по принципу частичной занятости, что позволит им составить более гибкий индивидуальный график работы. То есть, месячная загрузка должна быть в пределах рабочей нормы. Поэтому важно организовать такой график работы, чтобы более легкие и более сложные задачи чередовались, и было отведено время для перерывов, во время которых сотрудники могли бы отдохнуть и пообщаться.

Для снятия у сотрудников психического напряжения и стрессов в здании службы необходимо создать комнату отдыха. Это место, где работники могут не только отдохнуть, но и пообщаться, выпить чай, пообедать. Комната должна быть обставлена удобной мягкой мебелью, декорирована живыми растениями, предметами искусства, предполагать музыкальное оформление. Наличие комнаты психологической разгрузки требует и обучения специалистов умению пользоваться ею.

Наряду с этим, и в рабочем кабинете также обязательно должно быть много комнатных растений, поскольку растения способны вбирать в себя отрицательную энергию, создают уют и приятную для глаз цветовую гамму. Рабочее помещение должно быть максимально удобным для длительного пребывания в нем специалиста и защищенным от проникновения посторонних, чтобы нервная энергия не расходовалась попусту, например, на адаптацию к посторонним шумам.

Помимо удобного и комфортного рабочего места для социальных работников важна организация рационального проведения ежегодных отпусков. Руководство учреждения должно позаботится о санаторно-курортном отдыхе каждого сотрудника.

При рациональной организации труда у каждого специалиста существуют возможности для повышения квалификации, развития своих профессиональных навыков и творческих способностей. В связи с этим, ему не следует находиться долгое время в одиночестве, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллеге, необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом. Следует стремиться к установлению в коллективе специалистов и сотрудничающих с ними организаций общей дружеской атмосферы поддержки и взаимопонимания.

· Все перечисленные выше условия недостаточны, если в службе не организована супервизия ( методическое сопровождение более опытным коллегой ), психотерапия самих специалистов по социальной работе. Эти функции может выполнять специально обученный человек, например, штатный психолог службы или приходящий психотерапевт. Данная помогающая инстанция призвана заботиться о душевном равновесии работающих, способствовать осознанию ими предмета, методов, целей деятельности, изменению отношения к работе, а также повышению квалификации. Наряду с этим, возможно привлекать к супервизии, созданию обучающих программ, очному консультированию и самих специалистов по социальной работе, которые освоили этот вид деятельности.

III. Со стороны руководства важно:

1. обеспечить супервизию персонала, уделяя особое внимание тем сторонам работы, которые вызывают наибольшие трудности;

2. создать систему обратной связи от низшего звена к высшему и наоборот (например, регулярно проводить беседы с сотрудниками относительно возникающих проблем и давать обратную связь по поводу эффективности их работы);

3. следить за уровнем напряжения, возникающего у руководящего персонала и предпринимать необходимые меры, когда напряжение становится чрезмерным.

IV. Профилактика выгорания на уровне персонала заключается в следующем:

1. уменьшение требований, которые работники предъявляют к себе, путем поощрения постановки более реалистичных и достижимых целей. Для успешной деятельности социального работника важно понимание того, что его собственные психологические ресурсы не безграничны, его индивидуальные ограничения и противопоказания являются той объективной основой, на которой формируется база личностных трудностей, барьеров, препятствующих успешной профессиональной деятельности. Их преодолению способствуют два рода процессов: постоянное повышение профессиональной квалификации и личностное саморазвитие, самопонимание специалиста.

2. Помощь работникам в развитии и использовании эффективных механизмов обратной связи относительно продуктивности их работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группа организационных (объективных) факторов | Обеспечение возможности проработки возникающих у сотрудников личных и профессиональных проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.