Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные права, гарантии, льготы

Механизмы осуществления социальной политики в практике СР

Механизм – устройство, система, определяющая порядок какого-либо вида деятельности.

Механизм реализации социальной политики в практике социальной работы по своей сути представляет собой сложную систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет: теоретически осмыслить социальные интересы определенных граждан, социальных групп, всего населения; разработать социальную стратегию государства и социальные программы; организовать конкретную деятельность субъектов социальной политики по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации включает деятельность по формированию внебюджетных государственных фондов, выработке и реализации социальных программ, установлению единой системы социальных гарантий, подкрепленных бюджетным финансированием.

Права – это закрепленные основные свободы и условия жизни людей, которые позволяют развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния. Права человека всеобщи, прирожденны, неотъемлемы и целостны (обеспечиваются в совокупности). Права зафиксированы во Всеобщей декларации Прав человека (1947 г). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в России вступил в силу в 1976 году. Каждый гражданин РФ обладает социальными правами на: социальное обеспеченье и социальное страхование; достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий жизни; свободу от голода; наибольший и наивысший уровень психического и физического здоровья: обеспечение медицинской помощью, уходом в случае болезни; образование, высшее образование должно быть одинаково доступно для всех; участие в культурной жизни; пользование результатами научного прогресса; жизнь и неприкосновенность и т.д.

В целом, социальная работа – это механизм, который обеспечивает право на защиту клиента. Гражданин имеет права в социальной сфере, в частности, права на получение пенсий, пособий и льгот.

Пенсии – это ежемесячная, долгосрочная выплата, которая назначается за счет государственных средств в качестве основного источника средств к существованию лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

Виды пенсий: по старости; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; по инвалидности; социальные пенсии.

Пособия – это денежные выплаты, назначенные гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказание дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми, независимо от того, есть ли другой источник дохода.

Виды государственных пособий:

По целевому назначению:

а) пособия по временной нетрудоспособности;

б) пособия по беременности;

в) пособия женщинам, ставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

г) пособие при рождении ребенка;

д) пособие лицам по уходу за ребенком до 1,5 лет;

е) пособие на детей;

ж) социальное пособие на погребение;

з) пособие по безработице.

2. По продолжительности:

а) единовременные пособия (при рождении ребенка, при погребении, по беременности);

б) ежемесячные пособия (по безработице, на детей);

в) периодические пособия.

Компенсационные выплаты – это денежные выплаты, назначенные гражданам с целью осуществить дополнительную материальную поддержку, в случае, признаваемом государством социально значимым, независимо от других доходов.

Льготы предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компенсации затрат на их приобретение, либо в целях стимулирования определенной категории граждан. Дилогия льгот подразумевает, что все граждане несут определенный груз обязанностей, и только некоторым из них это бремя обязанностей облегчается.

Система социальных льгот подразумевает: бесплатный или льготный проезд; льготы по оплате коммунальных услуг, жилья, топлива; бесплатную установку телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; путевки на санаторно-курортное лечение; лекарства, медико-социальную помощь, обеспечение транспортными средствами.

Уровень жизни – это совокупность условий жизни (труда, быта, досуга) людей, которая соответствует достигнутому уровню общественного производства и зависит от государственного строя. Уровень жизни отражает объем и структуру потребления, условия труда, социальные гарантии, уровень образования, развитость сферы услуг и структуру организации свободного времени, размеры собственности. В широком понимании, уровень жизни – это характеристика социально-экономического положения населения.

Важным показателем уровня жизни являются реальные доходы населения. Они характеризуют количество материальных благ, которое может быть приобретено на эти доходы или использовано в процессе получения платных услуг. Реальные доходы населения вычисляются вычитанием из совокупного дохода уплачиваемых налогов и обязательных платежей. Уровень реальных доходов населения зависит от соотношения заработной платы и изменения индексов цен на услуги и предметы потребления за определенный период времени.

Важным показателем уровня жизни населения является минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ – характеристика структуры потребления и уровня удовлетворения потребностей, которые общество считает минимально допустимыми. Для расчета берут потребительскую корзину.

Понятие «прожиточный минимум» введено Указом Президента РФ от 2 марта 1992 года.

Выписка из ФЗ от 24.10.97 №134-ФЗ

«О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (статья 1).

Бюджет прожиточного минимума является инструментом социальной политики в условиях о граниченного ресурса и используется:

· в качестве базы для адресной социальной помощи,

· в качестве ориентира при регулировании доходов и потребления,

· для оценки материальных и финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию социальных программ,

· при оказании целевой натуральной помощи,

· для обоснования размеров минимальной оплаты труда и пенсий по старости,

· в качестве одного из критериев малообеспеченности.

Статья 6. ФЗ «Учет величины ПМ при оказании госсоцпомощи гражданам в РФ: семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума … считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (статья 4).

Величина прожиточного минимума определяется по группам населения: для лиц трудоспособного возраста; для пенсионеров; детей в возрасте до 6 лет; детей в возрасте от 7 до 15 лет. Общий прожиточный минимум представляет собой взвешенный средний показатель по четырем группам. На размер прожиточного минимума влияют: потребности населения (которые, в свою очередь, зависят от природно-климатических условий и национальных традиций), от половозрастного состава и плотности населения, от размера и структуры семей, экономического развития территории и уровня региональных цен. В связи с этим, прожиточный минимум содержит детальное перечисление видов продовольствия (с учетом ценовых зон России), непродовольственных товаров, видов услуг и налогов (исходя из структуры потребления 10% домохозяйств с наименьшими доходами).

С 1991 года величина прожиточного минимума постоянно увеличивается, но не за счет расширения набора потребительской корзины, а исключительно за счет роста цен. Тогда как стоит отметить, что набор продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, рассчитывался по нормативам, разработанным еще Институтом питания АМН СССР. Однако, лежащие в основе этого расчета физиологические нормы потребления продуктов питания реально не могут служить критерием для определения степени удовлетворения населения продуктами питания и должны быть скорректированы.

Согласно действующему законодательству потребительская корзина должна пересматриваться один раз в пять лет. Современная корзина, разработанная Минтрудом на основании «научно обоснованных» нормативов, установленных еще во время тотального дефицита товаров и продовольствия, давно не соответствует физиологическим и материальным потребностям россиян.

 

Выписка из ФЗ РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 27 октября 1999 г.

Потребительская корзина для основных социально-демократических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

1. Продукты питания Единица измерения Объем потребления для населения в целом по РФ
Наименование продукта   Трудоспособное население
Хлебные продуты (хлеб, макаронные изделия в перерасчете на муку, мука, крупы, бобовые) Картофель Овощи и бахчевые Фрукты свежие Сахар и кондитерские изделия в перерасчете на сахар Мясопродукты Рыбопродукты Молоко и молокопродукты в перерасчете на молоко Яйца Масло растительное, маргарин и другие жиры Прочие продукты (соль, чай, специи) кг /год   - «- - « - «- - «- - «- - «- штук кг/год - «- 152, 0   123, 6 89, 4 16, 7 20, 3 31, 5 13, 7 210, 7 12, 0 4, 9
2. Непродовольственные товары
Верхняя пальтовая группа Верхняя костюмно-платьевая группа Белье Чулочно-носочные изделия Головные уборы и галантерейные изделия Обувь Школьно-письменные товары Постельное белье Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства Штук /лет Штук /лет Штук /лет Пар /лет Штук /лет Пар/лет Штук /лет Штук /лет Штук /лет %   3/7, 6 8/4, 2 9/2, 4 7/1, 4 5/ 5, 0 6/3, 2 3/1, 0 14/7, 0 19/10, 5
3.Услуги    
Жилье Центральное отопление Холодное и горячее водоснабжение Газоснабжение Электроэнергия Транспортные услуги Другие виды услуг кв.общ.площади гкал в год литров в сутки куб.м. в месяц квт.ч.в месяц поездок в год % общей величины расходов на услуги в мес. 18, 0 6, 7 285, 0 10, 0 50, 0 619, 0   15. 0

На первый взгляд, эти нормы не выдерживают никакой критики, они нелепы. Однако, не все так просто. Потребительская корзина служит основой для российского прожиточного минимума, т.е. для определения уровня бедности различных групп населения. Человеку, живущему за чертой бедности, положена государственная социальная помощь, в том числе, - снижение платежей, социальные пособия и т.д. Чем дороже потребительская корзина, тем выше прожиточный минимум, и тем большее количество россиян попадут в число бедных, нуждающихся в помощи. Следовательно, прямой интерес властей держать потребительскую корзину наполовину пустой. Если бы «корзину» привели в соответствие с реальными потребностями населения, то более 70% получили бы статус малоимущих.

Вместе с тем, при анализе уровня жизни граждан нашей страны следует учитывать, что уровень жизни москвичей по показателю бюджета ПМ существенно отличается от численного показателя среднего россиянина – он в два раза выше тех норм, которые установлены для населения России, поскольку было заключено трехстороннее соглашение между московскими профсоюзами, Правительством Москвы и предпринимателями, на основе которого был разработан столичный прожиточный минимум не только выше, но и более рациональный по своей структуре. Например, в БПМ москвичей затраты на питание занимают 54,8%, а россиян – 84, 2%; тогда как по международным стандартам, семья, затрачивающая на питание более 50% доходов, находится за чертой бедности. Если же этот показатель более 75% - семья находится в условиях нищеты.

Интересно, что в СССР к категории «малообеспеченные» относились граждане с доходами ниже 78 рублей в месяц, их было примерно 40 млн. человек, т.е. 12% населения.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы и модели социальной политики | Проблемы научной идентификации социальной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.