Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура общения. Коммуникативный компонент общения




Исследователи выделяют множество разновидностей струк­туры общения. Достаточно распространена структура, вклю­чающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразуме­вает простой обмен информацией. Интерактивная часть обще­ния основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индиви­дами с целью поддержания интерактивной части общения.

Коммуникативная часть общения представляет собой вза­имный обмен индивидами кодированной информацией с це­лью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де- кодировке, часто имеют социальную или психологическую ос­нову. Информация, которой оперируют коммуникаторы, мо­жет быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, по­желание, сообщение, намек.

Простейшие модели коммуникации — вербальная и невер­бальная. Вербальная коммуникация использует в качестве- ко­дировки речь. Невербальная — четыре группы средств обще­ния: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбав­ки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное вос­приятие друг друга общающимися.

Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процес­са, состоящую из пяти вопросов.

1. Кто говорит?

2. Что сообщает?

3. Кому?

4. По какому каналу?

5. С каким эффектом?

Первый вопрос предполагает анализ управления коммуни­кативным процессом, второй — анализ содержания сообще­ний. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демон­стрирует формирование процесса общения.

Структура общения включает понятие «дистанции общения». Дистанция между общающимися может быть публичной, офи­циально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для обще­ния. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или со­циальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми.


Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дру­жеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (отОдо 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей.

Интерактивная часть общения подразумевает общение лю­дей в сфере профессиональной деятельности и может быть ко­оперативной и конкурентной. Кооперативное общение подра­зумевает совместную координацию действий. Любая совмест­ная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и пред­ставляет собой одну из форм конфликта.

Перцептивная часть общения основана на понимании и вза­имном восприятии друг друга. Перцепция — это познаватель­ный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысле­ние получаемой через органы чувств информации об окружа­ющем мире..

Коммуникативным компонентом общения считается совокуп­ность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начина­ют регрессировать. Общение в любой сфере деятельности под­разумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта. Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как рав­ноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а.также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.

Вместе с тем, любое общение связано с возникновением ком­муникативных барьеров, препятствующих взаимодействию ин­дивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивационный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, со­циального положения, отрицательных эмоций, состояния здо­ровья, психологической защиты, установки, двойника, неже­лания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.

Современная жизнь способствует увеличению числа барье­ров общения. Для их преодоления следует слушать себя, конт­ролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точ­ки зрения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.