КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Опасности среды обитания, эволюция среды обитания
Безопасность жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на безопасное взаимодействие человека со средой обитания и его защиту, устойчивое функционирование объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуации природного техногенного характера, а также применения современных средств поражения. Определение опасности, их классификация в системе «человек - среда обитания» Опасность – это негативное явление – обусловленное энергетическим состоянием среды, действиями человека способное при определенных условиях причинять ущерб всему окружающему (человеку, природе, зданиям, сооружениям и т.п.). Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть: - сам человек как сложная система, организм, в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека могут быть не пригодны для реализации конкретной деятельности; - элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температура, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек; - процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания. Поскольку опасности имеют сложные, многофакторные признаки порой взаимонакладывающиеся друг на друга, то их классификация и систематизация играют важную роль в познании природы этих опасностей.
Классификацией и систематизацией сложных явлений, понятий, объектов занимается наука таксономия. В настоящее время не существует еще вполне совершенной и достаточно полной таксономии опасностей, но одна из приемлемых ее форм приведена ниже. В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек↔среда обитания». Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных) способных оказывать прямое и косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает основную задачу, а именно обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе. Для нормальной жизни человека, в целом общества, прежде всего, необходимо обеспечить безопасность жизнедеятельности. Взаимодействие человека со средой обитания определяет эволюцию последнего, а именно перехода от биосферы к техносфере. Для безопасной жизнедеятельности человека необходимо знать опасности, чтобы предупредить или уменьшить возможные негативные последствия. Итак, что такое безопасность? БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние защищенности человека, природы и материальных ценностей от опасностей. Что такое опасность? ОПАСНОСТЬ – явление, процесс, событие, наносящее ущерб при определенных условиях всему окружающему. По характеристикам и природе опасности классифицируются следующим образом: 1. по происхождению: · природные; · техногенные; · антропогенные; · экологические; · социальные; · биологические. 2. по способу воздействия: · физические; · химические; · механические; · социологические; · психофизиологические. 3. по месту локализации: · литосферные; · гидросферные; · атмосферные; · космические. 4. по наносимому:
· социальный; · технический; · экологический; · и т.д. 5. по сфере проявления: · производственные; · бытовые; · спортивные; · дорожно-транспортные; · и т.д. 6. по последствиям: · заболевание; · травмы; · утопление; · пожары; · и т.д. 7. по характеру действия: · пассивные; · активные. 8. по времени: · импульсивные; · кумулятивные. Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются изменение климата, освещенности земной поверхности и стихийные явления: грозы, землетрясения и т.п. На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и как следствие мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины ХIХ в. начало активного роста воздействия человека на среду обитания. В ХIХ в. на земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев и полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали: - высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; - рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; - интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; - массовое использование средств транспорта; - рост затрат на военные цели и ряд других процессов; 1)Демографический взрыв. Достижения в медицине, достижение комфортности деятельности и быта, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увлечению продолжительности жизни человека и как следствие росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне и составляла в некоторых из них до 40 человек на 1000 человек в год и более. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии и Китая. 2) Рост энергетики, промышленного производства, численности средствтранспорта. Увеличения численности населения Земли и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, числа средств транспорта, приводят к росту производства энергетических и потреблению сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения. О неограниченных способностях к росту потребления свидетельствует использование электроэнергии в США. По статистическим данным, 1970 г. США имели 7% населения и 1/3 мирового производства электроэнергии.
3) Постоянно увеличивался мировой автомобильный парк: с 1960 по 1990 гг. он возрос со 120 до 420 млн. автомобилей. Взаимодействие человека и техносферы. Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (Закон сохранения жизни, Ю.Н. Куражковский). Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека, техносферу и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состоянии взаимодействия в системе «человек-среда обитания»: - комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровье человека и целостности компонентов среды обитания;
- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективности деятельности человека. Соблюдение условии допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания; - опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и приводят к деградации элементов техносферы и природной среды; 4) Развитие сельского хозяйства. Вторая половина ХХ в. связана с интенсификацией сельскохозяйственного производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями в течение многих лет использовались искусственные удобрения и различные токсиканты, что не могло не влиять на состояние компонентов биосферы. При использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила и т.п.) почва перенасыщается соединениями тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводить к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведет к загрязнению водоемов, особенно в паводковый период. 5) Техногенные аварии и катастрофы. До середины ХХ в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба, соизмеримые со стихийными бедствиями. Последующие годы отмечены ростом числа отказов, инцидентов и происшествий в технических системах, что неизбежно привело к увеличению числа техногенных аварий и катастроф. Появление ядерных объектов и высокая концентрация прежде всего химических веществ и их производств сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы. Примером тому служит трагедия в Чернобыле. Огромное разрушительное воздействие на биосферу оказывается при испытании ядерного (в г. Семипалатинск, на озере Новая Земля) и других видов оружия. Для испытания химического оружия необходим полигон размером около 500 тыс.га. Иллюстрацией негативного экологического влияния современных локальных войн являются итоги войны взоне Персидского залива (огромные проливы нефти в залив, пожары на нефтяных скважинах). Гомосфера пространства – человек находится в процессе рассматриваемой деятельности. Нокососфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами: Метод А состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизацией, применением роботов и др. Метод Б состоит в нормализации ноксосферы, снижении или полном устранении опасностей. На практике этот метод является основным. Уменьшение или исключение опасности достигается созданием техники с максимальным уровнем безопасности, комплексом мероприятий по защите человека от вредных и опасных факторов, применением средств коллективной защиты. Метод В включает множество приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности. Данный метод реализует возможности медицинского и профессионального отбора обучения, профессиональной ориентации, психологической подготовки, применения в необходимых случаях средств индивидуальной защиты. Принцип обеспечения безопасности – основное положение, идея, предпосылка какого-либо предложения, решения. Принципы безопасности можно разделить на четыре группы: - ориентирующие; - технические; - организационные; - управленческие. Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направлении поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относятся: 1. Активности оператора; 2. Гуманизации деятельности; 3. Деструкции; 4. Замены оператора; 5. Классификации; 6. Ликвидации опасности; 7. Относительности; 8. Системности; 9. Снижения опасности. Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Включает: блокировки; вакуумирования; герметизации; защиты расстоянием; компрессии; упрочнение слабого звена; флегматизации; экранирования. К организационным относятся принципы, реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности. Включает: защиты времени; информации; многопричинности, несовместимости; нормирования; подбора кадров; последовательности; резервирования; эргономичности; обоснования. Управленческими называются принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. Включает: адекватности; контроля; минимизации ущерба; обратной связи; ответственности; плановости; стимулирования; управления; эффективности; оптимизации. Средства обеспечения безопасности – это конструктивное, организационное, материальное воплощение принципов и методов обеспечения безопасности, то есть их конкретная реализация. Они делятся на средства коллективной и индивидуальной защиты. К средствам коллективной защиты можно отнести ограждения, тормозные и предохранительные устройства, сигнализация, вентиляция, отопление, освещение, заземление. В широком понимании к средствам безопасности следует относить все то, что способствует защищенности человека от опасности, а именно: воспитание, образование, укрепление здоровья, дисциплинированность, здравоохранение, государственные органы управления и т.п. Принципы, методы, средства безопасности – это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев. Основная литература: 1 [3-5] Дополнительная литература: 5 [7-8] Контрольные вопросы: 1. Что такое опасность? 2. Классификация опасности. 3. Влияние эволюции человека на биосферу. 4. Что такое среда обитания? 5. Что такое демографический взрыв?
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |