Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активные и пассивные счета. Схемы записи на счетах




Счета и двойная запись. Экономико-математические взаимосвязи в бухгалтерском учете

Счета и двойная запись — способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств и источников их образования, хозяйственных процессов и их результатов.

Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используются счета бухгалтерского учета.

Счет — это способ экономической группировки, при котором в денежной оценке систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Совокупность счетов, применяемых в бухгалтерском учете, образует систему счетов. По отношению к балансу счета подразделяются на активные, пассивные, активно-пассивные.

Важнейшим правилом ведения учета при помощи счетов является – двойная запись, заключающаяся в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды: в дебет одного счета и кредит другого — в этом суть метода двойной записи.

Рассмотрим пример двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Пример: В кассу организации поступили наличные денежные средства с расчетного счета организации в банке. Хозяйственная операция отражается на двух активных счетах «Касса» и «Расчетные счета». В кассе денежные средства увеличились, на расчетном счете уменьшились. Запись будет выглядеть так:

Дебет счета 50 «Касса» - Кредит счета 51 «Расчетные счета» - 100 000 рублей. На счетах запись отражается следующим образом:

Счет «Касса»

Дебет Кредит
Сальдо 10 000  
1) 100 000  
Оборот 100 000 Оборот -
Сальдо 110 000  

 

Счет «Расчетные счета»

Дебет Кредит
Сальдо 150 000  
  1) 100 000
Оборот - Оборот 100 000
Сальдо 50 000  

 

Дебетовая сторона (дебет) счета. Кредитовая сторона (кредит) счета

Счета имеют форму двусторонней таблицы. Увеличение объектов бухгалтерского учета на счетах показывают отдельно от их уменьшения, поэтому счета делятся на две части:

Левую;

Правую.

Левая часть называется дебетом, правая кредитом.

Наименование счета

Дебет Кредит

Схема записи на активном счете Остаток (сальдо) на активных счетах

Наличие средств или источников называется остатком, или сальдо. Сальдо на начало отчетного периода является начальным, на конец отчетного периода — конечным.

Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы.

Строение активного счета

Дебет Кредит
Остаток (сальдо) на начало месяца -
Хозяйственные операции, вызывающие увеличение учитываемого объекта Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение учитываемого объекта
Оборот Оборот
Остаток (сальдо) не конец месяца -

Остаток (сальдо) на конец месяца на активном счете рассчитывают следующим образом: к начальному остатку (сальдо) на начало месяца прибавляют оборот по дебету счета и вычитают оборот по кредиту.

Активные счета могут иметь только дебетовое сальдо, поскольку нельзя выдать средств больше, чем имелось в хозяйстве.

Схема записи на пассивном счете Остаток (сальдо) на пассивных счетах

Пассивными – счета для учета капитала и обязательств.

Строение пассивного счета

Дебет Кредит
- Остаток (сальдо) на начало месяца
Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение учитываемого объекта Хозяйственные операции, вызывающие увеличение учитываемого объекта
Оборот Оборот
- Остаток (сальдо) не конец месяца

Для определения остатка (сальдо) на конец месяца по пассивному счету к начальному остатку (сальдо) по кредиту счета прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету.

Пассивные счета имеют только кредитовое сальдо, так как уменьшение источников не может превышать их размера.

При отсутствии начального сальдо первая запись производится по кредиту, а конечное сальдо определяется вычитанием дебетового оборота из кредитового.

Обороты дебетовые. Обороты кредитовые

Общая сумма операций, записанных на дебет или кредит счета, называется суммой оборота. Она показывает движение средств или источников за определенный период. Различают дебетовые и кредитовые обороты.

Активно-пассивные счета

В бухгалтерском учете также используются счета, имеющие признаки активных и пассивных счетов, называемые активно-пассивными.

Активно-пасивные счета предназначены в основном для учета расчетных взаимоотношений организации с другими предприятиями и лицами, ее финансовых результатов, процессов и т.п.

По дебету активно-пассивных счетов отражают дебиторскую задолженность, по кредиту – кредиторскую задолженность.

Остатки (сальдо) таких счетов одновременно могут быть дебетовыми и кредитовыми, поэтому их показывают развернуто.

Строение активно-пассивного счета

Дебет Кредит
Остаток (сальдо) на начало месяца дебиторской задолженности Остаток (сальдо) на начало месяца кредиторской задолженности
Увеличение дебиторской задолженности Увеличение кредиторской задолженности
Уменьшение кредиторской задолженности Уменьшение дебиторской задолженности
Оборот Оборот
Остаток (сальдо) не конец месяца дебиторской задолженности Остаток (сальдо) не конец месяца кредиторской задолженности

На основании схемы можно сделать вывод, что активно-пассивные счета включают в себя два счета: активный и пассивный. В практике бухгалтерского учета активно-пассивные счета обычно разделяются.

 

22. Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание. ПБУ 4/99

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Она составляется по установленным формам на основе данных бухгалтерского (синтетического и аналитического) учета.

Значение отчетности в следующем:

· широко используется в системе оперативного, текущего, перспективного управления и контроля в организациях;

· служит информационной базой для экономического анализа, планирования и прогнозирования;

· является важнейшим источником информации об организации для внешних потребителей: акционеров, инвесторов, государственных служб и т.д.

Требования, предъявляемые к данным бухгалтерской отчетности

Показатели отчетности организации используются в системе статистического учета, где они обобщаются, а затем применяются для управления. Поэтому к отчетности предъявляется ряд требований, которые регламентируются законодательством:

· обязательность для всех субъектов хозяйствования;

· единство форм и методики составления отчетности для всех организаций конкретной отрасли (Это обеспечивает сопоставимость информации);

· простота, ясность и доступность;

· полнота (например, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы));

· последовательность составления от одного отчетного периода к другому;

· экономичность и рациональность;

· своевременность и достоверность представляемой информации об имуществе, обязательствах организации, финансовых результатах хозяйственной деятельности, изменениях в ее финансовом положении (достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету);

· нейтральность информации, т.е. исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей отчетности перед другими (информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий).

Состав бухгалтерской отчетности организации

Бухгалтерская отчетность организации включает типовые и специализированные формы. Состав типовых форм регламентируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», прочими нормативными документами. Состав специализированных форм отчетности и порядок их заполнения определяются министерствами и ведомствами соответствующей отрасли.

К типовым формам относятся:

· бухгалтерский баланс (форма № 1);

· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

· отчет об изменениях капитала (форма № 3);

· отчет о движении денежных средств (форма № 4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

· пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, т.е. содержать информацию о состоянии средств организации и источников их формирования на начало года и конец отчетного периода. Заполняется по данным синтетического учета – Главной книги.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 99 «Прибыли и убытки». В нем отражаются:

· выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов, налогов и обязательных платежей;

· себестоимость проданных товаров;

· прочие доходы и расходы;

· сумма полученной валовой прибыли;

· сумма прибыли (убытка) до налогообложения;

· сумма чистой прибыли (убытка).

Отчет об изменениях капитала заполняется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)», 96 «Резервы предстоящих расходов» и др. В нем отражается состояние и движение всех видов источников собственных и приравненных к ним средств организации (т.е. обязательств организации перед учредителями, собственниками).

Отчет о движении денежных средств составляется на основе данных по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 Специальные счета в банках. В нем отражается информация о состоянии (остатках на начало и конец отчетного периода), поступлении и выбытии всех денежных средств организации. Данные отчета позволяют отслеживать направление движения денежных потоков и на основании последующего анализа принимать управленческие решения об их оптимизации.

Приложение к бухгалтерскому балансу составляется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам:01, 02, 04, 05, 58, 08, 20, 23, 25, 26, 29, 60, 62, 70, 71, 73, 75, 76, 66, 67. В нем содержится информация:

· о наличии на начало и конец отчетного периода, возникновении и погашении дебиторской и кредиторской задолженности;

· об амортизируемом имуществе (НА, ОС);

· о видах долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, имевшихся у организации на начало и конец отчетного периода;

· о расходах по обычным видам деятельности;

· о государственной помощи.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках не имеет типовой формы, а строится с учетом запросов внешних потребителей информации. Министерства и ведомства для подведомственных организаций разрабатывают и публикуют макеты пояснительных записок (там могут содержаться – динамика важнейших экономических показателей; информация о факторах, повлиявших на финансовые.

Отчетным для организации является календарный год, период с 1 января (для вновь создаваемых организаций – со дня приобретения ими дееспособности; для организаций, созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года)по 31 декабря.

Срок сдачи квартальной отчетности – в течение 30 дней после окончания квартала, а годовой отчетности – в течение 90 дней после окончания отчетного года.

Ежеквартально сдаются только форма № 1 и форма № 2, а в конце отчетного года все остальные формы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.