Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Государственное регулирование цен




1. Сущность и необходимость государственного регулирования цен.

2. Цели государственного регулирования цен.

3.Характеристика государственного регулирования цен в странах с развитой

рыночной экономикой.

4. Методы регулирования цен.

Форма организации обучения: проблемная лекция.

Цель лекции: раскрыть теоретические аспекты государственного регулирования

цен.

Содержание лекции

1. Сущность и необходимость государственного регулирования цен.

 

Политика цен - это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление

регулирования иен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за ах соблюдением. Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров и у слуг, финансовых средств, свободной экономической деятельности.

На рынке распространены несовершенная конкуренция, олигополия, монополия. В связи с этим рыночные системы функционируют в неидеальных условиях, что порождает целый ряд проблем, которые рынок решить не может.

Основные недостатки рынка:

1. Преимущества крупномасштабного производства ведут к монополизму и

ослаблению конкуренции.

2. Значительная дифференциация доходов населения.

3. Неспособность учитывать коллективные потребности (оборона, связь, медицина и т.д.), внешние эффекты (охрана окружающей среды).

4. Препятствие производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров и услуг.

5. Не обеспечивается полная занятость и стабильный уровень цен.

Для устранения этих недостатков рыночных систем осуществляется государственное регулирование экономики, в частности, государственное регулирование цен.

 

2. Цели государственного регулирования цен.

Государственное регулирование цен осуществляется с различными целями:

1) с целью стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей, производств;

2) с целью борьбы с инфляцией;

3) с целью поддержания определенных пропорций между отраслями и сферами

народного хозяйства;

4) с целью осуществления структурной перестройки;

5) с целью поддержания жизненного уровня населения;

6) с целью ограничения монополий и развития конкуренции и другими.

 

3. Характеристика государственного регулирования цен в странах с развитой рыночной экономикой.

 

В странах с развитой рыночной экономикой широко используется

государственное регулирование цен. Так, в США государство контролирует около 10% цен, в Японии - 20, Швейцарии - 50 и т.д.

Степень государственного регулирования цен в отдельных странах и в разные периоды различна. Она зависит от следующих факторов:

1) общего состояния экономики;

2) степени ее монополизации;

3) конкретной конъюнктуры в отдельных отраслях;

4) от целей экономической политики, проводимой различными государствами.

Степень государственного регулирования цен чем больше, тем сложней экономическая ситуация в страде. При устойчивом развитии экономики и незначительной инфляции государственное вмешательство в ценообразование осуществляется в значительно меньшей степени, чем это даже предусматривается законодательством. Чем более монополизирована экономика, тем выше степень ее государственного регулирования, включая такой инструмент борьбы со стагфляцией, как контроль зарплаты и цен (стагфляция = стагнация (падение) производства + рост цен (инфляция).

В США на 200 крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности, которые составляют 0,06% от общего числа фирм (356 тыс.), приходится 50% объема продаж.

Большинство стран с развитой рыночной экономикой имеет законодательные акты, определяющие права и роль государственных органов в регулировании цен, права и обязанности производителей в установлении цен и права потребителей. Так, в Австрии государственное регулирование осуществляется на основе закона о ценах, в Греции действует кодекс рыночного регулирования, утвержденный указом президента.

В Дании ценообразование регулируется законом о конкуренции, который включает в себя ранее действовавшие закон о ценах и прибыли и закон о деятельности монополий и конкуренции. В Норвегии вопросы цен регулируются законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением монополии.

В Российской Федерации в настоящее время действуют Закон, Указ Президента и постановления Правительства о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий. В Казахстане существует Закон «об ограничении монополистической деятельности», Закон «о естественных монополиях».

В разных странах цены регулируются на разных уровнях: парламентом, правительством, ведомствами и другими органами. Например, в Австрии по тем товарам, по которым существует государственная монополия (табак, соль, услуги связи и железнодорожного транспорта) цены устанавливаются решениями парламента; на спиртные напитки - министерством финансов. Рынок молока, зерна, мяса регулируется через специально созданные организации: Молочный фонд. Зерновой фонд. Комиссию по животноводству и производству мяса. В пределах этих фондов повышенная прибыль одних хозяйств может изыматься и передаваться хозяйствам с повышенными издержками.

Следует подчеркнуть, что сельское хозяйство пользуется ценовой поддержкой во многих странах. Так, в США на пшеницу, рис, кормовое зерно, хлопок, арахис, табак существуют залоговые цены, обеспечивающие фермеру минимальный доход. При неблагоприятной конъюнктуре фермер может сдать свою продукцию в залог по этим ценам. Если в дальнейшем конъюнктура улучшается, он может получить залоговую продукцию обратно и продать ее по более высоким рыночным ценам.

Не менее важную роль в США играет целевая цена, которая носит расчетный характер и определяет нижний уровень дохода типового фермерского хозяйства. Если рыночные цены опускаются ниже целевой, фермерам выплачивается компенсационная ценовая надбавка. В США большое внимание уделяется также ценовому паритету (соотношению) цен промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Как правило, государственное регулирование цен распространяется на три группы продукции:

- первая - определяющая структуру народных "базовых'' отраслей хозяйства

(топливо, энергетика, транспорт, связь);

- вторая - определяющая стоимость жизни (продовольствие, жилье);

- третья - требующая внешнеэкономических преференций (льгот).

 

4. Методы регулирования цен.

По целям воздействия на цены различают методы:

1) ограничивающие (ограничительные);

2) запрещающие (запретительные);

3) стимулирующие (поощрительные).

Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики. Ограничительные методы применяются с целью ограничения роста цен в основном в условиях высокомонополизированной экономики и высокой инфляции. В наибольшей степени они характерны для централизованной плановой экономики и экономики переходного периода. К ним относится установление;

1) предельных цен;

2) фиксированных цен;

3) предельных коэффициентов изменения цен;

4) предельных уровней рентабельности;

5) декларированных цен и т.д.

Запретительные методы применяются с целью преодоления монополизма, развития конкуренции в условиях развитого рыночного хозяйства, стабильной экономики и направлены на запрет, главным образом, возможностей фиксации цен.

К запретительным относятся следующие методы:

- запрещающие фиксирование цен;

- запрещающие дискриминационные, хищнические и другие цены;

- запрещающие рекламу по принципу "заманивания и переключения".

По методам, запрещающим фиксирование цен. правительство ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали. Горизонтальное фиксирование цен порождается соглашениями между производителями по установлению цен. Вертикальное фиксирование иен имеет место, когда производители или оптовики могут контролировать розничные цены.

Методы, запрещающие ценовую дискриминацию, предназначены для защиты мелких розничных магазинов. Ряд штатов США принял законы о нечестной торговле, которые запрещают розничной торговле продавать продукцию по ценам ниже издержек плюс фиксированный процент. Цель запрещения – предотвратить снижение цен ниже издержек крупными фирмами с целью устранения мелких конкурентов. Для предотвращения недобросовестной ценовой рекламы разработаны стандарты допустимого поведения.

Например, запрещается реклама по принципу "заманивания и переключения", когда покупателей завлекают в магазин низкими ценами, а затем говорят, что товар кончился. Для контроля от фирм требуют тщательного ведения отчетности и документации.

Поощрительные методы направлены на стимулирование или поощрение производства жизненно важных или базовых видов товаров (например, сельскохозяйственной продукции, рыбопродукции, электрической энергии). К ним относятся рассмотренные ранее методы установления залоговых цен, целевых цен и др.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Сущность государственной ценовой политики.

2. Классификация методов государственного регулирования цен.

3. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен.

4. Особенности государственного регулирования цен в РК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.