Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей статистики науки и инноваций




Теоретические основы статистического изучения научно-технической и инновационной деятельности

Непосредственная трансформация идей в новые продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационнойдеятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокуп­ности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработ­ки являются не только источником новых идей, но могут осуществлять­ся на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:

  • производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характе­ристик;
  • технологическая подготовка и организация производства, охваты­вающие приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в них, а также в процедурах, мето­дах и стандартах производства и контроля качества; пробное производство или испытания; если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме па­тентов, патентных лицензий на использование изобретений, про­мышленных образцов и полезных моделей; результатов исследова­ний и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжи­ниринговых, консультативных и др.);
  • приобретение овеществленной технологии — машин и оборудова­ния;
  • подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;
  • маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельнос­ти, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая раз­вертывание дистрибьюторских сетей.

Статистика изучает количественные параметры явлений и процес­сов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворе­ние потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и иннова­ций является разработка определений и классификаций, системы соот­ветствующих показателей и методологии их исчисления.

Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного по­тенциала.Появление данного понятия связано с необходимостью раз­работки такой экономической категории, которая бы отображала наи­более общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования сис­темы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.

Научный и инновационный потенциал рассматривается как сово­купность ресурсов научной и инновационной деятельности на опреде­ленном этапе развития общества. Неотъемлемым при­знаком научного и инновационного потенциала является характеристи­ка возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющих­ся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования. Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ре­сурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.

Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциалабазируется на системном подходе к исследованию его сущ­ности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статис­тического анализа. Толь­ко комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудо­вых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное пред­ставление о тенденциях научно-технического развития. Это даст воз­можность интегрировать разрозненные, иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инно­вационного цикла, в целостную систему.

Учитывая сказанное, в составе системы показателей научного и ин­новационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и ре­зультатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей (см. рис.).

Финансовые ресурсы

Всю совокупность показателей научного и инновационного потен­циала можно систематизировать следующим образом:

1. Показатели статистики науки.

1.1. Показатели ресурсов науки.

1.1.1. Показатели кадров науки.

1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого иссле­дованиями и разработками.

1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого иссле­дованиями и разработками.

1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.

1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.

1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фон­дов исследований и разработок.

1.1.2.2. Показатели движения основных фондов исследо­ваний и разработок.

1.1.2.3. Показатели использования основных фондов ис­следований и разработок.

1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и исполь­зования оборотных средств исследований и разра­боток.

1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.

1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.

1.1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на иссле­дования и разработки.

1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.

1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.

1.2.1. Показатели публикационной активности.

1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, об­разцы новых видов машин и оборудования и т.п.).

1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).

2. Показатели статистики инноваций.

2.1. Показатели источников информации об инновациях.

2.2. Показатели затрат на инновации.

2.2.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.

2.2.2. Показатели динамики затрат на инновации.

2.3. Показатели технологического обмена.

2.3.1. Показатели приобретения технологий.

2.3.2. Показатели передачи технологий.

2.4. Показатели результатов инновационной деятельности.

2.4.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.

2.4.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельнос­ти предприятия.

2.4.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций.

2.4.2.2. Показатели прибыли от реализации инновацион­ной продукции.

2.5. Показатели инновационной активности промышленных пред­приятий.

3. Статистические показатели, характеризующие влияние науки и иннова­ций на экономический рост.

3.1. Показатели технологической структуры экономики.

3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за технологии).

3.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.

3.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта.

Для изуче­ния научной и инновационной деятельности в различных аспектах ста­тистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.