Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Ценообразование в транспортном комплексе

1. Ценообразование в сфере железнодорожного транспорта.

2. Ценообразование в сфере аэропортов.

3. Ценообразование в сфере морского транспорта.

Форма организации обучения: обзорная лекция.

Цель лекции: сформировать систему знаний об особенностях ценообразования на транспорт в условиях естественных монополий, согласно действующему Закону «о естественных монополиях».

 

 

Содержание лекции

1. Ценообразование в сфере железнодорожного транспорта.

Особенностью тарифов на железнодорожные грузовые перевозки является то, что они не только определяют уровень стабильности железнодорожного транспорта, как самостоятельной отрасли, работающей в условиях самофинансирования, но и, наряду с другими базовыми отраслями, оказывают воздействие на экономическое положение предприятий и отраслей материального производства.

С принятием Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2004 года N 145 и внесением в июле 2004 года изменений в Закон Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" начат процесс организационного и финансового разделения естественно-монопольной деятельности и других видов деятельности акционерного общества "Национальная компания Казакстан темір жолы" (далее - АО "НК Казакстан темір жолы"). К сфере естественной монополии на железнодорожном транспорте отнесена деятельность по оказанию услуг магистральной железнодорожной сети (далее - МЖС) и услуг подъездных путей. Остальная деятельность, включая перевозку грузов и пассажиров, выведена в конкурентную сферу.

Суть реализуемой в настоящее время в Казахстане концепции реформирования железнодорожной отрасли направлена на либерализацию и сужение регулируемого сектора за счет внедрения конкуренции в отрасли там, где это возможно и коммерциализацию (ориентированность на результат) монопольного сектора за счет экономически обоснованного и эффективного ценообразования.

До 20 июля 2004 года в Республике Казахстан в республиканском сообщении тарифы применялись при перевозках грузов между станциями, находящимися на территории Казахстана, и рассчитывались по ставкам прейскуранта N 10 издания 1989 года "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки", исчисляемым в рублях, с учетом повышающих коэффициентов индексации и пересчета рублей в тенге, устанавливаемых уполномоченным органом.

Грузовые тарифы на перевозки грузов в межгосударственном сообщении рассчитывались по ставкам прейскуранта "Тарифы на экспортно-импортные грузовые железнодорожные перевозки", которые исчислялись в швейцарских франках, с учетом повышающих коэффициентов, устанавливаемых уполномоченным органом и пересчитывались в валюту платежа в тенге по курсу Национального Банка Республики Казахстан на день платежа, который был введен с 1 июля 1999 года.

С 20 июля 2004 года утверждены и введены в действие тарифы на услуги

магистральной железнодорожной сети при перевозке грузов железнодорожным

транспортом, получаемые путем пропорционального разделения тарифов на грузовые перевозки на инфраструктурную и другие составляющие. Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом формируются из четырех составляющих: тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивной тяги, грузовой и коммерческой работы и пользование вагонами и

контейнерами.

В настоящее время совместно с заинтересованными государственными органами и потребителями услуг оператора магистральной железнодорожной сети проводится разработка проекта методики расчета тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети в соответствии с перечнем операций, входящих в услуги МЖС. утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Методика расчета тарифов на услуги подъездных путей утверждена приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 30 декабря 2004 года N 516-ОД.

При этом ценовому государственному регулированию подлежит плата, вносимая перевозчиками за пользование услугами магистральной железнодорожной сети, остальные составляющие железнодорожного тарифа (услуги локомотивной тяги и железнодорожные перевозки) потенциально относятся к конкурентному сектору, но в настоящее время регулируются со стороны государства, в соответствии с законодательством о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Существующая сегодня дифференциация тарифов по отдельным категориям

перевозок (видам сообщения и родам грузов) стала результатом: применения в определенный период развития' экономики страны дифференцированного подхода к субъектам, экспортирующим продукцию и поставляющим его на внутренний рынок; применения на протяжении многих лет метода индексации базовых ставок прейскуранта 10-01 путем дифференцированного установления коэффициентов удорожания тарифных ставок на отдельные рода грузов.

Дифференциация цен на продукцию естественных монополий служит инструментом социальной и экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является дополнением к фискальной макроэкономической политике.

В связи с предстоящим вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию планируется выравнивание тарифов во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщениях по согласованному в рамках переговорного процесса графику. Введенные тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети путем пропорционального разделения тарифов прейскуранта 10-01 являются временными - до разработки и принятия новой тарифной методологии.

В то же время существуют определенные трудности по внедрению новой методологии тарифного регулирования, связанные с неготовностью АО "НК "Казакстан темир жолы" передать функции перевозчика "Казжелдортранс" по ряду технических и организационных причин. В связи с чем АО "НК "Казакстан темир жолы" остается Национальным перевозчиком услуг до 1 января 2007 года.

Вместе с тем совершенствование тарифной политики в среднесрочной перспективе позволит сформировать конкурентную среду и принесет выгоды всем: потребителям - в виде низких цен: нерегулируемым предприятиям - в форме большей либерализации рынка: регулируемым предприятиям - через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

 

2. Ценообразование в сфере аэропортов.

В настоящее время в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий включены все аэропорты республики.

С целью привлечения авиаперевозчиков в рамках использования транзитного

потенциала региона путем ограничения государственного тарифного регулирования деятельности аэропортов утверждена номенклатура услуг аэропортов, на которые применяются регулируемые государством цены, предусматривающая выведение части услуг в конкурентную среду. Номенклатура включает исчерпывающий перечень услуг, при этом основными являются обеспечение взлета и посадки (приема и выпуска), обеспечение авиационной безопасности и услуги по предоставлению мест стоянки воздушного судна.

В целях обеспечения прозрачности формирования тарифов на услуги оказываемые аэропортами в условиях естественной монополии, была введена в практику регулирования методика расчета аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание в аэропортах Республики Казахстан, позволяющая оптимально распределять затраты предприятий по видам оказываемых услуг.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, в том числе направленные на совершенствование нормативной базы, основной проблемой тарифного регулирования в сфере аэропортов является необходимость устранения практики применения необоснованной дифференциации тарифов на услуги некоторых аэропортов по группам потребителей, которая сохранилась до настоящего времени в 11 из 20 аэропортов республики.

Кроме того, на предприятиях отсутствует раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов. В этой связи, для обеспечения прозрачности и обоснованности затрат, учитываемых при формировании тарифных смет и тарифов на регулируемые услуги аэропортов и аэронавигации разработаны и утверждены Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов. Внедрение раздельного учета позволит обеспечить прозрачность и обоснованность затрат, учитываемых при формировании тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы), а также будет способствовать прекращению практики перекрестного субсидирования одних услуг (товаров, работ) за счет других, в том числе переноса части расходов от нерегулируемых услут (товаров, работ) на регулируемые.

Также, в целях дальнейшего совершенствования системы тарифообразования на регулируемые услуги аэропортов необходимо разработать новую методику расчета тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов.

 

3.Ценообразование в сфере морского транспорта.

 

Услуги морских портов на сегодняшний день оказываются двумя предприятиями, включенными в республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий: республиканское государственное предприятие "Актауский международный морской торговый порт" и акционерное общество "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот".

Услуги морских портов регулируются согласно утвержденному перечню обязательных услуг морского порта, в соответствии с которым к регулируемым услугам отнесены погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами морского порта, и услуги за заход судна в морской порт для производства грузовых операций и/или иных целей с последующим выходом из порта (судозаход).

В рамках реализации Программы совершенствования тарифной политики субъектов естественной монополии на 2002-2004 годы. утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2002 года N 1126. разработана и утверждена методика по расчету ставок сборов и плат за работы и услуги, выполняемые морским портом. Кроме того, для проведения гибкой тарифной политики, направленной на увеличение объема оказываемых услуг и создание условий на переориентацию транзитных грузов через Республику Казахстан, разработаны и утверждены Правила установления и отмены временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на услуги по перевалке грузов, выполняемые ситами и средствами морского порта.

В ближайшей перспективе необходимо продолжать совершенствовать тарифную методологию. применяемую к деятельности предприятий, оказывающих услуги морских портов путем внедрения раздельного учета затрат и задействованных активов и разработки порядка установления ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Тарифы на грузоперевозку как цена транспортной продукции.

2. Себестоимость перевозок: состав, структура и факторы.

3. Принципы построения тарифов на перевозки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Ценообразование в агропромышленном комплексе | Тема 11. Тарифы на услуги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.