Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Мировой опыт реформирования ценообразования




 

Ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую, привели к необходимости прибегнуть к методам прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации Р. Никсона впервые в послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценам и. а также за заработной платой. Прямое регулирование цен способствовало стабильности экономики США. Однако, довольно скоро выявились и негативные последствия централизованного регулирования. Строгий контроль ограничивал межотраслевой перелив капиталов, тормозит инвестиционную политику. В мае 1974 г. в США отказались от прямого контроля над иенами.

В настоящее время американская администрация делает упор на использование косвенного регулирования. Основные направления косвенного регулирования цен:

- рестрикционная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки

федеральной резервной системы;

- расширение федеральных закупок товаров и услуг;

- сокращение дефицита государственного бюджета;

- рациональная налоговая политика.

Прямое государственное регулирование применяется сейчас лишь в высоко монополированных отраслях, попадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Всего в США регулируется от 5 до 10% цен.

Во Франции имеет место прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, газ. электроэнергию, транспортные услуги, а также осуществляется наблюдение за ценами в условиях конкуренции. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Однако система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя.

Подобный контроль ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию, мобильность рынка труда, рынка товаров и услуг. С 1973 г. правительство ввело либерализацию цен на промышленную продукцию. Одновременно было принято постановление о ценовой конкуренции в промышленности, которое запрещало создание всякого рода союзов производителей, импортеров, торговцев. Одновременно запрещалось заключение соглашений о «минимальных ценах», либо о «рекомендательных ценах» на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.

Сейчас во Франции действует около 3 тысяч государственных контролеров по ценам. Основные их обязанности - наблюдение за государственной дисциплиной цен. На современном этапе во Франции примерно 20 % цен регулируется государством, а остальные 80 % находятся в режиме свободного ценообразования.

Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг. Регулируются цены примерно на 90 % сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.

Государственной структурой, осуществляющей регулирование цен- является Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, в состав которого входят органы по государственному регулированию и ценовой конкуренции.

Интересен опыт регулирования цен в Японии. Государству здесь запрещено устанавливать цены как монопольно высокие, так и монопольно низкие. Введены ограничения в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд. иен. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплосбережение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом, регулируется около 20 % потребительских цен. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании - это Антимонопольный – закон (1947 г.).

Основой ценообразования является взаимодействие спроса и предложения. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973г. которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования. В сферу его деятельности входят:

- контроль за соблюдением антимонополистического законодательства;

- изучение тенденций спроса, предложения, ценообразования;

- поддержание цен и спроса на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.

В Швеции наблюдение и контроль за ценами в стране ведет специальный орган- Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Принят и действует закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.

В краткосрочном сазане применяется замораживание цен - для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления натисков инфляции. Согласно закону государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен.

Таможенные сборы на импортируемое сырье являются важным источником средств для ценового субсидирования сельского хозяйства Швеции. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.

В Австрии государственное регулирование цен осуществляется на основе закона о ценах (1976 г.), закона о картелях (в редакции 1998 г.). Антидемпингового закона (1985 г.). Государство регулирует около 10 % цен (лом, фармацевтическое сырье, лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение).

Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

Министерство экономики Австрии имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы.

Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия. В законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам.

В Швейцарии контролируются цены на товары, которые защищает или субсидирует государство. Органом ценообразования в Швейцарии является Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.

Таким образом, изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет оценить закономерности и тенденции в этой области, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в РК.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Методы регулирования цен. применяемых за рубежом.

2. Особенности ценообразования в Казахстане.

3 Возможности использования мирового опыта реформирования ценообразования в РК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.