Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место России в системе международных




СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ПО ИХ МЕСТУ В ЭКОНОМИКЕ

Из многих возможных классификационных признаков, по которым можно выстроить последовательности моделей государств, широко используют следующие:

- «удельный вес» государства в экономике;

- социальная направленность государства;

- открытость государства для внешних рынков и направленность его внешнеэкономической политики;

- роль государственного сектора в экономике;

- степень бюрократизации и коррупции в государственном аппарате.

Удельный вес государства в экономике чаще всего определяют по доле государственных расходов в ВВП. Здесь имеется одна важная закономерность, получившая наименование «закон возрастающей активности», или закон Вагнера, который констатирует неизменный рост государственных расходов с развитием страны. Действительно, с 1870 г. по наши дни государственные расходы, взятые в среднем по 17 развитым странам, выросли с 9 до 47% ВВП. В развивающихся и относительно бедных странах доля государственных расходов в ВВП гораздо ниже и находится на уровне 20% ВВП.

При этом важно отметить, что в «либеральных», в основном англоязычных странах (США, Австралия, Новая Зеландия), доля государственных расходов в ВВП заметно ниже (порядка 30-35% ВВП), чем в странах с социально ориентированной экономикой (почти во всей Западной Европе эта доля составляет около 50%, а в Швеции свыше 60%). Постсоциалистические страны с переходной экономикой разделились на три группы Страны Восточной и Центральной Европы пошли, в основном, по западноевропейскому пути с долей госрасходов в ВВП около 50%, азиатские страны имеют 20-30% ВВП, и они уже пополнили список бедных развивающихся стран; Россия, Белоруссия и Украина имеют долю госрасходов 30-35% ВВП, и пока не ясно, то ли они осознанно пошли по американскому пути, то ли постепенно спускаются в группу развивающихся стран.

Однако наряду с долей госрасходов в ВВП для более детального и достоверного анализа необходимо рассматривать структуру этих расходов.

Анализ структуры государственных расходов позволяет оценить социальную направленность государств, которую можно количественно охарактеризовать долей общественных благ в ВВП, производимых государством, социальных трансфертов в ВВП. Здесь первенствует Швеция (по 25% общественных благ и трансфертов), за ней следуют другие западноевропейские страны, за ними либеральные страны ОЭСР и далее более бедные развивающиеся страны.

Степень социальной направленности государства отражает также децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз 10% наиболее богатых людей имеют большие доходы, чем 10% наиболее бедных. На одном из первых мест по этому показателю – Бразилия (73 раза), имеющая, кстати, всего 7% ВВП, расходуемых на социальные блага и 4% трансфертов. У США этот показатель равен 15, у западноевропейских стран около 3-7.

Открытость государства для внешних рынков может быть охарактеризована средним уровнем импортных тарифов, импортными тарифами по группам товаров и другими мерами протекционистской политики. Важным показателем является также доля экспорта в ВВП. Высокая степень протекционизма характерна для стран, по различным причинам неспособных на равных конкурировать на мировых рынках (невыгодные природно-климатические условия, технологическая отсталость, традиционно высокая оплата труда, делающая некоторые группы товаров неконкурентоспособными).

Причины протекционизма разнообразны, поэтому довольно высокую степень защиты по ряду товаров демонстрируют как развитые европейские страны и Япония (например, по продовольственным товарам), так и развивающиеся страны Южной Азии (средний уровень тарифа – 52,7%) и Африки (36,6%). Классическими примерами либеральных и предельно открытых экономик оставались в конце 20 века Гонконг и Сингапур. Одной из самых отрытых является в то же время социально ориентированная экономика Швеции, которая зато тратит значительные средства на поддержку своего неконкурентоспособного сельского хозяйства.

Россия в первые годы реформ вообще обходилась без импортных пошлин, то есть была абсолютно открыта. Сейчас эти пошлины в среднем составляют 15%. С точки зрения экспорта экономика России относится также к весьма открытым. Наша страна экспортирует 43% добываемой нефти, 34% газа, более 60% проката черных металлов, 70-90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы.

Государственный сектор, включающий полностью или частично государственные предприятия, играет заметную роль в большинстве стран. В одних странах госсектор возник, в основном, в результате национализации предприятий и целых отраслей (Франция, Италия, Великобритания, Австрия), в других государство строило или приобретало разоряющиеся объекты (ФРГ, США, Япония, Швеция). В постсоциалистических странах госсектор сохранился как наследие от социалистического прошлого.

Необходимость госсектора обусловлена, прежде всего, внерыночным характером некоторых, в основном стратегических, целей, которые рынок без государства осуществить не в состоянии. Роль госсектора определяется его долей в ВВП и долей занятых в нем людей от всех трудоспособных. В настоящее время в странах ЕС на государственных предприятиях занято более 8 млн. чел., что составляет около 11% всех работающих по найму. На них приходится 12,5% ВВП и 20% капиталовложений. Максимальный вклад госсектора в ВВП у Греции (23,3%), минимальный у Нидерландов (8,3%). На государственных предприятиях энергетики занято 70% работающих в отрасли, на транспорте и связи – 60%, в финансовом секторе – 30%. Традиционно большое влияние имеют госсекторы Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в металлургии, авто- и судостроении, химии, пищевой промышленности, авиастроении, атомной энергетике и космической промышленности

Государственные концерны «Рено» во Франции и «Фольксваген» в ФРГ дают примеры эффективного использования госсобственности.

Однако расширение госсектора и непомерное увеличение роли государства в экономике создают предпосылки для бюрократизации и коррупции. (Россия здесь занимает одно из первых мест в мире). Одним из объективных показателей бюрократизации страны, являющейся одной из причин коррупции, может служить отношение доли госаппарата к числу всех трудоспособных к доле госрасходов в ВВП. Например, для стран ОЭСР госрасходы в ВВП составляют 51%, отношение занятых на госслужбе к занятым в экономике – 19,2%, отношение второго к первому 0,37. Для Египта те же показатели равны14%, 17,9% и 1,28. Отсюда степень «бюрократизации» Египта в 3,46 раза выше, чем в странах ОЭСР.

Анализ различных моделей взаимодействия государств с экономиками своих стран позволяет сделать вывод о постепенной конвергенции моделей, что объясняется, прежде всего, глобализацией экономики. Крайние случаи сверх социально ориентированных и сверхлиберальных стран постепенно приближаются к центру спектра, а весь спектр моделей становится со временем все более узким.

Иногда применяют следующую классификацию.

1. Развитые страны

1.1. Большая семерка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада)

1.2. Небольшие развитые страны Европы (Испания, Финляндия, Норвегия, Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды и др.)

1.3. Страны «переселенческого» капитализма (Австралия, Новая Зеландия, Израиль, ЮАР)

2. Страны с переходной экономикой (Россия, Польша, Болгария, Словения, Чехия, Украина, Армения, Узбекистан, Таджикистан и др.)

3. Развивающиеся страны (страны третьего мира)

3.1. Новые индустриальные страны (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Маврикий и др.)

3.2. Ключевые развивающиеся страны (Китай, Индия, Бразилия, Мексика)

3.3. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Ирак, Иран, Бруней, Ливия, Алжир, Нигерия, Габон, Ангола, Экваториальная Гвинея, Эквадор, Венесуэла)

3.4. Страны среднего уровня развития (Турция, Пакистан, Индонезия, Уругвай, Коста-Рика, Тунис, Иордания и др.)

3.5. Типичные развивающиеся страны (страны с сырьевой экономикой) (Колумбия, Перу, Чили, Боливия, Ямайка, Намибия, Ботсвана, Марокко, Шри-Ланка, Монголия и др.)

3.6. Страны – оффшорные зоны (Багамские острова, Бермудские острова, Науру, Гибралтар, Панама и др.)

3.7. Социалистические страны (Куба, Северная Корея, Вьетнам, Китай)

3.8. Наименее развитые страны (страны «четвертого» мира) (Гаити, Либерия, Мали, Чад, Эфиопия, Танзания, Мозамбик, Гвинея, Малави, Руанда, Уганда, Йемен, Непал, Лаос, Камбоджа, Тувалу и др.)

Как уже отмечалось в главе 1 конспекта, в мировом хозяйстве проявляется фактор системности современных международных экономических отношений, выражающейся в их растущей взаимосвязанности и взаимообусловленности. Одновременно с этим растет и масштабность тех связей, которые реализуются системой международных экономических отношений, они выходят сначала на региональный (в масштабах нескольких стран), а затем общемировой — глобальный уровень. Грань между внутринациональными и международными экономическими отношениями становится все более условной и подвижной. В мировом хозяйстве остается все меньше стран, не включенных в эту все более целостную и органичную систему отношений. Взятые вместе указанные процессы синтезируются в качественно новом для мирового хозяйства явлении, которое определяется как глобализация экономики.

Эксперты МВФ определяют глобализацию как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий».

Исторической предпосылкой глобализации экономики явились распад мировой социалистической системы хозяйства и, как следствие, ликвидация раскола мира на две антагонистически противоположные политические и социально-экономические системы — капиталистическую и социалистическую. В мировой экономике в целом утвердилась и стала общей практически для всех стран рыночная экономика. Глобализация экономики тесно связана с либерализацией внешнеэкономических связей, когда все более свободной становятся международная миграция, перелив из страны в страну товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. На основе уменьшения и даже исчезновения различных административных, юридических, экономических, технических барьеров большинство стран мира «стягиваются» действующими в мировом хозяйстве центростремительными силами («силами взаимного притяжения») во все более единое экономическое целое уже в планетарном масштабе. Таким образом, накопление количественных изменений в международной торговле товарами и услугами, международном движении капитала, международном научно-техническом сотрудничестве и информационном обмене ведет к переходу мировой экономики в новое качество все более целостной и единой экономической системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.