Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория конкурентных преимуществ




Теория эффекта масштаба

В начале 1980-х годов П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпуска продукции, то есть возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны, (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене.

Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой, отдельно взятой страны, и, таким образом, делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

Разработана американским экономистом М. Портером. Суть теории заключается в том, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.

Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества фирмы зависят:

1) правильно выбранная конкурентная стратегия;

2) соотношение факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов:

1) структура отрасли, в которой действует данная фирма;

2) позиция в отрасли, которую занимает фирма в своей отрасли.

Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.

Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.

М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны:

1) обеспеченность факторами производства (в современных условиях это – научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура), целенаправленно создаваемые страной;

2) параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок;

3) наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). Выражение Портера: «Формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей»;

4) конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные.

Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.