Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные органы. Понятие и виды. Общая характеристика




Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются:

- по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и судебные;

- по способу формирования - на представительные и формируемые представительными органами;

- на постоянные и временные;

- на органы общей или специальной компетенции и т. д.

Орган государства представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией России порядке государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти российского государства.

Цели изучения органов Российской Федерации наукой и учебной дисциплиной определяются главным образом характером и объемом регулирования этих вопросов в Конституции.

В Конституции Российской Федерации регулируются следующие основные стороны организации и деятельности органов Pocсийской Федерации:

а) закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств, инструментов осуществления народовластия народного суверенитета;

б) устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов как Российской Федерации, так и ее субъектов (разделение властей, участие граждан в управлении государством, законность деятельности и др.);

в) разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

г) определяется характер взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как звеньев единой вертикальной системы, функционирующей в пределах исключительных полномочий Российской Федерации и предметов ее совместного с субъектами ведения;

д) учреждается структура государственных органов и правовой статус важнейших федеральных органов государственной власти России: Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Легко убедиться, что конституционные положения о государственных органах России, их месте в государственном механизме являются наиболее принципиальными, важными. Они выступают в качестве отправных установок для более детального регулирования статуса, различных сторон деятельности государственных органов как на уровне федерального законодательства (Закон о Правительстве Российской Федерации, Закон о Конституционном Суде и др.), так и на уровне субъектов Федерации (конституции республик, уставы краев, областей). При этом, однако, следует иметь в виду, что если деятельность таких федеральных органов как Президент, Федеральное Собрание, Конституционный Суд Российской Федерации, регулируется в рамках конституционного права, то детальная регламентация деятельности Правительства, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется за пределами его предмета, в сфере действия соответственно административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иных отраслей российского права.

Для органа российского государства характерны следующие основные черты, закрепленные в Конституции и образующие элементы его конституционно-правового статуса.

Во-первых, в Конституции и других нормах конституционного права находит свое закрепление особый, установленный государством порядок образования, формирования государственных органов. Помимо этого порядка орган государства появиться не может. Отступление от этого правила означало бы нарушение требований ч. 4 ст. 3 Конституции о том, что «никто не может присваивать власть и Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В Конституции России определены способы формирования практически всех основных федеральных органов государственной власти.

Во-вторых, государственный орган создается для осуществления определенных задач, функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Так, ст. 80 Конституции устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание определяется как парламент Российской Федерации, ее представительный и законодательный орган (ст. 94 Конституции), а Правительство - как орган исполнительной власти. Функции государственных органов субъектов Российской Федерации закрепляются в конституциях республик в составе России, уставах краев и областей, их законодательных актах.

В-третьих, важнейшим конституционным признаком государственного органа является его компетенция. Функции не могут рассматриваться в качестве непосредственного правового основания деятельности соответствующего органа государства. В отличие от общественных организаций, работа любого государственного органа связана с использованием государственно-властных полномочий - весьма «сильнодействующего» средства управления, включающего возможность применения и государственного принуждения. Поэтому Конституция исходит из того, что правовой статус органа должен включать четкую, детальную регламентацию мерь использования этих полномочий. Это достигается за счет наделения каждого государственного органа соответствующими правами (которые зачастую одновременно являются для него и обязанностями), установления сферы применения этих прав («предметов ведения») и территориальных пределов их использования. Компетенция, таким образом, является юридическим выражением функций государственного органа.

Конституции и законам России, указам Президента и постановлениям Правительства России, конституциям республик в составе России, уставам краев и областей, законам субъектов Российской Федерации принадлежит важная роль в определении компетенции государственных органов. Что же касается Конституции Российской Федерации, то в ней исчерпывающим образом определяется лишь компетенция Президента, палат Федерального Собрания и Конституционного Суда. Полномочия же остальных федеральных органов (Правительства России, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда) определены лишь самым общим образом, а в деталях регулируются специальными законами (О Правительстве Российской Федерации, О Верховном Суде России, Об Арбитражном Суде, Арбитражным процессуальным кодексом и др.).

В-четвертых, важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности, отступить от которого он не вправе. Составной частью этого порядка являются и принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу и функциональное назначение. Применительно к федеральным органам государственной власти России этот признак также находит свое отражение в Конституции, выступает существенной характеристикой конституционного статуса этих органов.

В-пятых, признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая также закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных актах. Структура, устройство государственного органа производны от выполняемых им функций, имеющегося объема полномочий, компетенции. Структура государственных органов может быть как весьма простой (прокурор района), так и довольно сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания, комитеты, комиссии каждой из палат и т.д.). Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов Российской Федерации. Многообразие государственных дел, значительный размер территории определяют необходимость большого количества государственных органов, специализирующихся на выполнении определенных функций, участков работы. Вся эта совокупность органов должна функционировать как единый организм, целостная система.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена и определяется многими факторами.

Основным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов российского государства.

На конституционную систему государственных органов России оказывает влияние необходимость обеспечения координации, взаимодействия разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В условиях России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства.

Весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России, - ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Разнообразие видов субъектов Федерации, их национальные и региональные особенности вносят существенные различия как в название соответствующих органов, так и в их организационную структуру, формы и методы деятельности.

Характеристику федеральных органов государственной власти Конституция России начинает с определения места, роли и статуса Президента Российской Федерации.

Термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении под президентом понимают единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают США. Конституция этой страны 1787 г. в отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно, имела монархический, наследственный характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.