Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема № 5. Нравственное формирование личности сотрудника ОВД




ПЛАН

Тема № 5. Нравственное формирование личности сотрудника ОВД

Фондовая лекция

По учебной дисциплине «Профессиональная этика»

 

Тема: «Нравственное формирование личности сотрудника ОВД»

 

Обсуждена и одобрена на заседании

Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

протокол №7 от «22» марта 2007 г.

 

Москва - 2007

 

 

 

 

Введение. 1

1. Духовно-нравственное воспитание личности. 5

1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания. 5

1.2. Проявление нравственной воспитанности сотрудника милиции. 14

1.3. Нравственное воспитание различных категорий сотрудников. 20

2. Использование ритуалов и символов в организации духовно-нравственного воспитания 24

5. Организационная культура органов и подразделений внутренних дел как условие духовно-нравственного воспитания. 31

Рекомендуемая литература. 35

 

 

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманизации и демократизации общества роль моральных элементов в поведении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает. Нравственное воспитание личного состава – необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятельности правоохранительных органов. Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необходимую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение личного состава. Все это, а также ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.

Условия функционирования в обществе конкретных социальных институтов прямо детерминируют многие особенности процессов формирования духовности сотрудников ГРОВД.

Но последние десятилетия принесли кардинальные изменения в социальный облик нашей страны. Авторы аналитического доклада «10 лет российских реформ глазами россиян» (ИПСИ, г.Санкт-Петербург) делают вывод о том, что в России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностного сознания. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая – связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей.

Если ранее грань между носителями этих ценностных систем была размыта, то теперь о них можно говорить как о двух достаточно четко оформившихся группах. Приверженцы индивидуалистической системы ценностей составляют не более 25-30% населения. Носителей традиционалистской модели ценностного сознания примерно 35-40%. Остальную часть населения – 30-40% – составляет группа с противоречивым типом ценностного сознания. Именно из этой группы пополняется та часть населения, которая начинает принимать индивидуалистическую систему ценностных ориентаций. Такие особенности ценностных установок населения, в сочетании с отсутствием устоявшейся общей идеологии, препятствовали нормальному формированию офицерского корпуса.

Особый взгляд на суть изменений общественной динамики в России можно найти в работах А.С. Ахиезера. Он определяет два доминирующих догосударственных идеала, порождаемых в традиционном обществе. Это соборный и авторитарный идеалы. Они амбивалентны друг другу и вместе образуют синкретический вечевой идеал[1]. Соборность – это идеал свободной братской общности.

«Авторитарный идеал возникает как абсолютизация монолога…, абсолютизация роли … главы древнего локального сообщества. Именно такие представления экстраполировались при формировании государственности на первое лицо, т.е. князя, генерального секретаря, и т.д. на руководителя сообщества, ведомства, вотчины и т.д. Авторитаризму свойственен страх перед разнообразием, стремление подавить его неконтролируемый рост, усилить централизацию решений вплоть до установления крепостничества в масштабах общества»[2].

На смену этим идеалам приходит новый, утилитарный нравственный идеал, основанный на возрастании ценности материальных благ. Он также имеет разные формы – от уравнительного утилитаризма (свойственного собирательству) до предпосылок развития либерального нравственного идеала. С.А. Ахиезер описывает и целый ряд других нравственных идеалов, часть из которых имеет гибридный характер: соборно либеральный, либерально-почвенный и др. Суть перемен, происшедших в связи с демонтажем советского строя, этот ученый трактует как окончание целого глобального периода, завершившегося ситуацией кризиса. Осложнением этого кризиса служит специфическая особенность российского менталитета, характеризующаяся как господство инверсионного мышления (подход к миру на основе абсолютизации инверсии…, рассмотрение мира как борьбы двух взаимоисключающих абсолютных субстанций»[3]. Ученый пишет, что «Уникальность социокультурной динамики России, отсутствии исторических прецедентов вне ее исторических границ ставит уникальные вопросы, что требует уникальных ответов и решений, которые в иных ситуациях могут рассматриваться как странные и нелогичные»[4]. В этой логике рассмотрения вряд ли можно ожидать постепенного смешения различных слоев ценностности, о которых написано выше: их дальнейшая динамика может быть весьма различной.

Профессиональная деятельность сотрудника милиции проходит в полосе острой социальной конфликтности, которая еще более усиливается в периоды общественной нестабильности. По данным социологических обследований, несмотря на то, что около трети опрошенных оценивает деятельность милиции удовлетворительно, 26,2% - оценили ее как неудовлетворительную, и 31,2% не смогли однозначно ответить на вопрос[5]. С другой стороны в разной степени испытывают тревогу за личную безопасность и безопасность семьи почти половина сотрудников горрайотделов милиции (данные опросов по Красноярскому региону)[6].

Кроме того, постоянные организационные перестройки органов милиции в последние десятилетия привели к тому, что организационная культура ослабла. Многие подразделения за несколько лет полностью меняли свой состав. В таких условиях просто нет объективных условий для выработки устойчивых внутриорганизационных ценностей и ритуалов, которые отличают сильную культуру.

Все это сказывается на формировании ценностных ориентаций у сотрудников. Многие исследователи отмечают их деформацию, падение престижа профессии сотрудника милиции, отсутствие стремления к продвижению по службе. Так, по результатам ряда публикаций, отмечается, что негативными условиями проведения воспитательной работы стали неопределенность и размытость нравственных идеалов, ценностных ориентаций, мотивации молодежи, снижение уровня социальной ответственности за свои действия и поведение в целом, отчасти сформировано нигилистическое отношение к историческому прошлому России и ее будущему, определенный процент курсантов рассматривает свое образование как средство достижения меркантильных благ. На сознание обучаемых заметно влияет ощущение потери прежних идеалов, что приводит к социальной беспомощности, склонности к негативизму при оценке социальных процессов современности. Ряд исследований позволяют надеяться, что задача противоборства этим негативным тенденциям осуществима: в исследовании А.Н. Завьялова приведены интересные данные, доказывающие возможность успешного развития уровня самоакутализации среди курсантов вуза МВД[7] в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.