Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование ритуалов и символов в организации духовно-нравственного воспитания

 

 

Символизация вкладывает свой причудливый смысл в ежедневные, кажущиеся бессмысленными на первый взгляд, требования. Все основные моменты повседневного режима дня должны иметь свой символический смысл.

Таким образом, одним из ведущих направлений организации духовно-практической деятельности (объединяющим все составляющие духовности) выступает эффективное использование государственной и патриотической символики (особенно – использование ритуалов).

 

Символ – образ, взятый в аспекте своей знаковости, знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа[14].

 

Применительно к реалиям педагогической действительности военизированных учебных заведений можно выделить следующие группы символов: словесные (девиз, звание, имя организации); предметные (знамя, форма, значки, знаки различия, эмблемы); символические жесты и действия (ритуалы) (Ю.С. Карагезов).

Хорошим символом, способным выступить в качестве «координатора» духовно-практической и предметно-практической деятельности, является знак (герб) учебного заведения. Он отражает уникальный характер данного военизированного учебного заведения. История утверждения герба, его «символическая нагрузка» - геральдическое прочтение - предоставляют большой материал для организации социального воспитания. Даже переход воспитанников на следующую ступень подготовки может быть увязан с правом ношения особого знака с изображением герба - тем самым герб военизированного учебного заведения может послужить смысловым ориентиром для целого этапа воспитательной работы.

Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержание события или явления. В.Д.Серов рассматривает церемонию как более динамичный, торжественный, официальный обряд.

 

Ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определён как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закреплённые в законах традиционные действия и нормы поведения людей[15].

Воинский ритуал - это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний.[16]

 

 

В педагогике давно осознавалась важность использования символики в воспитании (А.С. Макаренко), в частности, существовали и существуют педагогические системы, которые осознанно используют символизацию военной жизни. И среди примеров первое место может по праву занять скаутское движение, которое воплотило в себе большинство черт воспитания в военизированных учебных заведениях.

Приведем алгоритм предъявления патриотических символов, ориентированный на использовании «катарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний», который описывает в своей работе Е.А. Комаровский [17].

1. Прямые и опосредованные способы предъявления значений символов. В первом случае педагог объясняет смысловое значение символа, историю его происхождения, дает задание для самостоятельного индивидуального изучения; во втором создается ситуация, когда исследование смысла инициируется учащимися.

2. Индивидуальные и общественные способы предъявления символов. Поясним эту оппозиционную пару на примере. Ношение военной формы с соответствующими знаками различия представляет собой индивидуальное использование воспитанником символики, превращает форму в индивидуальный и индивидуализированный символ. Военное приветствие как символ также индивидуализируется. В то же время имеется немало символов, которые используются только совместно, существуют только благодаря общности – например, военный строй.

3. Организованные и стихийные способы предъявления символов.

В качестве примеров организованного предъявления символов можно привести вручение выпускникам нагрудного знака и свидетельства об окончании кадетского корпуса в процессе церемонии выпуска; организованное педагогами знакомство с изображением и смысловым содержанием герба кадетского корпуса. Первая встреча с воинской песней, музыкой военного оркестра, как правило, происходит стихийно, когда воспитанник со стороны наблюдает прохождение строя с песней, либо, в общем строю под оркестр проходит торжественным маршем.

4. Непрерывные и дискретные способы предъявления символов.

Речь может идти о непрерывности, когда воспитанник постоянно имеет возможность или необходимость использования символов в своей повседневной жизнедеятельности (ношение военной формы одежды, установленный распорядок дня). К дискретным способам предъявления символов мы можем отнести вынос знамени кадетского корпуса на торжественные мероприятия, ношение парадной формы одежды и т.д.

5. Повседневные и событийные способы предъявления символов. В первом случае, воспитанник ежедневно становится участником таких ритуалов, как воинский строй, выполнение распорядка дня; следуя требованиям общевоинских уставов, он отдает воинское приветствие, в установленном порядке обращается к офицерам, несет службу в наряде и т.д. Во втором случае символичными становятся такие события, как Клятва кадет, открытие кадетского корпуса, ритуал вручения кадетскому корпусу Знамени. И если через первое из названных событий проходят все воспитанники, то возможность участвовать в последних предоставляется лишь действующим на тот момент курсам кадет, последующие же поколения будут иметь лишь опосредованную возможность знакомства с этими событиями.

Весьма важным представляется, чтобы названные стороны дуальной оппозиции в процессе воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса сочетались и чередовались.

 

В.Д. Серых отмечает, что ритуалы охватывают три основные сферы воинских отношений: сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамён и правительственных наград, торжественные захоронения); сферу учебно-боевой деятельности (строевые смотры, развод и смена караулов, общие батальонные и полковые вечерние поверки) и сферу повседневной деятельности (распорядок дня).

 

Никаких особенных секретов в организации этих ритуалов не существует: все правила подготовки, и организации таких мероприятий утвердились в практике работы военных вузов и вузов МВД и стали традиционными. Безусловным правилом является выполнение уставных требований к воинским ритуалам. Это обеспечивает, в том числе, и эстетическое воспитательное воздействие

Огромное значение для самооценки курсантов играет присвоение первичного офицерского звания с вручением офицерских погон. Серьезная работа по закреплению в символах организационной субкультуры должна проводиться и в связи с окончанием вуза. Все важные моменты жизни в военизированном учебном заведении должны сопровождаться соответствующими символическими действиями: фотографированием, изготовлением памятных альбомов, - закладкой капсулы с обращением к выпускникам следующих лет, посадка аллей деревьев и т.д.

Очень важное условие воспитательной эффективности ритуала – его форма, чем она выразительнее, тем сильнее его воздействие на чувства и сознание воспитанников. Первое требование к форме ритуала — эмоциональность, целостность, точность в выражении содержания и выполнения./ Федулов/ Они проявляются в ритме строевого шага, гармонии и четкости движения строевого подразделения, согласованности при выполнении команд, стройности строя, качестве исполнения музыкального сопровождения ритуала.

На основании ритуалов формируются традиции

 

Традиция - это своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. [18]

 

 

Показательно отношение к традициям в Королевской Академии в Сандхерсте (Великобритания). Там особое место занимают торжественные парады, проводимые весной. Парады имеют последовательную нумерацию от самого первого: так, в 2004 г. проходил 146 парад. Важность парадов подчеркивается тем, что на них присутствуют члены королевской семьи и государственные деятели.

Внутренний механизм воспитательного воздействия символов становится более понятен, если обратиться к работам известного психолога Б.И. Додонова. Он рассматривает формирование высших чувств человека (как устойчивых образований, выражающих его эмоциональное отношение к жизненным ценностям) по этапам.

На первом этапе определенный предмет или явление вызывают к себе временное положительное эмоциональное отношение.

На втором неоднократно пережитое эмоциональное отношение к данному предмету и явлению постепенно закрепляется в памяти человека и начинает воспроизводиться соответствующими стимулами даже вне связи с породившими его ситуациями.

На третьем объект, явление и т.д. становятся самостоятельной ценностью вследствие формирования потребности в них как в таковых.

Таким этапам подвержено формирование самых разных чувств, связанных с разными областями действительности (на этом основании можно выделить также интеллектуальные, эстетические, нравственные, романтические чувства).

 

В практике организации социального опыта многие специалисты очень хорошо отдают себе отчет в необходимости «символической проработки» наиболее важных событий жизни курсантов. Так, в Воронежском институте МВД после завершения первого, наиболее тяжелого для курсантов этапа проводится целый цикл мероприятий (митинг, посвященный Дню знаний; присвоение специального звания и выдача форменной одежды; посвящение в курсанты, выдача зачетных книжек и служебных удостоверений; встречи с родными и близкими, товарищами и друзьями)[19]. Конечно, этот список не является окончательным, в практике работы он может быть дополнен, например, за счет участия личного состава в траурных мероприятиях, посвященных памяти погибших сотрудников и т.п.

Но и вне проведения больших мероприятий необходима работа по поддержанию повседневной значимости других составляющих символического ряда: соблюдения правил ношения форменной одежды, соблюдения утвержденных правил обращения между военнослужащими и т. п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нравственное воспитание различных категорий сотрудников | Фондовая лекция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.