Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Заключение

Риск как средство разрешения конфликтов в моральном выборе.

Моральный выбор и риск в правоохранительной деятельности

Сущность и структура морального выбора

Введение

ПЛАН

Тема 8 Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников ОВД

Фондовая лекция

По учебной дисциплине «Профессиональная этика»

 

Тема: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников ОВД»

 

Обсуждена и одобрена на заседании

Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

протокол №7 от «22» марта 2007 г.

 

Москва - 2007

 

 

 

Основная литература:

1. Кодекс Чести Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (1993 г.).

2. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Программа курса. М., 2001.

3. Мехед Т.Г., Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 1. М., 1998.

4. Щеглов А.В. профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 2. М., 1999.

5. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 3. М., 2001.

6. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно- методические материалы. М., 2002.

7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. /под ред. Наумкина Ю.В. М., 1999. (Главы 13-18 ).

8. Психология.. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. доп./ Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002. (Главы 11 – 16).

9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. и Дубова Г.В. (год издания – любой).

10. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

11. Пылёв С.С. Духовно- нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность). Монография. М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. М., 1991.

2. Кукушин В. М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных концепций. М., 1994.

3. Советы молодому милиционеру (О культуре поведения на службе и в

быту). М., 1996.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998.

5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995.

6. Зеленкова И. Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Минск, 1997.

7. Грядовой Д. И., Малахов В.П., Пылёв С.С. Вопросы формирования моральных потребностей сотрудников органов внутренних дел. М., 1996 г.

8. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции в Московском университете МВД России 6 декабря 2002 г. М., 2003.

 

Милиция наделена большой властью, и силу этой власти она черпает в законе, в преданности долгу и справедливости. Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но человек не про­стит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работ­ник для органов внутренних дел.

Укрепление законности, повышение служебной культуры – это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадрового аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными предлогами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в итоге по­страдают не только люди, но и само дело.

Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны, должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма – служение закону, уважение закона.

К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 года. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.

Уважение закона – основа государственности.

В плане рассмотрения поставленной проблемы следует обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа В.С. Соловьева, который, в частности, отмечает: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности – именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной – собственно нравственную область...

Уважение к праву – явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

«Почтительное», «уважительное» отношение – это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».

Воспитание уважения к закону должно начинаться с детства. Оглядываясь в прошлое, вспомним, что еще Ф.Э. Дзержинский уделял этой острейшей проблеме наипервейшее значение. Именно тогда была заложена традиция гуманного, благородного отношения к детям, оставшимся без родителей или попечительства.

Задача ставится так: работники правоохранительных органов должны идти в места, где уродуется психика, физическое и нравственное здоровье детей. Взрослых преступников – к ответу, а детей – под защиту закона, воспитывая у них уважение к нему и исполнение его. Здесь все может сыграть свою роль: и лекции профессионалов правоохранительных органов, тематические дискуссии, вечера вопросов и ответов, и индивидуально-воспитательная работа с каждым молодым человеком, и широкий показ по телевидению, пропаганда по радио и в газетах ярких положительных примеров уважительного отношения детей к закону, и работа психологов с нравственно искалеченными детьми. В этой работе особенно велика роль династий сотpудников правоохранительных органов и наставников. Именно в династиях замечательно соединяются родственные узы и наставничество.

Наставники – это люди, олицетворяющие собой совесть коллективов, люди, дающие путевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка. Каких наставников любит молодежь? Что ценят молодые сотрудники в своих наставниках? Результаты анкетирования показали, что их привлекают в наставнике внимательность, чуткость, стремление и способность быть старшим другом. В числе желаемых качеств опрошенными неизменно называются жизнерадостность, приветливость, доброжелательность. Большое значение имеет способность наставника заслужить доверие и авторитет у воспитанников, своим трудом и отношением к делу показывать им личный пример, а также владеть искусством доверительных отношений с молодежью.

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества – нравственного порядка. То есть наставничество – действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что происходящие в настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохрани­тельными органами все новые проблемы. Одна из них – эффективная организация деятельности воспитательных колоний как элемент профилак­тики преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь при­званы сыграть руководители всех степеней и рангов, воспитатели, обслу­живающий персонал – их юридический профессионализм, нравственные устои. Вспомним, что уже принятый 5 декабря 1866 года Закон об испра­вительных приютах дает основание для создания уставов конкретных ис­правительных учреждений, а дальнейшее развитие это получает в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 года). И главной в этих документах была определена ко­нечная цель, связанная с назначением этих воспитательно-исправительных заведений – формирование нравственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специа­листам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятель­ности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии и хорошие граждане.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы сформулировать так: «смелость, инициатива, великодушие».

Нельзя забывать, что сотрудникам неpедко приходится действовать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая трудовая деятельность играет колоссальную роль в формировании нравственных устоев и характеров сотрудников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на людей.

Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет налаживание эффективного взаимодействия с другими государственными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противодействия преступности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика морального фактора в служебной деятельности правоохранительных органов | Сущность и структура морального выбора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.