Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории мотивации




ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИЯ

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в зависимости от культурного уровня, окружения и особенностей личности. Неудовлетворение основных жизненно важных по­требностей тормозит появление и развитие других потребностей, снижает активность человека либо меняет ее направление. Центральная задача маркетинга - обеспечение готовности и же­лания покупателя приобрести конкретный товар (услугу) или созда­ние для этого эффективной мотивации.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают личность к достижению определенных целей. При этом потребность выступает мотивом к совершению действий.

В зависимости от степени удовлетворения потребности (неудов­летворение, частичное удовлетворение, полное удовлетворение) моти-вационный процесс продолжается на новом витке, формируя другую, более актуальную потребность. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности его инициируют, поскольку они находятся в сложном динамическом взаимодействии, нередко проти­вореча друг другу. Составляющие взаимодействия, направленность и характер мотива могут меняться во времени, изменяя поведение че­ловека и его реакцию на мотивирующие действия.

В настоящее время в практике маркетинга применяются теории мотивации, которые основаны на анализе факторов, влияющих на мотивацию. Наиболее известными среди них являются тео­рии иерархии потребностей А. Маслоу, приобретенных потреб­ностей Д. Мак-Клелланда и двух факторов Ф. Герцберга. Американский психолог А. Маслоу первым предложил систему потребностей и взаимосвязей между ними, выстроенную по иерархиче­скому принципу, согласно которому высшие запросы и мотивы не высту­пают на первый план до тех пор, пока не удовлетворены потребности низ­шего уровня. Иерархия предусматривает пять уровней потребностей:

1) самореализации (реализация потенциальных возможностей и способностей личности);

2) признания и самоутверждения (высокий статус, власть, пре­стиж, уважение, самоуважение и уверенность в себе);

3) социальные (общение, дружба, любовь, принадлежность к кол­лективу);

4) безопасности и уверенности в будущем (защита от физиче­ских и мифологических опасностей со стороны внешней среды и уве­ренность в том, что физиологические потребности будут в дальнейшем удовлетворены);

5) физиологические (еда, вода, тепло).

Разновидностью концепции А. Маслоу является теория приоб­ретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, который считал, что людям присущи три потребности - власти, успеха и причастности.

Потребность людей во власти и успехе выражается в желании воздействовать на других. Такие люди проявляют себя как откровен­ные и энергичные, не боящиеся конфронтации, стремящиеся отстаи­вать свои позиции, требующие повышенного внимания со стороны дру­гих.

Мотивация людей на основании потребности в причастности заключается в сотрудничестве, установлении дружеских отношений, оказании помощи другим.

Основные идеи А. Маслоу были в дальнейшем разработаны Ф. Герцбергом, ведущим теоретиком поведенческого подхода в индустри­альной социологии. Он выделил две группы факторов трудовой деятель­ности, связанные с процессами «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» и «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности».

Процесс «удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» определяется мотивирующими факторами, связанными с содержани­ем работ (достижения результатов, признания, ответственности, про­движения, возможности роста). Ф. Герцберг сделал вывод: это два раз­личных процесса, т.е. при устранении факторов, которые вызывают рост неудовлетворенности работника, не обязательно усилится удовлетво­ренность.

Процесс «неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенно­сти» определяется влиянием внешних по отношению к работе факторов (так называемых гигиенических), здоровых условий труда (заработной платы, безопасности на рабочем месте, межличностных отношений, комфорта и т.д.).

Сравнивая эти теории (рис. 1.2.), можно отметить, что выделен­ные в них группы потребностей в достаточной мере соответствуют друг ДРУГУ (например, потребность достижения успеха в теории Д. Мак-Клел­ланда созвучна группе мотивирующих потребностей Ф. Герцберга).

Чтобы лучше понимать мотивацию покупателя, менеджеру не­обходимо разбираться в этих теориях, уметь анализировать факторы, лежащие в основе мотивации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.