Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка психологических кадров в годы войны




Анализируя развитие психологической науки в Советском Союзе в годы войны, необходимо остановить внимание читателей и на таком немаловажном вопросе, как подготовка кадров для работы в области психологии.
После 1936 г., когда были закрыты педологические отделения в учебных институтах, подготовка психологов в стране в значительной мере сворачивается. В качестве основных, базовых структур подготовки психологических кадров остаются лишь кафедры педагогики в педагогических институтах. Однако, поскольку это была все-таки не специализированная, не профильная подготовка психологов, объем учебных часов, выделяемых на изучение психологических дисциплин, был ограничен. Поэтому выпускники этих кафедр далеко не всегда получали фундаментальную и глубокую психологическую подготовку.
И в этой связи, создание именно в годы войны психологических кафедр и отделений в Московском и Ленинградском университетах (а в 60-е гг. на их основе и факультетов психологии), занимающихся специализированной подготовкой профессиональных психологов, не только позволило существенно повысить качество образования психологов, но и свидетельствовало об общественной потребности в кадрах специалистов-психологов. При этом необходимо отметить, что в годы войны продолжалась работа по совершенствованию учебных программ и учебных курсов по психологии. Так, за период 1941-1945 гг. кафедра психологии Ленинградского педагогического института разработала новые учебные программы таких учебных дисциплин, как: психология учения, психологический практикум (на 17, 39, 68 учебных часов), история психологии, психология дошкольника, психология школьника (и специальные семинарские занятия к этому курсу).
В годы войны продолжалась и даже интенсифицировалась подготовка психологов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В начале 1940 г. в Москве было всего два специализированных Ученых Совета, которые принимали к защите диссертационные исследования по психологии (в Московском педагогическом институте и в Педагогическом институте им. К. Либнехта), а в Ленинграде - один (Ленинградский педагогический институт им. Герцена) (см. об этом: Медынский Е.Н., 1941. С. 42). К концу войны ситуация существенно меняется. По сведениям А.Д. Добровой, в 1944 г. уже только в Москве насчитывается 9 институтов, получивших право принимать к защите диссертации по психологии (Научно-исследовательский институт дефектологии, Институт физической культуры, Педагогический институт иностранных языков и др.). Характерно, что из 176 диссертаций по всем педагогическим наукам, защищенным в 1940-1944 гг. в Москве, 33 диссертации было защищено по психологии (т.е. почти 20%) (Доброва А.Д., 1945. С. 62-63). При этом необходимо иметь в виду, что защита диссертаций осуществлялась и в педагогических институтах других городов. Так, в 38 педагогических институтах страны (за исключением московских) только за год (1942-1943 гг.) было защищено по психологии 9 докторских диссертаций (из 25 всех защищенных докторских диссертаций) и 7 кандидатских диссертаций (из 28 защищенных). Кроме этого, 8 диссертаций подготовлено к защите (Доброхотов С.П., 1944. С. 47). Поэтому безусловно права А.Д. Доброва, когда пишет: "Если мы примем во внимание еще некоторое количество диссертаций, которые были представлены к защите, но по различным причинам не прошли или не были поставлены на защиту, то мы можем утверждать о значительном росте научно-исследовательской работы в области педагогических наук (которые, напомним читателю, включали и психологию -примеч. авторов). Научная мысль не переставала работать и в период Великой Отечественной войны" (Доброва А.Д., 1945. С. 62-63).

  • Таким образом, подводя итоги организационно-структурным преобразованиям в сфере психологической науки и ее кадровому обеспечению, необходимо сделать следующие выводы:
    1. Нужды военного времени привели к значительным трансформациям в структуре управления психологической наукой. При этом акцент был сделан на его централизацию и создание широкой сети новых психологических центров и организаций научно-исследовательской, научно-методической и научно-практической ориентации.
    2. Процесс эвакуации психологических институтов и лабораторий, научных сотрудников из центрально-европейской части страны в другие, тыловые районы способствовал интенсификации научной деятельности по психологии в провинциальных учебных и клинических заведениях, пропаганде и распространению психологических знаний (см. дополнительный материал 14.12).
    3. В целом существенно окрепли организационные основы психологической науки, которые были в определенной мере поколеблены после Постановления о педологии 1936 г.
    4. Несмотря на трудности военного времени, продолжалась активная работа по подготовке специалистов-психологов, потребность в которых все более увеличивалась.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.