Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория стадий экономического роста




Теории стадий развития общества

Теории передачи технологий

Теоретическое объяснение международной миграции рабочей силы

Что касается международного перемещения рабочей силы, то теоретически разработка его проблем началась недавно. Исследователи приходят к выводу, что главной экономической причиной миграции рабочей силы являются различия в условиях оплаты труда в разных странах и эта миграция оказывает положительное воздействие на темпы экономического роста в стране, принимаю­щей иммигрантов. Что касается воздействия на страну, из которой происходит эмиграция, то сторонники неоклассической теории полагают, что это ей не вредит, так как выехавшая рабочая сила была избыточной, или даже может помочь, если выехавшие ра­ботники присылают деньги своим родственникам. Неокейнсианцы же указывают на то, что эмиграция может вредить стране, на­пример, в случае выезда высококвалифицированных работников.

Технология и ее перемещение между странами (международ­ная передача технологий) вызвали к жизни ряд теоретических мо­делей. Так, согласно модели технологического разрыва американского экономиста Майкла Познера создание новой технологии дает стране временную монополию в производстве и экспорте основанного на этой технологии товара. В результате страна полу­чает сравнительное преимущество по такому производственному фактору, как технология (знания). Эта идея использована и в дру­гой модели – жизненного цикла продукта, разработанной Верноном.

 

 

Теории стадий развития представлены прежде всего теорией стадий экономического роста, теориями единого индустриально­го и нового индустриального общества, а также теориями постин­дустриального общества.

Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал свою теорию стадий экономического роста в книге «Стадии экономического роста: некоммунистический ма­нифест». В ней описывается пять основных стадий роста: 1) тра­диционное общество; 2) период создания предпосылок для подъ­ема; 3) подъем (сдвиг, взлет); 4) движение к зрелости; 5) век вы­сокого массового потребления. Критерием выделения стадий слу­жат преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д.

В традиционном обществе (период до конца феодализма), по мнению Ростоу, более 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия, национальный доход использу­ется, главным образом, непроизводительно, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному пра­вительству.

Вторая стадия является переходной к подъему: про­исходят существенные изменения в трех непромышленных сфе­рах — сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.

Тре­тья стадия – подъем – охватывает сравнительно небольшой про­межуток времени – от двух-трех до нескольких десятков лет (про­мышленная революция). В этот период растут темпы капиталов­ложений и заметно увеличивается выпуск продукции на душу на­селения, начинается быстрое внедрение новой техники. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей промыш­ленности (лидирующее звено) и лишь позднее распространяется на экономику в целом. Для того чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимы, во-первых, резкое увели­чение доли инвестиций в национальном доходе (с 5 до (как ми­нимум) 10%); во-вторых, стремительное развитие одной либо не­скольких отраслей промышленности и, в-третьих, победа сторон­ников модернизации экономики над защитниками традиционно­го общества. Все это должно обеспечить распространение перво­начального импульса роста на всю социально-экономическую систему.

Период движения к зрелости (индустриальное общество) ха­рактеризуется У. Ростоу как длительный этап технического про­гресса: развивается процесс урбанизации, повышается доля ква­лифицированного труда, руководство промышленностью сосре­дотачивается в руках квалифицированных управляющих – ме­неджеров.

На пятой стадии (высокого массового потребления) осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к массовому потреблению товаров и услуг. В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971) У. Ростоу добавляет шес­тую стадию – поиска качества жизни, когда на первый план вы­двигается духовное развитие человека.

Продолжительность стадий весьма различна. Наиболее длин­ной была первая стадия, и некоторые страны мира все еще пре­бывают на ней. Вторая стадия заняла в Западной Европе конец XVII – начало XVIII в. Третья стадия у Англии растянулась на два десятилетия после 1783 г. в результате роста текстильной про­мышленности; для Франции и США – на несколько десятилетий перед 1860 г.; для Германии – па третью четверть XIX в. под вли­янием строительства железных дорог. Для России и Канады эта стадия на базе роста новых добывающих отраслей и сельского хо­зяйства занимала период перед 1914 г.; для Индии и Китая – после 1950 года. Рубежом четвертой стадии, согласно классификации Ростоу, послужили: для Англии – 1850 г., для США – 1900 г., для Германии и Франции – 1910 г., для Японии – 1940 г., для СССР и Канады – 1950 г. Наконец, пятая стадия рассматривалась Ростоу в 70-е годы ХХ века как достояние только США. Основу этой стадии составили автомобильная промышленность, пригородное стро­ительство, строительство дорог и особенно сфера услуг. Переход к этой стадии сопровождается сокращением рабочей силы, заня­той в сельском хозяйстве, перемещением власти от собственников к менеджерам, изменением ценностей и т.д.

Теория Ростоу помогает осмыслить ход экономического раз­вития в разных регионах мира и его перспективы. В то же время в ней абсолютизируется один период развития – подготовка и развертывание промышленной революции и недооценивается по­стиндустриальный период социально-экономического развития, в котором находятся или в который вступают многие страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.