Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции в процессе вынесения суждения

Несколько черт, присущих человеку, ведут к неадекватным или не­правильным выводам о вещах, которые он воспринимает. Оптический обман служит хорошим примером того, как одни и те же характеристи­ки объекта воспринимаются людьми по-разному. Но для менеджеров наиболее важна предвзятость в восприятии, возникающая в отноше­ниях между людьми. На работе возникает много ситуаций, когда пред­взятость в восприятии могут спровоцировать такие простые вещи, как манера говорить или манера одеваться кого-либо из коллег. Предвзя­тость восприятия вызывает искажения, причины которых особенно важны для понимания. На рис. 4.3 показаны различные виды реакции человека и типы возникающих при этом ошибок.

Первое впечатление. Впечатления о других людях формируются при знакомстве. Эта тенденция представляет проблему, потому что первое впечатление часто бывает самым длительным. Обычно первые контакты довольно короткие, следовательно, можно сделать вывод, что ранние впечатления основаны на ограниченной информации. Другими словами, при оценке человек использует только некоторые факты, а затем поддерживает сложившееся мнение.

Ореол или акцент на одну характеристику. Многие люди сильно любят или не любят в других только что-то одно. Например, если одеж­да играет для человека большую роль, то манера одеваться может стать доминантой при оценке других людей. Если другой человек плохо одет, то результатом может быть общее негативное впечатление о нем. Эта тенденция называется эффектом ореола, что приводит к ситуации, когда одна или несколько характеристик индивидуума влияет на его оценку других характеристик.

Ореол, также относится к нашей самооценке. Мы вынесем самое положительное мнение о человеке, обладающем такими же чертами, как и мы сами. Менеджер, всегда приходящий на работу вовремя, ско­рее всего, будет положительно относиться к подчиненным, которые пунктуальны, и негативно к тем, кто опаздывает.

Проекция. Проекция является формой защитного механизма, при помощи которого люди защищают себя от нежелательных характери­стик, которыми они обладают, но не хотят в этом себе признаться. По сути, мы видим в других те черты, которыми обладаем сами. Напри­мер, можно обвинить сослуживца в неряшливости, если неряшливость раздражает вас в себе самом. Проекция служит для создания неверных представлений. Если другие не обладают проецируемыми на них чер­тами, то неверное впечатление, созданное нами, будет довлеть над на­шим поведением, и последуют дальнейшие неверные выводы.

Собственная теория личности. Практически каждый человек явля­ется психологом-любителем и имеет свои собственные суждения о личности. Люди обладают чертой группировать характеристики дру­гих, или формировать собственную теорию личности. Это побуждает человека делать о личности других выводы, которые он считает пра­вильными. Например, утверждения, что «честные люди упорно рабо­тают», «сони ленивы», «тихони опасны», привязывают одну характе­ристику личности к другой. Но любая связка может быть опасна. Упор­ный труд и честность не всегда связаны между собой. Сони не обязательно плохие работники. Тихоня может быть по-настоящему стеснительным или трусливым.

Попытки создать свою собственную теорию личности являются худшим проявлением любительской психологии. Самый безопасный способ сделать вывод о людях – это связать две характеристики вместе только при условии, что есть доказательство постоянной повторяемо­сти обеих характеристик.

 

 

Рис. 4.3. Тенденции в процессе вынесения суждений

 

Стереотипы. В собственной теории личности человек связывает вместе две или более характеристик. Стереотипы являются другим ви­дом привязки, т.е. мы привязываем характеристики людей к характе­ристике группы, к которой мы относим этих людей. Если мы выясня­ем, что человек итальянец, то мы можем подумать, что он очень эмо­ционален и склонен к жестикуляции. Если он ирландец, мы можем сделать вывод, что он любит виски. Другими, кроме национальности, группами стереотипов являются старики или дети, профессора, про­давцы, журналисты, начальники или любые другие категории, кото­рые что-либо значат для человека.

Члены групп, особенно однородных, имеют общие ценности и убе­ждения и могут даже иметь общие черты или особенности поведения. В некоторых случаях человек спокойно делает выводы о людях на ос­нове их принадлежности к той или иной группе. Скорее всего, он прав, делая вывод, что атлеты имеют хорошее здоровье, что средняя женщи­на поднимает меньше тяжести, чем средний мужчина, однако есть женщины, которые превосходят мужчин по поднятию тяжестей.

Часто стереотипы – это перепевы старых мифов и предрассудков. Тщательное исследование может показать, что лишь немногие члены группы обладают приписываемыми им характеристиками. Тем не ме­нее стереотипы очень распространены и сохраняются потому, что они полезны и помогают людям организовать мир вокруг них. Они основа­ны на неопределенности, а иногда и на страхе или угрозе, которые по­стоянно подкрепляются.

Стереотипы также подкрепляются языковой практикой, например, слово «очкарик», сказанное по отношению к школьнику, понимается как прилежный ученик, что не всегда соответствует действительности.

Атрибуция. Подоплекой нашего восприятия и суждений является желание знать, почему происходят те или иные события. В самой при­роде человека заложено фундаментальное желание объяснить причину собственного и чужого поведения. Вопрос «почему?» служит ключом для объяснения, организации и оправдания человеческого поведения. Неспособность объяснить причину события может привести нас в со­стояние дискомфорта и даже стресса. Если мы знаем, почему происхо­дят события, то мы можем предусмотреть их в будущем и выбрать пра­вильную линию поведения.

Выводы о причинах событий также помогают решить, как реагиро­вать на событие. Предположим, что руководитель дал вам нежелатель­ное поручение. Можно обвинить его в несправедливости и отказаться выполнять задание или же можно решить, что у него не было другого выхода, и принять поручение к исполнению.

Теория атрибуции объясняет, как и почему мы делаем обычные умозаключения, которые являются посредниками между восприятием событий и ответной реакцией на них. Умозаключения являются суж­дениями, которые влияют на поведение, чувства, и выводы, которые мы делаем о событиях (рис. 4.4). Обычные умозаключения связаны с ошибками при вынесении суждений. Неверный вывод о причинах, вы­звавших событие, схож с ошибками при восприятии.

Согласно теории атрибуции поведение других людей определяется качествами человека и ситуацией, в которой он находится. Однако су­ществует общая тенденция привязки причин поведения к внутренним характеристикам человека. В этом заключается смысл фундаменталь­ной ошибки атрибуции. Например, если мы видим, что человек что-то украл, то, скорее всего, сделаем вывод о том, что он вор по своей сущ­ности, а не о том, что на это его вынудила ситуация. Люди склонны не­дооценивать ситуацию в качестве причины событий, даже когда им го­ворят, что человека заставляли действовать таким образом.

Несколько условий вызывают фундаментальную ошибку атрибу­ции.

Во-первых, если мы считаем, что у других есть возможность выбо­ра в конкретной ситуации, то в большинстве случаев мы будем расце­нивать их действия как преднамеренные. В этом есть смысл: ведь у них была возможность поступить по-другому, однако они предпочли дей­ствовать именно так, а не иначе.

 

 

Рис. 4.4. Модель теории атрибуции

 

Во-вторых, если действия человека касаются лично нас или же имеют большое значение, с нашей точки зрения, то мы, скорее всего, сделаем вывод о наличии у человека внутренних мотивов поступить так, а не иначе.

Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, следует по­размышлять о ситуации и человеке и таким образом идентифицировать реальную причину поведения человека. Конечно, это потребует допол­нительной информации о событии и может вызвать задержку в вынесе­нии решения, но зато это решение будет более точным.

В-третьих, люди делают умозаключения о собственном поведении. Эта атрибуция подвержена влиянию так называемой предвзятой пози­ции, или тенденции к оценке себя с положительной стороны. Люди часто приписывают удачи себе, а в неудачах обвиняют внешние факто­ры. Успех обычно приписывают упорному труду, способностям, пра­вильно сделанным выводам. Неудачу же объясняют невезением, нече­стными условиями, недостижимыми целями.

Водители иногда приводят странные объяснения, которые должны снять с них вину за дорожно-транспортные происшествия: «Машина-невидимка выскочила из ниоткуда, ударила мою машину и испари­лась», «Когда я выехал на перекресток, то вдруг появился забор, заго­родивший мне обзор», «Пешеход ударил мою машину и залез под нее».

Самооправдание также действует в играх, основанных на умении, но с элементом шанса. Мы верим, что выигрываем благодаря своему умению, а проигрываем из-за невезения. Тем не менее предвзятость вы­ходит за рамки игр. При общении с другими людьми мы рассматриваем свои действия как внутренне мотивированные, а действия других спи­сываем на внутреннее противостояние. Вы сердитесь, потому что вас провоцируют. Гнев же другого человека приписывается его личным ка­чествам. Объективные факты в этом случае не имеют значения, самооп­равдание доминирует, часто находясь в противоречии с реальностью.

Люди имеют тенденцию переоценивать себя во всех ситуациях. Эта тенденция распространяется на наши суждения об уме, способ­ностях к лидерству, здоровье, продолжительности жизни, коммуни­кабельности и т.п. Льстивая атрибуция и комплименты используются везде. Человеку свойственно верить лести больше, чем критике. Мы переоцениваем свои возможности, предполагая, как хорошо мы бу­дем вести себя в той или иной ситуации и насколько точны будут наши суждения.

Люди не всегда обвиняют в неудаче внешние обстоятельства и ино­гда приписывают успех везению. Тем не менее самооправдание довольно распространено, причем больше среди людей с высоким уров­нем самооценки и самоуважения. Люди с низкой самооценкой часто принижают и винят в неудаче себя, а не списывают ее на внешние об­стоятельства. Людям с низкой самооценкой нужно уважение и под­держка, так как, оценивая себя, они могут чаще выражать предвзя­тость. Вот почему некоторые люди постоянно говорят о своих дости­жениях, подвигах, успехах. Предвзятое хвастовство служит им ширмой для сокрытия чувства неполноценности в попытке получить признание и усилить тем самым самоуважение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель восприятия | Базисные аксиомы человеческого поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.