Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Экономическая эффективность рынка въездного и внутреннего туризма




План.

1. Позитивные и негативные стороны въездного туризма с точки зрения экономики страны.

2. Государственное регулирование въездных туристских потоков.

Оценка положительного воздействия въездного туризма во многом очевидна, поскольку растущие прибытия иностранных граждан в регион несомненно вызывают позитивные экономические явления, связанные с рос­там производства национального туристического про­дукта, привлечением личных сбережений иностранных туристов (обычно в валюте), созданием активного по­требительского рынка в туристическом центре и ростом инвестиционной привлекательности местной туристичес­кой индустрии.

Рост производства и объемов продаж национального туристического продукта, возможный при наличии спроса на него среди иностранных граждан, приводит к созда­нию новых объектов туристической индустрии (прежде всего отелей, предприятий общественного питания, до­суга и развлечений), модернизации и повышению эф­фективности производства существующих объектов ту­ристической инфраструктуры и супраструктуры (транс­портных узлов, коммунальных служб, медицины и здра­воохранения). Появление в регионе новых и повыше­ние прибыльности деятельности существующих налого­плательщиков, как и общее улучшение состояние соци­альной инфраструктуры, вызываемые ростом въездных туристических потоков, — очевидные позитивные сдвиги экономике рецептивного региона. Увеличение количества предприятий местной турис­тской индустрии потребует увеличения количества занятых в сфере туризма людей, поскольку повышение качества предоставляемых туристических услуг невозможно без привлечения все большего числа квалифицированных работников. Несмотря на свою сезонность, туризм создает возможность для трудоустройства боль­шого числа женщин и молодежи, что подчеркивает его не только экономическую, но и социальную значимость.

Рост числа прибытий, как и повышение прибыльности туристического бизнеса в регионе делают экономи­чески выгодными не только заботу и мероприятия по улучшению состояния отличающихся растущей извест­ностью туристических ресурсов, но и деятельность, ори­ентированную на поиск и популяризацию альтернатив­ных объектов показа, что и увеличивает пропускную способность туристических ресурсов региона, и отвеча­ет национальным интересам местного сообщества одно­временно.

Отдельно стоит отметить, что чаще всего террито­рии, в которых развивается въездной туризм, являются экономически неразвитыми в силу отсутствия в них при­родных ресурсов и промышленного производства. Боль­шинство современных курортов находится в горных, прибрежных и других малопригодных для хозяйствен­ной деятельности человека местностях. Неравномерность экономического развития отдельных частей националь­ной территории, углубление региональных диспропор­ций ведут к разрыву в доходах населения, к различию социальных и бытовых условий жизни, к усилению со­циального неравенства между городским и сельским на­селением. В дальнейшем возможны нарушение эконо­мики регионов, массовый уход сельского населения в города, неравномерность в размещении производствен­ных возможностей. Для таких мест туризм является незаменимым компенсатором для преодоления неравно­мерного экономического развития. Он содействует воз­никновению и расширению хозяйственных, транспорт­ных, коммунальных и других видов деятельности, ко­торые позволяют достигать отсталым районам уровня передовых индустриальных регионов.

Привлечение сбережений иностранных туристов — обязательное следствие въездного туризма, вызванное необходимостью несения расходов туристами во время отдыха. Совершенная туристическая инфраструктура, предлагающая широкие возможности для организации разнообразного досуга и развлечения иностранцев, от­лажено действующие рыночные механизмы в рецептив­ном регионе, отсутствие криминала и опасностей для жизни, здоровья и имущества приезжих — первооче­редные факторы увеличения расходов туристов во вре­мя их пребывания. Учитывая тот факт, что человек во время отдыха тратит гораздо больше денег, чем в своей повседневной жизни, и склонен к демонстративному по­треблению, можно представить, каким мощным входя­щим денежным потоком оборачивается поток туристи­ческий. Таким образом, въездной туризм способен обес­печить местный рынок дополнительными валютными средствами, улучшит платежный баланс как региона, так и рецептивного государства в целом. В трудах оте­чественных авторов (Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и социальное развитие», Квартальное В.А. «Туризм и отраслевые системы») воздействие въездного туризма на экономику рецептивного региона, связанное с ростом количества привлекаемых в нее сбережений приезжаю­щих иностранцев, определяют как косвенный эффект, сила которого определяется туристским мультиплика­тором — коэффициентом, отражающим доходы региона в зависимости от расходов туристов.

Средства, затрачиваемые туристом, распределяются между субъектами местного рынка уровень за уровнем — от производителя конечного туристического продукта к производителям туристических услуг – компонент турпродукта (например, от принимающих туроператоров к собственно отелям, перевозчикам, ресторанам и т. д.) за вычетом причитающейся туроператору доли, размер которой зависит от склонности туроператора к накоплению (чем она выше, тем, следовательно, мень­шая часть уплаченной туристом суммы переходит на второй уровень – к поставщикам туристических услуг). В свою очередь, поставщики туристических услуг тоже самостоятельно распоряжаются полученными от туроператора средствами, но не в последнюю очередь будут рассчитываться уже по своим счетам (например, перед коммунальными службами, собственными работ­никами и поставщиками). Следовательно, уплаченная туристом сумма, постепенно уменьшаясь (на величину, которую характеризует склонность субъектов туристи­ческого рынка к накоплениям), будет переходить от ту­роператора к поставщикам и далее к прочим субъектам хозяйствования, создавая им выручку на каждом этапе своего перехода. Очевидно, чем выше склонность субъектов хозяйство­вания к накоплению, тем будет ниже величина мультипликативного эффекта.

Для повышения мультипликативного эффекта въездного туризма требуется:

— рост уровня развития туристической инфраструкры;

— поддержание состояния туристических ресурсов;

— развитый рынок и экономика рецептивного региона;

– наличие импортозамещающих товаров (предметы первой необходимости, продовольствии, туристские то­вары и т. д.);

— политика местных властей, ориентированная на стимулирование расходов туристов во время поездки и на снижение накоплений местными гражданами и пред­приятиями туристической индустрии.

Рост популярности туристического центра, рентабель­ности его туристической индустрии, повышение привле­кательности туристических ресурсов и уровня качества турпродукта превращают туристическую инфраструктуру региона в весьма привлекательный для инвестирования объект. Рост инвестиций (в том числе и иностранных) в туристическую индустрию как посредством создания новых предприятий, так и покупки ужи существующего бизнеса, ведет не только к повышению рентабельности и уровня качества производимых туристических услуг, но и к популяризации туристического региона в стране — родине инвестора. Как показывает практика, иностранный инвестор, больше всех заинтересованный в увеличении доходности вновь приобретенного бизне­са, старается прилагать все усилия по популяризации иностранного курорта, в который вложил капиталы, среди своих земляков.

Наконец, въездной туризм приводит к резкой акти­визации потребительского спроса в рецептивном регио­не за счет увеличения количества платежеспособных потребителей. Вызванный притоком туристов подъем потребительского рынка стимулирует производство пред­приятий туристической индустрии, привлекает новых участников на рынок, создает условия для появления и развития ранее нерентабельных видов коммерческой деятельности (например, производство и продажа суве­ниров). Реализация товаров и услуг в ходе туристского потребления, гораздо более выгодная форма междуна­родной торговли, нежели классический экспорт. Явля­ясь основной статьей «невидимого» экспорта, въездной туризм приносит стране посещения огромные прибыли. Принимающее туристов государство не рискует никаки­ми финансовыми потерями, что возможно при традици­онном экспорте. Кроме того, проданные иностранцам товары в стране их пребывания приносят значительно большие суммы в валюте, чем, если бы они были реали­зованы за границей посредством внешней торговли. В данном случае отпадает необходимость в расходовании средств на транспортировку продукции, ее страхование, складирование, уплату таможенных пошлин и плате­жей. Результатом такого положения является сокраще­ние вывоза за границу товаров, которые хорошо раску­паются иностранными туристами, что ведет к увеличе­нию экспорта на внутреннем рынке, более того, въезд­ной туризм позволяет стране экспортировать товары и услуги, которые невозможно или невыгодно реализовы­вать через традиционный товарообмен.

Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что в своей идеальной модели развитие въездного туризма всегда вызывает рост благосостояния населения рецеп­тивного региона через: увеличение количества предприятий туристичес­кой индустрии и общего повышения рентабельности их работы;

— увеличение занятости населения и доходности ра­боты в туризме;

— улучшение условий жизни за счет растущей забо­ты о туристических ресурсах (а следовательно, и об эко­логии, безопасности туристов и местных жителей) и со­циальной инфраструктуре;

— повышение социальной защищенности местного населения за счет повышения бюджетной самодостаточ­ности региона.

Что касается направлений негативного воздействия въездного туризма на экономику (или экономический дефект) местного сообщества, то о возможности появ­ления такового старательно умалчивают теоретики меж­дународного туризма, а идеологи развития туристичес­ких территорий в большинстве случаев не обращают внимания на саму возможность возникновения негатив­ных для местной экономической системы тенденций, рассчитывая за счет роста въездного туризма получить сиюминутные выгоды.

Можно выделить ряд направлений, в которых про­исходит негативное воздействие въездного туризма на экономическую сферу жизнедеятельности местного со­общества. Это в порядке их возникновения:

— структурное изменение традиционной экономичес­кой системы;

— непосредственное изменение экономических усло­вий жизни местного сообщества;

— формирование «уязвимой» экономической систе­мы в обозримом будущем.

Прежде всего рост въездного туризма приведет к рос­ту количества занятых в туристической индустрии людей (в связи с трудоемкостью международного туризма). Увлекаемые большими перспективами в будущем или заработной платой (что особо актуально для экономи­чески неразвитых местных сообществ) члены местных сообществ будут вступать в малоизвестную для них ком­мерческую деятельность, связанную с обслуживанием иностранных туристов. Существенно отличаясь от тра­диционных видов деятельности, международный туризм и успешная работа на его поприще будут требовать от местного населения получения специального образова­ния, изучения иностранных языков, умения качествен­но обслуживать и вызывать симпатию у приезжих, что может казаться не только новшеством, но и недопусти­мым с точки зрения традиционного уклада экономичес­кой жизнедеятельности местного сообщества.

Более того, въездной туризм не всегда способен «ужиться» с традиционными видами хозяйственной де­ятельности и потому поставленный во главу угла мест­ными властями или иностранными инвесторами въезд­ной туризм может способствовать полному прекраще­нию или переносу в другие (не туристические местнос­ти) целых отраслей местного народного хозяйства, став­ших к тому времени традиционными для местного сооб­щества. Зачастую требования такой реструктуризации экономической системы местного сообщества оказыва­ются болезненными для всех его членов, заставляя мес­тное население прилагать собственные усилия в неизве­стных ранее сферах деятельности, разрывая тем самым связи с предками, семейные трудовые династии и т. д.

Прекращение или передислокация любой формы хо­зяйственной деятельности, равно как и перемена сферы приложения его умственных и физических усилий, тем более вынужденные, а не по объективным и очевидным причинам (например, как если бы в случае угрозы эко­логической безопасности региона или ухудшения ры­ночной конъюнктуры), по причинам, угождающим раз­витию ранее неизвестного и оттого в большой степени «мифического» въездного туризма, всегда негативно ска­жутся не только на чувстве собственной удовлетворен­ности жизнью членов местного сообщества, но и на са­мой экономической системе, которая полностью или частично может потерять ранее приносившие доходы и работу местному населению традиционные виды хозяйственной деятельности. Более того, неграмотная политика местных властей в сфере трансформации существующих экономических отношений, характеризуемая применением неадекватных властных решений в экономики, а также несоизмеримых уступок в пользу будущего въездного туризма с его реальной эко-номической отдачей (хотя последнее является обязательным практически для любой пытающейся стать открытой туристической экономической системы, поскольку развитие въездного туризма — довольно длительно развивающийся процесс, однако требующий создания эффективно функционирующей экономической базы своего перспективного развития уже на самом старте), чреваты порождением крайне негативных экономических явлений – безработицы, падением уровня доходов, ростом цен на товары и услуги, инфляцией и т. д. Импорт необходимых для создания и развития туристической инфраструктуры капиталов непременно приведет и к импорту иностранных форм хозяйствования, которые могут не только не иметь ничего общего, но и противостоять традиционным. Весьма логично, что инвесторы наряду со своими капиталами (средствами производства туристического продукта) способны осуществить своеобразный переворот как в местной экономической системе, так и в экономическом сознании местного населения, привить членам местного сообщества те экономические ценности, правила ведения хозяйства и бизнеса, трансформировать само их отношение к материальному достатку, изменить экономические амбиции и цели, пытаясь осуществлять коммерческую деятельность по привычной им, выходцам из других стран или местностей, схемам и правилам.

Наконец, развитие въездного туризма повлечет за собойразвитие конгломеративных с ним отраслей, образующих современную туристическую индустрию (транспорт, сфера общественного питания, развлечений, аттракций и т. д.), что также может усугубить положение традиционных форм хозяйствования, привести к пол­ному вытеснению традиционных экономических отно­шений и вызвать негативную реакцию местного населе­ния (к примеру, создание публичных домов или казино в местностях с пуританским укладом жизни и быта).

Помимо негативного воздействия на традиционное хозяйство, структурная трансформация местной эконо­мики под воздействием развивающегося въездного ту­ризма крайне опасна возможностью превращения реги­она в своеобразный «торговый рай», отличающийся ра­стущим и активным потребительским рынком (за счет роста количества потребителей, основная доля которых — приезжающие туристы). Этим не преминут восполь­зоваться инвесторы, которые, руководствуясь собствен­ными коммерческими целями, способны полностью вы­теснить и без того неспособную к длительной конкурен­тной борьбе прослойку местных собственников средств производства. Их уделом станет мелкий бизнес, в то время как иностранным корпорациям будут принадле­жать все основные средства производства местного ту­ристического продукта (отели, рестораны, транспорт­ные организации, досуговые предприятия и т. д.), а, следовательно, и получаемая с их производственной эк­сплуатации прибыль.

Помимо туристической инфраструктуры, являющей­ся основным фактором производства национального ту­ристического продукта, работниками туристической сферы, непосредственно контактирующими с приезжаю­щими туристами, со временем во все большей степени становятся иностранцы. Это, по мнению практикующих, не только иностранные капиталовложения, но и ввоз квалифицированной зарубежной рабочей силы туроператоров и хотельеров значительно сокращает их расхо­ды (необходимые для повышения квалификации работ­ников из местного населения), а также совершенствует качество туристического продукта, повышая его конку­рентоспособность на мировом туристическом рынке (само собой, и работники турбизнеса, и туристы, принадлежащие не только к одной языковой семье, но и нации, лучше поймут друг друга). В результате данного про­цесса местное население туристического центра может оказаться отброшенным за пределы развивающегося въездного туризма, станет немым наблюдателем того, как на «чужих» средствах производства туристическо­го продукта, «чужими» усилиями обслуживаются «чу­жие» туристы и зарабатываются солидные деньги, ко­торые также становятся «чужими», при этом все, что остается местному сообществу, — это откуп в виде не­больших налоговых платежей, а также возможность выполнения «черных и неквалифицированных работ в развивающейся индустрии туризма, и мелкий бизнес (торговля, общепит, облуживание туристов и т. д.). При таком положении вещей многое зависит от местных вла­стей, которые должны уметь принимать меры и регули­ровать местную экономику, одновременно не ущемляя интересы иностранных собственников, но и не забывая про проблемы местного населения. В зависимости от политики местных властей, местное население может превратиться как в «праздно живущий» за счет роста активности потребительского рынка и высокого уровня социальной поддержки класс (как, например, в турис­тических Андорре, Сан-Марино, курортах Европы, ОАЭ...), либо в класс мелких предпринимателей, доволь­ствующихся перепадающим от активного потребительс­кого рынка небольшим доходом, которого вполне хва­тает для безбедной жизни в местных экономических ус­ловиях (курорты Турции, Туниса, Таиланда, Египта...), либо в класс чернорабочих, занимающих самые низкие посты в структуре туристического бизнеса, которых даже за версту не подпускают к приезжающим иностранным туристам (курорты Индии, Африки, Океании...). Все три варианта исхода развития въездного туризма для эко­номической деятельности местного населения и тради­ционных форм хозяйствования, как уже было отмече­но, в основном, зависят от политики властей. Так, в первом случае создание «праздно живущего» за счет туризма местного населения возможно только в случае когда по отношению к иностранным собственникам объектов туристической индустрии применяются высо­кие ставки налогообложения, когда параллельно с ту­ризмом в стране (местности) развиваются другие направ­ления сферы услуг (например, Андорра — крупнейший в Европе финансовый центр за счет созданной в ней зоны беспошлинной торговли, Дубай известен как круп­нейшее средоточие торгующих буквально любым това­ром компаний и корпораций...), науки, высоких техно­логий..., вполне совместимые с самим въездным туриз­мом... В этом случае местное население, ощущающее не только солидную социальную поддержку со стороны вла­сти (что возможно благодаря грамотному налогообло­жению въездного туризма), но и имеющее альтернативы для приложения собственных физических и умственных сил, имеет возможности для занятия ведущих и высо­кооплачиваемых должностей как в туристичес­кой индустрии, так и вне ее.

С другой стороны, в случае непротекционистской по­литики местной власти (либо по причине ее слабости и коррумпированности) возможно наступление и обрат­ной ситуации, характеризуемой незначительной долей участия местного населения в распределении матери­альных благ, получаемых за счет въездного туризма. Показателями такого курса развития курорта являют­ся большая доля иностранной собственности в объектах туристической инфраструктуры, наличие большого ко­личества иностранной рабочей силы в регионе, льгот­ная по отношению к туристической индустрии налого­вая политика, низкий уровень жизни местного населе­ния. В этом случае местное сообщество мало что приоб­ретает от въездного туризма (его представители мало заняты в туристическом бизнесе, не получают существен­ной социальной поддержки от властей...), основной ком­мерчески заинтересованной в развитии въездного туризма в регионе остаются иностранные инвесторы. Ситуация еще интересна и тем, что в большинстве случаев страна происхождения как факторов производства туристичес­кого продукта (капитала и рабочей силы), так и самих туристов совпадает! Получается, что жители некоего богатого и экономически развитого государства просто создают для себя своеобразный туристический рай на территории другой, развивающейся страны, используя ее как «место для праздного пикника», а местное насе­ление — как не требующий особых затрат обслуживаю­щий персонал.

Помимо политики властей, вероятность того или ино­го исхода в становлении роли местного населения в раз­вивающейся туристической индустрии региона опреде­ляется:

— наличием в курортной местности мирно сосуще­ствующих с туризмом других сфер хозяйствования;

— уровнем экономического развития местного сооб­щества в сравнении с экономическим развитием стран — туристических доноров;

— уровень трудовой миграции в регионе и существу­ющая правовая база миграции.

Главный негативный фактор развитого въездного ту­ризма, оказывающий воздействие на местную экономи­ку, — это фактор сезонности туристических потоков. Сезонность существует практически в любом виде чело­веческой деловой активности, однако именно в туризме она проявляется в полной мере. Причины сезонности можно условно разбить на естественные (природные, климатические факторы) и искусственные, то есть выз­ванные условиями жизни тех или иных обществ. На­пример, среди искусственных причин фактора сезонно­сти можно выделить традиции распределения праздни­ков, выходных дней, каникул, отпусков в течение года, традиционные для всего общества типы отдыха.

В связи с этим любая туристическая экономика ис­пытывает в большей или меньшей степени на себе фак­тор сезонности, проявляющийся в резком изменении ширины туристического потока на курорт в течение года, что соответственно приводит к резкому изменению емкости местного потребительского рынка. Негативных последствий сезонности для местной экономики несколь­ко, но все они прямо или косвенно детерминированы:

— необходимостью менять трудовую активность мес­тного населения (от сверхнагрузки во время сезона до практически безработицы в межсезонье);

— изменением уровня доходов местного населения, занятого не только в туризме, но и во всех смежных с ним отраслях;

— необходимостью «простоя» средств производства туристического продукта в межсезонье.

В любом случае фактор сезонности туризма лишний раз доказывает нестабильность и непостоянство турис­тических экономических систем.

Так, сезонные колебания доходов местного населения, занятого в туристической индустрии, вынуждают его работать в течение нескольких смен во время сезо­на, искать все большие способы обогащения за счет при­езжающих туристов, делать сбережения в гораздо боль­ших количествах, чем население некурортных зон для того, чтобы обеспечивать себя и свою семью во время межсезонья. Сезонность трудовой активности в туризме приводит к тому, что во время несезона люди начинают искать другую работу, терять туристическую квалифи­кацию, рассматривать бесперспективность работы в ту­ризме, не надеяться на карьеру в ней. Простой средств производства туристического продукта (как элементов туристической инфраструктуры, так и рабочей силы) приводит к необходимости крупных затрат владельцев средств производства на капитальный ремонт и подго­товку средств производства к сезону, но набор новых рабочих, их обучение. Причем данный тип расходов присутствует постоянно, год от года не меняя своего смысла.

Помимо сезонности, туризм как способ активизации местного потребительского рынка является его же дисбалансирующим фактором. Увеличение количества по­требителей за счет роста туристического потока ведет к стремительному росту спроса на местном рынке. Любой приезжающий турист или мигрант — «дополнительный рот» на региональном потребительском рынке. В слу­чае недостаточной развитости рыночных отношений в регионе предложение товаров и услуг на потребительс­ком рынке может «не угнаться» за ростом спроса на нем (тем более, что фактор туристической сезонности проявляется довольно динамично), что и вызывает рост цен на товары (причем и на товары первой необходимо­сти).

Местная экономика порой не в состоянии «перева­рить» прибывающий во время туристического сезона объем денежных средств туристов (как в национальной, так и в иностранной валюте), поскольку любой турист тратит во время отдыха гораздо большие средства, а это также подстегивает рост цен в курортном регионе. Несмотря на то, что и доходы местного населения во время туристического сезона также растут, «необоснованный» рост цен на товары во время сезона, усилен необходимостью членов местного сообщества делать сбережения на предстоящий «несезон», вызывает толь­ко негативную реакцию местного населения, которое видит в туристах уже не только своих «кормильцев», но и причины своих растущих расходов.

Сезонное повышение цен типично для всех туристических центров мира. Однако несезонное снижение цен присутствует далеко не везде, поскольку с переходом сезона в несезон начинается постепенное снижение ак­тивности потребительского рынка, тогда как предложение на региональном рынке может падать более стремительными темпами, позволяя ценам в регионе продержаться на высоком уровне в течение еще определенного времени (это явление, когда количество приезжающих регион уже упало, а цены упали незначительно, или вообще остались на прежнем уровне, можно условно назвать «постсезонный синдром»). Причины постсезоного синдрома кроются в стремительном уходе с рынка большинства производителей или продавцов товаров или

услуг с окончанием сезона. Стремительность ухода объяс­няется большим размером издержек ведения бизнеса в туристическом центре (высокая арендная плата, сборы, заработная плата работников), которая покрывается только во время максимально активного потребительс­кого рынка. Поэтому, как только начинаются первые признаки снижения активности потребительского рын­ка, коммерсанты, не имеющие средств для покрытия все еще высоких издержек собственного бизнеса, пыта­ются скорее покинуть его. По причине стремительного ухода с потребительского рынка, только начинающего ощущать окончание туристического сезона, большин­ства производителей и продавцов товаров и услуг, ос­тавшиеся становятся некоего рода монополистами, по­этому не желают опускать цены на «досезонный» уро­вень. В связи с этим постсезонный синдром может тя­нуться на протяжении месяца или даже более. Это при­водит к парадоксальному с экономической точки зре­ния факту, когда небольшие, промышленно отсталые населенные пункты с невысоким уровнем жизни местно­го населения (а именно такими в своем большинстве и являются курорты) по дороговизне жизни стоят в од­ном ряду с крупными мегаполисами. И это при том, что население мегаполисов имеет возможность зарабатывать солидные, не меняющие своего количества в течение года, деньги в промышленных, финансовых, торговых компаниях, и, несомненно, богаче местного населения даже самых популярных и модных курортов.

Наконец, можно выделить третье направление нега­тивного воздействия въездного туризма на экономичес­кую систему местного сообщества, проявляющееся в пер­спективе и типичное для довольно зрелых туристичес­ких экономик. Это так называемое превращение местной экономики в полностью зависимую от въездных туристи­ческих потоков систему хозяйственных отношений, не способную предложить мировому рынку ничего, кроме уникального туристического продукта. Причинами ста­новления такой уязвимой экономической системы являются особенности самого туристического продукта. В отличии от другого товара (как принадлежащего к предметам реального мира, так и услуги), туристический продукт в большей мере статичен, любая его модификация например, совершенствование обслуживания, рост качества туристических услуг, разнообразие услуг в поездках требует крупных капиталовложений и длительного времени для популяризации. Сам международный туризм — явление, испытывающее перманентное воздействие множества экзогенных факторов (от экологической ситуации до политического режима), и любое их изменение прежде всего сказывается на уровне въездного туризма. Кроме того, срок жизни туристического продукта на мировом рынке ограничен, ограничена и пропускная способность туристических ресурсов, что вместе с растущей на мировом туристическом рынке конкуренцией между туристическими центрами заставляет власти курортов все больше концентрироваться на развитии собственной популярности среди иностранных туристов, впадая тем самым во все большую зависимость от въездного туризма в своем стратегическом развитии. Для избегания превращения в уязвимую от внешних факторов местная экономическая система должна не концентрироваться на развитии достижения международного туризма, а использовать реальные достижения въездного туризма для осуществления иных стратегических решений, ведущих к улучшению экономических и нематериальных основ уровня жизни населения. Рост въездного туризма, таким образом, должен быть не целью развития, а средством достижения благополучия местного сообщества. Международный туризм способен дать местной экономической системе необходимые для ее развития средства, ка­питалы, активный потребительский рынок, трудовые ресурсы, которые могут быть использованы в формировании и развитии новых отраслей экономики, способных создать устойчивую и сильную экономическую систему с собственным промышленным и научным потенциалом, более устойчивую к переменам международной ситуации.

 

Постановление от 2 августа 2011 г. N 644 о Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011 - 2018 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

Паспорт программы. Государственные заказчики – Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму. Цель Программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Задачи Программы - развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы – численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения; площадь номерного фонда коллективных средств размещения; инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания); количество койко-мест в коллективных средствах размещения; количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения; количество лиц, работающих в туристских фирмах; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения. Срок и этапы реализации - 2011 - 2018 годы: Программы первый этап - 2011 - 2014 годы; второй этап - 2015 - 2018 годы. Объем и источники финансирования. Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: создание в различных субъектах российской экономической эффективности Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса, рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом; удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом); повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 41 процент и работающих в туристских фирмах на 51 процент по сравнению с базовым уровнем 2010 года); увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,7 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 4,3 раза по сравнению с 2010 годом); рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средств размещения, в 6,4 раза по сравнению с

2010 годом). Показателями социально-экономической эффективности Программы являются: интегральный общественный эффект от реализации мероприятий Программы - 980,3 млрд. Интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы - 231,3 млрд. индекс прибыльности - 1,1; период окупаемости частных инвестиций -13 лет; Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и от 30 ноября 2010 г. отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.