Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Законы реального свободного рынка




Ш. Фурье систематически представил многие, прежде всего негативные, признаки свободного рынка. В переводе Ф. Энгельса они выглядят следующим образом [см.: 79,Т.42,с.313-314] (запишем их одним абзацем):

«СИНОПТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ХАРАКТЕРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ТОРГОВЛИ ПРИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Двойственность торговли. Произвольное определение стоимости. Свобода обмана. Не солидарность, отсутствие взаимных обязательств. Хищение, отвлечение капиталов. Падение заработной платы. Искусственный затор источников снабжения. Изобилие, вызывающее депрессию. Обратный захват. Разрушительная политика. Застой, или всеобщая некредитоспособность. Фиктивные деньги. Финансовый хаос. Эпидемия преступлений. Обскурантизм. Паразитизм. Скупка. Биржевая игра. Ростовщичество. Бесплодный труд. Промышленные лотереи (азартные спекуляции). Косвенные монополии замкнутых корпораций. Казенная монополия, государственное управление, вынужденное фальсификацией. Экзотическая или колониальная монополия. Морская монополия. Феодальная, кастовая монополия. Необоснованная провокация. Убыток. Подделка. Разрушение здоровья. Банкротство. Контрабан да. Пиратство. Установление максимума и реквизиции. Спекулятивное рабство. Всеобщий эгоизм».

Многоукладность. Общество есть система отношений людей. Из них основное значение имеют материальные отношения (т.е. по поводу ресурсов). При этом главное значение имеет торговля.

Отношения
┌───┴────┐ нематериальные ®материальные ┌─────┴────┐ доменовые ®меновые ┌────┴────┐ дарственные ® рыночные ┌────┴────┐ обменные®опосредованные ┌────┴─────┐ стоимостные ®ценовые

«... Тор­го­вля, ко­то­рая есть ведь не что иное, как об­мен про­дук­та­ми раз­лич­ных ин­ди­ви­дов и стран, гос­подс­тву­ет над всем ми­ром бла­го­да­ря со­от­но­ше­нию спро­са и пред­ло­же­ния, -от­но­ше­нию, ко­то­рое, по сло­вам од­но­го ан­глийс­ко­го эко­но­ми­ста, ви­та­ет по­доб­но древ­не­му ро­ку над зем­лёй, не­ви­ди­мой ру­кой рас­пре­де­ляя меж­ду лю­дь­ми счас­тье и не­счас­тье, со­зи­дая царс­тва и раз­ру­шая их, вы­зы­вая к жиз­ни на­ро­ды и за­став­ляя их ис­че­зать...» [79,Т.3,с.34].

Ана­лиз иде­али­зи­ро­ван­ных рын­ков по­зво­ля­ет вы­явить фун­да­мен­та­ль­ные за­ко­ны тор­го­вли, це­но­об­ра­зо­ва­ния. Точ­нее мож­но ска­зать так: этот ана­лиз ил­лю­стри­ру­ет те за­ко­ны це­но­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые эм­пи­ри­че­ски яс­ны са­ми по се­бе, из­ве­ст­ны лю­дям дав­но. Ска­зан­ное на­до вос­при­ни­мать как ру­ко­водс­тво к по­зна­нию этих за­ко­нов це­но­об­ра­зо­ва­ния на осно­ве опуб­ли­ко­ван­ных учеб­ных по­со­бий. На их осно­ве сле­ду­ет про­до­лжить сис­те­ма­ти­ку объ­яс­не­ния за­ко­нов сво­бод­но­го рын­ка. В то же вре­мя не­об­хо­ди­мо изу­чить и те за­ко­ны рын­ка сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, ко­то­рые из­ве­ст­ны дав­но и рас­кры­ва­ют­ся без по­мо­щи гра­фи­ков на осно­ве вербального объ­яс­не­ния. К ним мож­но от­не­сти ряд закономерностей и ха­рак­те­ри­стик сво­бод­но­го рын­ка.

Част­ная собс­твен­ность®ко­ры­с­то­лю­бие ®кон­ку­ренция

Обособленность пред­при­ни­ма­те­льской де­яте­ль­но­сти, основанной на част­ной собс­твен­но­сти -каж­дый сам ре­ша­ет во­про­сы: что, ско­ль­ко производить и т.д.

Про­из­во­ди­тель А«Про­из­во­ди­тель Б   По­ку­па­тель А «По­ку­па­тель Б

Жажда выгод (наживы, дохода). Индивиды стре­мят­ся по­лу­чить как мож­но бо­ль­ший до­ход. Ра­ди это­го они дейс­тву­ют пред­при­им­чи­во, ак­ти­вно, ве­дут по­сто­ян­ный по­иск воз­мож­но­стей по­лу­че­ния до­хо­да. Они де­ла­ют от­кры­тия гео­гра­фи­че­ские, со­ци­аль­ные, на­учные. Конкуренция. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки про­ис­хо­дит бо­рь­ба всех про­тив всех за доход и условия его получения: про­из­во­ди­те­лей с про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми сво­ей про­дук­ции, по­ку­па­те­лей с по­ку­па­те­ля­ми и про­из­во­ди­те­лями. В этой бо­рь­бе («вой­не всех про­тив всех», по Гобб­су) ис­по­ль­зу­ют­ся все средс­тва для уничтожения конкурента: и за­ко­ны рын­ка, и на­си­лие, т. е. вне­эко­но­ми­че­ские ме­то­ды воз­дейс­твия на кон­ку­рентов. П.Ж. Прудон называл конкуренцию разбоем [см.: 110, с.304]. Рас­смо­трим кон­ку­рен­цию пред­при­ни­ма­те­лей. Основ­ной фор­мой кон­ку­рен­ции мож­но счи­тать бо­рь­бу за уро­вень це­ны то­ва­ра. Кра­соч­ны опи­са­ния тор­га­ше­ства при опре­де­ле­нии це­ны. И чем ме­нее раз­ви­ты ры­ноч­ные от­но­ше­ния, тем на­глее эта бо­рь­ба. В та­ком слу­чае про­яв­ля­ет­ся «от­вра­ти­те­ль­ный та­лант в ве­де­нии страст­но­го тор­га на рын­ке да­же со сво­ими со­се­дя­ми» [81,Т.1,с.62]. Нравственность оказывается первой жертвой такого дикого рынка.

Кон­ку­ренция ┌────┴───┐ иде­али­зи­ро­ван­ная ® ре­альная (со­вер­шен­ная) ┌──┴───┐ рыночная®мо­но­по­ли­сти­ческая

Примат обращения -представляет собой большую выгоду посредника (купца над производителем [см.: 79,Т.25,Ч.1.с.369]) в системе рыночных отношений. Это начальная стадия свободного рынка. Последующая стадия его характеризуется приматом производства, когда производитель имеет такое же преимущество.

Объективность цены -за­ко­н сво­бод­но­го рын­ка. В на­ро­де из­ве­ст­на при­сказ­ка: «БАЗАР ЦЕНУ СКАЖЕТ».

Неизвестность рынка - ни один субъект рынка (ни продавец и ни покупатель) заранее не знает, с кем он заключит сделки и на каких условиях. “... Товарное производство есть работа на неизвестный и свободный рынок” [68,Т.33,с.318-319]. Действует принцип «произвел ® продал».

Риск -за­кон свободного рынка. Он проявляется раз­лич­но: в низ­кой нор­ме при­бы­ли, в отсутствии при­бы­ли, в по­те­ре из­де­ржек в той или иной ме­ре, в час­тич­ной или пол­ной по­те­ре иму­ще­ства и даже в банкротстве.

Риск ┌─────────┼────────┐ ра­зу­мный ® вы­со­кий ® лю­бой (ин­ве­стор) (спе­ку­лянт) (игрок)

Банкротство -разорение конкурентов. Тот, кто не обес­пе­чил адек­ват­ной де­яте­ль­но­сти в усло­ви­ях рын­ка, тот тер­пит убы­ток, ущерб и мо­жет да­же по­те­рять свое иму­ще­ство, пре­кра­тить свою де­яте­ль­ность на рын­ке в ка­че­стве то­ва­ро­про­из­во­ди­теля. Его значимость, систематику его формы и т.п. содержательно показал Фурье [см.: 79, Т.42. с.321-337]. Конкретные причины банкротств сводятся, прежде всего, к некомпетентности предпринимателей -45%, недостаткам управления - 18% и т.д. [см.: 91, с.58].

Стихийность раз­ви­тия рын­ка озна­ча­ет от­сутс­твие в нем ве­ду­щих сил, а по­это­му раз­ви­тие скла­ды­ва­ет­ся на осно­ве вза­имо­дейс­твия всех кон­ку­рентных явлений и сил.

Конъюнктура -со­здав­ше­еся по­ло­же­ние, влия­ющее на ход де­ла. Она отражает сте­че­ние об­сто­ятельств борьбы (конкуренции). Конъ­юнк­ту­ра ха­рак­те­ри­зу­ет со­сто­яние рын­ка в тот или иной мо­мент вре­ме­ни, вза­имо­дейс­тву­ющие си­лы рын­ка. Она по­ка­зы­ва­ет со­от­но­ше­ние спро­са и пред­ло­же­ния по от­де­ль­ным то­ва­рам и по всей то­вар­ной мас­се. Она мо­жет от­но­си­ть­ся к от­де­ль­но­му то­ва­ру и ко всей эко­но­ми­ке, быть бла­го­при­ят­ной и не­бла­го­при­ят­ной для тех или иных дел. Единство цен на рынке. «Та­ким об­ра­зом, чем бо­лее со­вер­шен­ным яв­ля­ет­ся ры­нок, тем си­ль­нее тен­ден­ция к то­му, что­бы во всех его пунк­тах в один и тот же мо­мент пла­ти­ли за один и тот же пред­мет оди­на­ко­вую це­ну...» [81,Т.2,с.7].

Спрос рождает предложение в условиях свободного рынка.

Емкость рынка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ве­ли­чи­ной то­ва­ро­обо­ро­та, что за­ви­сит от вза­имного ­со­от­не­се­ния цен на то­ва­ры. Чем ни­же це­ны, тем бо­ль­ше ём­кость рын­ка, и на­оборот.

Закон стоимости (цены) -основ­ной эко­но­ми­че­ский за­кон сво­бод­но­го рын­ка. “Отношение продукта труда к продукту не выражается в форме стоимости ни до товарного производства, ни после него” [79,Т.36,с.181]. В со­от­ветс­твии с этим за­ко­ном в про­цес­се куп­ли-про­да­жи то­ва­ров пред­по­ла­га­ет­ся об­мен эк­ви­ва­лен­та­ми, т.е. равное количество общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Ра­венс­тво сто­имо­стей об­ме­ни­ва­емых то­ва­ров не озна­ча­ет, что все сдел­ки со­от­ветс­тву­ют та­кой про­пор­ци­она­ль­но­сти об­ме­на то­ва­ра­ми. Этот за­кон сви­де­те­льс­тву­ет то­ль­ко о том, что "цен­тром тя­же­сти" колебания цен все­го мно­же­ства сде­лок яв­ля­ет­ся ОНЗТ. Мно­гие же сдел­ки за­клю­ча­ют­ся по ценам вы­ше и ни­же за­тра­чен­но­го тру­да. Це­ны то­ва­ров от­кло­ня­ют­ся как в од­ну, так и в дру­гую сто­ро­ны. При этом не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать так­же и то, что име­ют мес­то и об­ман по­ку­па­те­лей, и про­сто ошиб­ки при опре­де­ле­нии це­ны то­варов. Закон стоимости состоит в том, что труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности.

Идеологическое значение трактовки этого закона показал Д. Львов, назвав его главным фактором краха советского социализма: «Система управления служила проводником насаждаемых сверху идеологических установок, исполнителем приговора, заложенного в трудовой теории стоимости» [72,с.9-190].

Словом “стоимость” называют разные явления:

Значение слова “стоимость”

┌───────────────────┼─────────────────┐

пропорции обмена ® затраченный труд ® общественно-необходимые

на всеобщий эквивалент на производство затраты труда

(в “третьем” товаре

[79.Т.20.321]).

....

Це­ны..*.. Сто­имость то­ва­ра(«Центр тяжести»,

то­ва­ров.... вокруг которого колеблются цены)

..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.