Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность труда

ЗАНЯТОСТЬ

Имущественные отношения определяют занятость, в т.ч. труд, как главную сферу жизни общества.

Ка­те­го­рия «труд» пред­став­ля­ет «ис­ход­ный пункт со­вре­мен­ной по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» [79,Т.12,с.731]. Мно­го­об­ра­зие ис­сле­до­ва­ний тру­да по­зво­ли­ло вы­явить мно­гие его ас­пек­ты. Тем не менее, со­хра­ня­ют­ся про­бле­мы его трак­тов­ки. Пер­вой про­бле­мой мож­но счи­тать осмыс­ле­ние сущ­но­сти тру­да. Во­прос «что та­кое труд?» не снят на­укой. Ги­по­те­за от­ве­та долж­на фор­ми­ро­ва­ть­ся так­ же, как не­об­хо­ди­мо мыс­лить о лю­бом объ­екте.

Труд - фактор адап­та­ции че­ло­ве­ка к при­ро­де. Зна­че­ние тру­да для об­щес­тва вы­те­ка­ет из то­го, что лю­ди по­треб­ля­ют без тру­да то­ль­ко сво­бод­ные бла­га - кис­ло­род воз­ду­ха, лу­чи солн­ца и не­ко­то­рые дру­гие. По­да­вля­ющая часть благ яв­ля­ет­ся ре­зу­ль­та­том (про­дук­том) тру­да. Труд - об­щее условие, основа жиз­ни об­щес­тва. Труд не то­ль­ко ис­точ­ник средств су­ще­ство­ва­ния. Без не­го не­воз­мож­но здо­ро­вье лю­дей, вы­нос­ли­вость, му­же­ство, раз­ви­тие ин­тел­лек­та и нравс­твен­но­сти и т.п. Труд со­здал че­ло­ве­ка. Вне тру­да не мо­жет быть об­щес­тва во­об­ще. Ес­ли че­ло­ве­ка осво­бо­дить от тру­да, то это погубит его.

Из всех ас­пек­тов тру­да ФТЭ рас­сма­три­ва­ет то­ль­ко эко­но­ми­че­ский. К. Маркс со­здал по­ли­тэ­ко­но­мию тру­да в про­ти­во­по­лож­ность по­ли­тэ­ко­но­мии ка­пи­та­ла.

Ги­по­те­за трак­тов­ки тру­да мо­жет быть, в це­лом, пред­став­ле­на на осно­ве сле­ду­ющей схемы:

Ак­ти­вность

┌───────┼───────┐

де­яния® дейс­твия® де­яте­ль­ность

┌─────┼─────┐

сон ® от­дых® за­нятие паронимы

┌─────┼────┐

иг­ра® уче­ба® за­ня­тость

┌────┼────┐

де­ло® ра­бо­та® труд

(де­лать) (ра­бо­тать) (тру­ди­ться)

АКТИВНОСТЬ - ат­ри­бут жиз­ни жи­вот­ных и людей в процессе их адаптации к природе.

ДЕЯНИЕ - умс­твен­ная (духовная) ак­ти­вность (в т.ч. мышление) сознания людей, не про­яв­ля­юща­яся вне­шне (бездействие). Про­стей­ший по­сту­пок (поведение) че­ло­ве­ка (содеянное) со­сто­ит из слож­ней­ших умс­твен­ных, пси­хи­че­ских про­цес­сов, в ре­зу­ль­та­те ко­то­рых че­ло­век ре­ша­ет оста­ть­ся бе­зу­ча­ст­ным к про­ис­хо­дя­ще­му («не подать вида»), не про­явить свою внут­рен­нюю ак­ти­вность, осмыс­ле­ние про­ис­хо­дя­щего внешними действиями.

ДЕЙСТВИЕ - подсознательное деяние, поведение человека как проявление его активности и пре­вра­щен­ная фор­ма деяний. Оно пред­по­ла­га­ет не то­ль­ко умс­твен­ное ото­бра­же­ние дейс­тви­те­ль­но­сти, но и соответствующее фи­зи­че­ское по­ве­де­ние - у че­ло­ве­ка мо­жет «дрог­нуть мус­кул на ли­це», что вы­даст его вос­при­ятие про­ис­хо­дя­ще­го. Мо­гут быть и дру­гие дейс­твия че­ло­ве­ка, от­ра­жа­ющие его умс­твен­ные де­яния. Дейс­твия в от­ли­чие от де­яний пред­по­ла­га­ют фи­зи­че­ские уси­лия, дви­же­ние те­ла и его ор­ганов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - со­зна­те­ль­ные дейс­твия лю­дей для до­сти­же­ния опре­де­лен­ных це­лей. Это глав­ная фор­ма ак­ти­внос­ти, жиз­ни лю­дей. К ней мож­но отнести и сон, и от­дых (до­суг). Главная ее форма - занятие.

ЗАНЯТИЯ - выс­шая фор­ма ак­ти­внос­ти, де­яте­ль­но­сти лю­дей, требующая усилий и времени. Вы­де­ляют сле­ду­ющие основ­ные фор­мы за­ня­тий: иг­ра® уче­ба ® за­ня­тость. Пси­хо­ло­ги по­ка­зы­ва­ют эти фор­мы за­ня­тий од­но­знач­но. Пе­да­го­ги, к со­жа­ле­нию, ото­ждес­твля­ют труд и учебу.

За­ня­тие (затеи) ┌─────┴─────┐ (за­ба­ва) иг­ра ® це­ле­на­прав­лен­ная (за­бота) (досуг) ┌───┴──┐ уче­ба ® занятость └────────┘ └────────────┘ самоценна средство

Од­но и то же за­ня­тие мо­жет быть и иг­рой, и уче­бой, и за­ня­то­стью. На­при­мер, та­нец че­ло­ве­ка, чте­ние кни­ги и т.п. мо­гут быть и от­ды­хом и уче­бой и за­ня­то­стью.

ИГРА - ис­ход­ная фор­ма за­ня­тия. Она ха­рак­тер­на не то­ль­ко для лю­дей, но и для мно­гих жи­вот­ных. Иг­ра са­моцен­на, то есть не име­ет вне­шних це­лей. Иг­ра­ют обыч­но ра­ди иг­ры. Ко­неч­но, име­ют­ся иг­ры, ко­то­рые фак­ти­че­ски яв­ля­ют­ся фор­мой уче­бы (де­ло­вые иг­ры), биз­не­са - азарт­ные. Сис­те­ма­ти­кой игр сле­ду­ет за­ни­ма­ть­ся спе­ци­ально.

УЧЕБА - фор­ма це­ле­на­прав­лен­но­го за­ня­тия. У нее име­ет­ся вне­шняя цель: раз­ви­тие ду­хов­ных, ин­тел­лек­ту­аль­ных и иных спо­соб­но­стей в ка­че­стве важ­ней­ше­го фак­то­ра про­фес­си­она­ль­ной под­го­тов­ки. За­блуж­де­ние мно­гих, в том чис­ле пе­да­го­гов, со­сто­ит в том, что уче­ба са­ма по се­бе трак­ту­ет­ся как труд. Уче­ба не тру­д. В то же вре­мя по сво­им фи­зио­ло­ги­че­ским и пси­хо­ло­ги­че­ским свойс­твам она мо­жет быть ана­ло­гич­ной тру­ду при опре­де­лен­ных усло­ви­ях. В связи с этим и существует проблема трудового воспитания подрастающего поколения. Пу­та­ни­ца тер­ми­нов «уче­ба» и «труд» па­губ­на для всей со­вре­мен­ной шко­лы.

ЗАНЯТОСТЬ (не пу­тать слова - па­ро­ни­мы «за­ня­тие» и «за­ня­тость») - выс­шая фор­ма де­яте­ль­но­сти, за­ня­тия лю­дей. Она обеспечивает жизнь условиями существования. Иг­ра и уче­ба - фор­мы за­ня­тий. За­ня­то­стью, ча­ще все­го, на­зы­ва­ют спо­соб обес­пе­че­ния средс­тва­ми су­ще­ство­ва­ния, жиз­ни. За­ня­тость - глав­ная фор­ма за­ня­тия лю­дей, основ­ная сфе­ра их жиз­ни. За­ня­тость обыч­но пред­по­ла­га­ет за­тра­ту сил, энер­гии, вре­ме­ни. Уже Пла­тон рас­су­ждал о со­от­не­се­нии дела, труда, за­ня­тий [105,Т.1,с.353-354].

За­ня­тость ┌────────┼───────┐ пер­вич­ная ® вто­рич­ная ® тре­тич­ная и т.д. (основ­ная) (д оп о л ­н и ­т е ­л ь ­н а я)

ДЕЛО - повседневная занятость, ис­ход­ная ее фор­ма, при­су­щая в чис­том ви­де пат­ри­ар­ха­ль­но­му об­ра­зу жиз­ни. В до­мо­хо­зяйс­тве за­ня­тость со­сто­ит в под­де­ржа­нии по­ряд­ка в до­ме, при­го­то­вле­нии пи­щи и т.п. Это различные услуги. Де­ло мо­жет быть и умс­твен­ным - думаньем по по­во­ду пред­сто­ящей ра­бо­ты. Де­лом обыч­но на­зы­ва­ют за­ня­тость, вы­пол­ня­ющую опре­де­лен­ную функ­цию в жиз­ни лю­дей, ха­рак­те­ри­зу­ющу­юся од­но­род­но­стью умс­твен­ных и фи­зи­че­ских дейс­твий лю­дей.

РАБОТА - бо­лее слож­ная фор­ма за­ня­то­сти, дел, обычно для себя. Это обычно производственные дела, требующие усилий и времени. Работа при­су­ща про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ке, в том чис­ле на­ту­ра­ль­но­му про­из­водс­тву (на себя). Ра­бо­та пред­став­ля­ет сис­те­му дел, обес­пе­чи­ва­ющую опре­де­лен­ную по­ле­зность. Порт­ня­же­ство и тка­че­ство пред­став­ля­ют со­бой опре­де­лен­ные ра­бо­ты в на­ту­ра­ль­ной эко­но­ми­ке. «Мар­ты­ш­ки­на» ра­бо­та не за­кан­чи­ва­ет­ся опре­де­лен­ной по­ле­знос­тью. Для ра­бо­ты ха­рак­тер­ны за­тра­ты энер­гии, вре­ме­ни, что впол­не мож­но измерять фи­зи­че­ски­ми ме­то­дами.

ТРУД - са­мая слож­ная фор­ма за­ня­то­сти, дел, ра­бот. Труд со­сто­ит из мно­гих дел и ра­бот. “Труд яв­ля­ет­ся... це­ло­ст­ной ком­би­на­ци­ей ра­бот” [79,Т.46,Ч.1,с.460]. Труд мож­но счи­тать важ­ней­шей ка­те­го­ри­ей эко­но­ми­ки. Труд мо­жет быть жи­вым и ове­ще­ствлен­ным в то­ва­рах. Для тру­да ха­рак­тер­на со­во­куп­ность от­но­ше­ний лю­дей по по­во­ду дел, ра­бо­ты. «... Вся так на­зы­ва­емая все­мир­ная ис­то­рия есть не что иное, как по­рож­де­ние че­ло­ве­ка че­ло­ве­че­ским тру­дом...» [79,Т.42,с.501]. Изу­че­ние тру­да пред­став­ля­ет со­бой важ­ней­шее усло­вие об­щес­твен­но­го про­гресса. «... По­ли­ти­ко-эко­но­ми­че­ской ка­те­го­ри­ей яв­ля­ет­ся не труд, а лишь об­щес­твен­ная фор­ма тру­да, об­щес­твен­ное устройс­тво тру­да, или ина­че: от­но­ше­ния меж­ду лю­дь­ми по учас­тию их в об­щес­твен­ном тру­де» [68,Т.7,с.45]. Ак­ти­вность каж­до­го че­ло­ве­ка со­сто­ит из всех на­зван­ных форм. Глав­ной из них яв­ля­ет­ся занятость, труд. Труд - основ­ная сфе­ра жиз­ни людей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из­ме­не­ния собс­твен­но­сти | Система форм (ха­рак­тер) тру­да
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.