Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на имущество физических лиц

Налоги, взимаемые с отдельных видов имущества (транспорт, недвижимость) граждан, различны во всех странах. Они относятся обычно к компетенции органов местного самоуправления, при этом общий порядок их взимания регламентируется на федеральном уровне. В России удельный вес их в доходах местных бюджетов пока невелик, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество. Зачастую затраты на сбор налога на имущество превышают доходы, что и вызывает необходимость его реформирования. Помимо интересов фиска, налог на имущество выполняет важную роль в системе налогов с физических лиц, образуя с налогом на доходы физических лиц своеобразный баланс при обложении финансовых операций и других действий граждан. Но в отличие от налога на доходы источник уплаты и объект налогообложения не совпадают, что является существенным недостатком его и всех поимущественных налогов. Налог на имущество физических лиц прошел различные этапы развития от пропорционального до прогрессивно-дифференцированного.

Порядок взимания налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 и соответствующими законами местных органов власти. Право собственности на различные виды имущества возникает чаще всего после совершении операций по обращению имущества — покупки, обмена, дарения, наследства, нового строительства. Факт владения имуществом (после соответствующей регистрации), отнесенным к объекту обложения, причисляет к плательщикам налогов физических лиц независимо от их гражданства.

Объектом обложения является недвижимое имущество, принадлежащее физических лицам на праве собственности (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Виды облагаемого имущества

Объект Вид облагаемого имущества
Строения, сооружения: жилые нежилые   Жилой дом, квартира, дача Гараж, иные строения, сооружения и помещения

Льготы по налогу на имущество делятся по типу имущества и по субъекту обложения.

1. По субъекту обложения:

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимающие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

· лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

· пенсионеры, получающие пенсии по Закону РФ;

· граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

· родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

2. По объекту обложения:

· специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье), принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;

· расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилые строения жилой площадью до 50 м2 и хозяйственные строения и сооружения общей площадью до 50 м2.

Для подтверждения права на льготу граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы.

При исчислении налога на имущество физических лиц важное значение имеет учет доли собственности в объекте обложения. При общей долевой собственности плательщиком признается каждый совладелец имущества соответственно его доле, при общей совместной — в равных долях, причем плательщиком налога со всего объекта может быть одно из лиц по договоренности.

В случае предоставления льготы в зависимости от социального статуса владельца имущества в расчете учитывается период действия льготы (Лi), т.е. с месяца ее возникновения. При освобождении от налога какого-либо вида имущества никаких расчетов не производится. Аналогично исчисляется период владения (Кi) имуществом в случае перехода собственности (с месяца возникновения права собственности). Налог с вновь возведенных объектов уплачивается со следующего налогового периода.

Налоговой базой признается суммарная инвентаризационная стоимость имущества по всем объектам, находящимся в собственности физического лица на определенной административной территории. Инвентаризационная стоимость каждого объекта собственности, учитывающая износ и рост цен на строительную продукцию (работы, услуги), определяется органами технической инвентаризации.

Ставки налога на имущество обычно невысокие, поскольку имущество является овеществленным доходом, который уже облагался налогом на доходы. Они устанавливаются местными органами власти в пределах федеральных ставок (табл. 4.4).

Таблица 4.4. Шкала ставок налога со строений и сооружений по федеральному законодательству

Ставка налога, % Суммарная инвентаризационная стоимость имущества, руб.
До 300 000 До 0,1
От 300 001 до 500 000 От 0,1 до 0,3
Свыше 500 000 От 0,3 до 2

Представительные органы местного самоуправления могут не только определять ставки в пределах разрядов по стоимости имущества, но и дифференцировать ставки в зависимости от вида имущества (жилое, нежилое), суммарной инвентаризационной стоимости и по иным критериям (например, деревянный, блочные, кирпичные строения). Поэтому шкала ставок может быть более развернутой (местные законы) и налог на имущество становится прогрессивно-дифференцированным. Он исчисляется по формуле

 

где Иi — инвентаризационная стоимость объекта отдельного вида имущества;

дi — доля в объекте данного вида имущества;

n — количество видов имущества у владельца;

Кi — количество месяцев владения имуществом в году;

Лi — количество льготных месяцев владения имуществом;

Стir — ставка налога, применяемая к данному виду имущества, согласно разряду г в шкале ставок по закону субъекта РФ.

Прогрессия в налогообложении всегда предполагает введение необлагаемого минимума объекта обложения (как в случае с доходом). Если принять во внимание общую стоимость объектов недвижимости, то существующий порядок налогообложения имущества не учитывает налогоспособность (способность платить налоги) гражданина, его финансовое и семейное положение. В отличие от необлагаемого (прожиточного) минимума дохода необлагаемый минимум имущества недостаточно оценить лишь в денежном выражении. При налогообложении имущества это необходимая, но крайне сложная задача. Ввиду разнородности объектов обложения персональное (личное) налогообложение имущества пока в полной мере не применимо.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.

Установлен единый порядок исчисления и уплаты (табл. 4.5) налога на имущество физических лиц.

Таблица 4.5. Этапы исчисления и уплаты налога

Этап Наименование Исполнитель Срок уплаты налога, авансовых платежей
  Исчисление инвентаризационной стоимости имущества Бюро технической инвентаризации (БТИ) До 1 января
  Представление сведений в налоговый орган БТИ и другие осуществляющие регистрацию прав на имущество До 1 марта
  Исчисление налога и вручение уведомления на уплату Налоговый инспектор До 1 августа
  Уплата налога Налогоплательщик До 15 сентября до 15 ноября
  Исчисление и удержание недоимки, штрафов, пеней Налоговая инспекция Банк До 15 декабря до 15 февраля

Налог на имущество исчисляется налоговым органом по месту нахождения имущества и зачисляется после уплаты в доходы местных бюджетов. Уведомление на уплату направляется по месту жительства налогоплательщика. Вручение уведомления налогоплательщику, взыскание с него налога и обеспечение перечисления налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта обложения является обязанностью налогового органа.

Перспективой реформирования налога на имущество физических лиц может быть введение одного из проектов налога на недвижимость с определением рыночной стоимости имущества как налоговой базы, необлагаемого минимума имущества.

 

3.7. Государственная пошлина

Государственная пошлина представляет собой обязательный, действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий в отношении плательщиков, либо за выдачу документов уполномоченными органами или должностными лицами. Уплата государственной пошлины является необходимым основанием для указанных органов или должностных лиц осуществить соответствующие юридически значимые действия.

Уплачивается государственная пошлина в наличной или безналичной форме. Соответственно, полученные после уплаты пошлины платежное поручение или квитанция, должны быть представлены плательщиком вместе с комплектом документов, необходимых для осуществления в отношении него юридически значимых действий.

Плательщиками государственной пошлины являются:

· граждане Российской Федерации;

· юридические лица вне зависимости от форм собственности;

· иностранные граждане и иностранные организации;

· лица без гражданства, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, выдачей документов, либо выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, или по делам, рассматриваемым мировыми судьями. При обращении нескольких лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними. Если среди двух обратившихся одно лицо освобождено от уплаты пошлины, то ее размер уменьшается на половину, которую уплачивает лицо, не имеющее право на льготу.

Глава 253 НК РФ регламентирует порядок уплаты государственной пошлины (размеры, льготы и особенности):

1) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями;

2) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;

3) по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

4) при совершении нотариальных действий;

5) при регистрации актов гражданского состояния;

6) при решении вопросов предоставления гражданства РФ, въезда в страну и выезда из нее;

7) при совершении действия федеральными, исполнительными органами власти (в том числе за совершение действий по официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (определены также размеры и особенности уплаты государственной пошлины при осуществлении федерального пробирного));

8) при осуществлении государственной регистрации, в том числе рассмотрены особенности уплаты государственной пошлины при:

· выпуске ценных бумаг;

· государственной регистрации средств массовой информации;

· за право ввоза (временного вывоза) культурных ценностей;

· за право использования наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;

· за получение ресурса нумерации, т.е. совокупности или части вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях.

Льготы, т.е. освобождение от уплаты государственной пошлины, перечислены в ст. 33335 НК РФ. Льготы предоставляются по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также для органов, совершающих нотариальные действия, и органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. От уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

2) гражданин РФ, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны — за внесение дополнений, исправлений и уточнений по инициативе заявителя в материалы заявки на регистрацию до публикации соответствующих сведений в официальном бюллетене; за выдачу свидетельства о регистрации, связанную с внесением по инициативе заявителя изменений в материалы заявки; за регистрацию договора о полной передаче исключительных (имущественных) прав на программу для ЭВМ, базу данных и топологию интегральной микросхемы; за регистрацию договора о частичной передаче исключительных прав на программу для ЭВМ, базу данных и топологию интегральной микросхемы;

3) гражданин РФ, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждении (без учета форм собственности) — за совершение действий, перечисленных в предыдущем пункте;

4) физические лица, являющиеся авторами культурных ценностей, за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей.

Кроме, льгот, перечисленных в Налоговом кодексе РФ, ряд льгот регламентируется иными федеральными законами. От уплаты государственной пошлины также освобождены:

· жилищные и жилищно-строительные кооперативы, все члены которых полностью или частично внесли паевые взносы при преобразовании их в товарищества собственников жилья (ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ);

· истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации (ст. 31 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ);

· гражданский истец при предъявлении гражданского иска в уголовном деле (ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

· при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка (ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ) и др.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме и является одним из видов бюджетных доходов. Сроки уплаты установлены по каждому совершенному действию: до подачи заявления, жалобы или выдачи документов, до совершения нотариальных действий и т.д.

До вступления в силу главы 253 НК РФ уплата государственной пошлины осуществлялась в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. № 2005-1, который предусматривал, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы в определенных пределах.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, которым в Налоговый кодекс РФ была включена глава 253, указанной нормы не содержал.

Основные изменения внесены нормами главы 253 НК РФ в регулирование государственной пошлины. Так, серьезно изменилось распределение поступлений от государственной пошлины в бюджеты различных уровней. Оплата за такие действия общегосударственного характера, как регистрация актов гражданского состояния, совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или отказом от него, въездом в Российскую Федерацию и выездом из нее, выдача и обмен паспортов и др., с 1 января 2005 г. поступает в федеральный бюджет вместо местных, как было установлено ранее.

Местным бюджетам взамен были переданы поступления от государственной регистрации транспортных средств, внесение изменений в ранее выданные паспорта транспортных средств (ст. 15 НК РФ). Дополнительно, с 1 января 2005 г., была введена государственная пошлина за выдачу ордера на квартиру, поступления от которой направляются в местные бюджеты. Установлена фиксированная сумма государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы — 1500 руб. Ранее размер платы устанавливали органы местного самоуправления. Поступления от пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним переданы в федеральный бюджет. Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств регулируются ст. 33320, 33322, 33325, 33327, 33329, 33332 и 33334 НК РФ.

Иностранные организации и граждане уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены соответственно для организаций и физических лиц РФ.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

· внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону, за исключением случая, когда истец после принятия искового заявления уменьшил сумму иска;

· возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными органами;

· прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (арбитражном суде), а также если истцом не соблюден установленный досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

· отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия;

· отказа в выдаче как общегражданского, так и заграничного паспорта.

Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака, за перемену фамилии, имени, отчества, возврату не подлежит, если акт впоследствии не был зарегистрирован.

Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, с приложением решения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного либо частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или квитанции с отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.

Государственная пошлина уплачивается в рублях в банки, а также путем перечисления соответствующих сумм со счета плательщика, при этом прием государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.

Иностранные лица могут уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

При определении размера государственной пошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

По ходатайству заинтересованного лица предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев.На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

 

 


[1] Нормативные акты, использованные при подготовке параграфа, систематизированы и актуализированы компанией «Консультант-Плюс».

[2] Налоги и налогообложения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г. Русаковой и В.А. Кашина. М.: Финансы; ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

[3] Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юрист, 2001.

[4] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Финансы и статистика, 2001; Толкушкин А.В. Указ. соч.

[5] Пушкарева В.М. Указ. соч.

[6] Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г. Русаковой и В.А. Кашина; Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской.

[7] Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с указанным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

[8] Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (ст. 261 Гражданского кодекса РФ).

[9] См., например: Закон Мурманской области «О служебных наделах на территории Мурманской области» от 20 декабря 2005 г. № 709-02-ЗМО.

[10] В соответствии со ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для следующего: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

[11] К ним в соответствии со ст. 101 ЗК. РФ относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). К нелесным землям (по ст. 8 ЛК РФ) относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

[12] В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая (ст. 91 ЗК РФ): 1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения; 2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; 3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи; 4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны; 5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

[13] Космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности (ст. 18 Закона Российской Федерации «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г. № 5663-1).

[14] Гидротехнические сооружения включают: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций: устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ).

[15] Дифференцированный рентный доход — дополнительный (сверхнормативный) доход, образующийся на землях относительно лучшего качества и положения. Методика расчета утверждена Госкомземом 11 мая 2000 г. для сельскохозяйственных угодий и приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. № П/336 для земель лесного фонда.

[16] Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ).

[17] Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

[18] Порядок ведения водного реестра определен постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного водного реестра Российской Федерации» от 28 апреля 2007 г. № 257.

[19] Правила оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков утверждены Росземкадастром (письмо от 5 марта 2004 г. № ВТ/256).

[20] Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

[21] Практические вопросы выдачи справок из государственного земельного кадастра установлены в письме Федеральной службы земельного кадастра России «О документах, предъявляемых заинтересованными лицами в органы кадастрового учета для получения сведений государственного земельного кадастра» от 22 августа 2003 г. № СС/680.

[22] Российская газета. 2001. № 130. 11 июля.

[23] Федеральная служба земельного кадастра Российской Федерации требует, чтобы представитель юридического лица (включая органы власти) предъявлял также свой паспорт и доверенность, если запрашивающим справку лицом является не руководитель организации, физические лица предъявляют паспорт. Необходимым документом является квитанция об оплате справки. См.: Письмо Федеральной службы земельного кадастра России «О документах, предъявляемых заинтересованными лицами в органы кадастрового учета для получения сведений государственного земельного кадастра» от 22 августа 2003 г. № СС/680.

[24] СЗ РФ. 200. № 37. Ст. 3726.

[25] Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной (ст. 77 ЗК РФ).

[26] Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (ст. 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов а Российской Федерации» от 24 ноября.1995 № 181-ФЗ).

[27] Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое регулирование | Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.