Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ССК как особая синтаксическая единица

I. Структурный аспект. Определение понятия.

1. Строевым элементом ССК всегда являются бинарные сложные предложения.

2. В ССК обязательно есть разные виды синтаксической связи. И поэтому принято выделять ведущий (основной) вид синтаксической связи в ССК. Существует два принципа выделения ведущего вида связи в ССК. Эти два принципа абсолютно разные, результат тоже может получиться разным. Мы можем выбрать любой, логичный.

Л.Н.Толстой. 1 Старый князь, казалось (вводное слово), был убежден в том, 2 что все теперешние деятели [политические] были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и 3 что Бонапарт - ничтожный французишка, имевший успех только потому, 4 что не было Потемкиных и Суворовых противостоять (обстоятельство цели) ему, но 5 онбыл убежден также, 6 что никаких политических затруднений не было в Европе (безличное предл.), а 7 была какая-то кукольная комедия, 8 в которую (союзное слово) играли нынешние люди. 1-2,1-3,3-4,5-6,5-7,7-8 – это СПП; 1-5 – это ССП. В целом перед нами ССК, в которой нужно выделить ведущий вид связи.

а) По преобладанию – первый принцип выделения ведущего вида связи (выделили бинарные конструкции, смотрим какие преобладают). В данной ССК преобладают СПП, ведущий вид связи подчинительный.

б) По виду связи, который соединяет смысловые части – это второй принцип. В данном случае это сочинительная связь.

*В учебно-методическом пособии используется второй принцип (Т.А.Гридиной он нравится больше).

По ведущему виду связи определяется модель построения ССК. Если ведущий вид связи подчинительный, то модель построения данной СКК – СПП; если ведущий вид связи бессоюзный, то модель построения данной ССК - БСП; если ведущий вид связи сочинительный, то модель построения данной ССК – ССП.

3. Возможность предикативного расширения и усложнения ССК. Есть формула построения ССК: 5 +/- 2. Если будет частей больше, то воспринять можно, но это будет сделать уже сложнее. ССК можно анализировать по единицам, расположенным по горизонтали (предложения, связанные сочинительной и бессоюзной связью) и по вертикали (предложения, связанные подчинительной связью). ССК может расширяться либо по горизонтали, либо по вертикали. В построении ССК есть закономерность (Чеснокова): «Чем длиннее цепи подчинительной связи, тем меньше предикативных единиц связаны сочинительной связью, и наоборот».

4. ССК обладает специфическими чертами в использовании средств связи:

а) Разный диапазон действия союзов и союзных слов.

б) Блокировка придаточных.

в) Структурно-излишние компоненты.

г) Стечение и пропуски союзов и т.д.

5. Возможны разные виды усложненной подчинительной связи в ССК.

II. Семантический аспект:

В ССК возможно выделение смысловых частей. Их выделение достаточно субъективно. Но при выделении смысловых частей есть закономерность, которую нужно соблюдать: если в ССК также, как и в МСП, одна синтаксически независимая предикативная единица, то выделение смысловых частей нецелесообразно, если этих синтаксически независимых предикативных единиц несколько, то смысловые части выделяются, но их количество может совпасть с синтаксически независимыми предикативными единицами или не совпасть.

Пример, в котором нецелесообразно выделение смысловых частей (из текста Казакевича «Звезда»): 1 Боец, дежуривший у телефона, не дожидаясь вопроса, сказал, 2 что разведчики вместе с минёром Павлиновым (даже заполнил фамилию) вышли на дело уже полчаса назад, 3 как только (союз составной) начало смеркаться (безличное предл.), и 2 сейчас, наверное, уже миновали проволочные заграждения и подбираются к вражеским траншеям, и 1 добавил, 4 что всеидет как надо: 5 немцымолчат и ничего пока не подозревают, 6 так что тревожиться не следует (безличное предл.). 1-2, 2-3, 1-4, 5-6 – это СПП; 4-5 – это БСП. Т.е. это ССК. Здесь есть одна синтаксически независимая ПЕ (1), поэтому мы здесь не можем выделить смысловые части.

Пример с несколькими смысловыми частями: 1 Всякий раз, 2 когда случайно встречались наши глаза, 1 мне казалось (безличное предл.), 3 что во взгляде моем выражается слишком явная неприязнь, и 4 яспешил принять выражение равнодушия (СИС), но 5 тогда мне казалось, 6 что он понимает мое притворство: 7 якраснел и вовсе отворачивался. В этом предложении есть три синтаксически независимых ПЕ. Хотя скорее всего можно выделить две смысловые части, т.к. союз но сильнее, чем союз и. Но в принципе можно выделить и три части, опираясь на количество синтаксически независимых ПЕ. Выделение частей субъективно. Т.В.Гоголиной нравится выделение в данной конструкции 2-х смысловых частей.

III. Функциональный аспект. В данном пункте имеется в виду характер функционирования языковой единицы. Цель использования ССК – анализ и выяснение сущности явлений, их причины возникновения или последствий, к которым они приводят. Т.е. все усложнения в ССК используются, чтобы подробно и последовательно развить одну цельную мысль, конкретизировать и детализировать ее.

IV. Стилистический аспект. ССК используются преимущественно в художественном и научном стилях речи, несколько реже – в официально-деловом и публицистическом стилях речи. Практически не используется ССК в разговорном стиле речи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И сложные синтаксические конструкции | Текст как объект лингвистического исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.