Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа человеческих отношений




Административная или классическая школа менеджмента.

Школа научного менеджмента.

Минск 2006

Для подготовки к экзаменам

Учебное пособие

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Избирательные комиссии

 

И збирательные комиссии – полномочные коллегиальные органы, организующие подготовку и проведение выборов.


 


 

(для студентов экономических специальностей)

 

 

Учебное пособие разработано в соответствии с базовой программой БГЭУ "Основы менеджмента", 1999г.

 

 

Автор: к.э.н., доцент Коротков А.В.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры управленческих дисциплин ИПП.

Протокол № 7 от " 23 " февраля 2006 г.

 

 

Рекомендованы к изданию научно-методическим Советом ИПП.

Протокол № 5 от " 27 " февраля 2006 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                    Тема 1. Введение в курс. Школа научного менеджмента. Административная или классическая школа менеджмента. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Виды, формы и способы управления. Тема 2. Предприятие как формальная организация и объект управления. Понятие и классификация организаций. Жизненный цикл организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Тенденции развития организации. Тема 3. Система управления. Сущность, содержание и принципы построения системы управления. Сущность и виды управленческих полномочий. Принципы управления. Тема 4. Цели и функции менеджмента предприятия. Понятие миссии и цели организации. Виды целей. Требования к системе целей. Управление по целям. Общая характеристика функций менеджмента. Тема 5. Планирование будущего организации. Прогнозирование и планирование в менеджменте. Содержание функции "планирование", виды планирования. Тема 6. Организационная функция управляющих. Функция "организационная деятельность". Функция "координация и регулирование". Тема 7. Мотивация, руководство, лидерство. Функция "мотивация (стимулирование)". Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Понятие и содержание власти. Тема 8. Организация контроля. Функция "управленческий контроль". Тема 9. Подходы в менеджменте. Сущность процессного подхода в менеджменте. Сущность ситуационного подхода в менеджменте. Тема 10. Методы управления. Сущность и классификация методов управления. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные (административные) методы управления. Социально-психологические методы управления. Тема 11. Информация в процессе управления. Коммуникации в менеджменте. Информационная система управления предприятием. Тема 12. Конфликты. Понятие и содержание конфликта. Структура конфликта, виды конфликтов. Причины конфликтов. Способы управления конфликтами. Сущность и причины стресса. Тема 13. Принятие решений. Понятие и содержание управленческого решения, требования, предъявляемые к нему. Виды управленческих решений. Этапы принятия решений, методы принятия решений. Тема 14. Управление производительностью организации. Производительность организации: понятие, основные факторы и объективная оценка. Основы системного подхода к управлению производительностью организации.                                      

 

Тема 1. Введение в курс.

 

 

Научная школа сформировалась и получила широкую известность под названием «научный менеджмент». Появление школы научного, управления связано с теоретическими разработками и практическими рекомендациями Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). В своих трудах «Управление цехом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Тейлор сформулировал ряд пос­тулатов, которые в последствии получили название «тейлоризм». Он развил научные идеи в пяти основных направлениях: 1 — создание научного фундамента по замене старых, практических методов работы; 2 — отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев и их профобучение; 3 — стимулирование труда за конечный продукт; 4 — сотрудничество администрации с рабочими; 5 — равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Практическая заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методические основы нормирования труда (хронометраж), инструктивные карточки, методы повышения квалификации рабочих, сбор социальной информации.

Наиболее близким учеником Тейлора был Генри Л. Ганнт (1861—1919), занимавшийся разработкой методики пре­миальной оплаты труда рабочих, составлявшего карто-схемы для производственного планирования, которые получили название графики Ганнта, а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. Работы Ганнта «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Про­мышленное руководство» (1916),«Организация труда» (1919) характеризуют осознание ведущей роли человеческого фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он строил планы «демократии на производстве» и мечтал о гуманизации науки управления в будущем.

Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878— 1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Результаты своих изысканий Ф. Гилберт изложил в трудах «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений». Использование его исследований позволило обеспечить на про­изводстве трехкратное повышение производительности труда. Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и под­готовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, полу­чившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом.

Концепция научного управления стала предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой сферы начали применять на­учное управление не только в США, но и в других странах. В СССР идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гостев, О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики.

А. А. Богданов (1873—1920) вошел в историю как естест­воиспытатель, философ, экономист. В своих трудах «Тектология. Всеобщая организационная наука», «Очерки всеобщей ор­ганизационной науки», «Организационная наука и хозяйствен­ная планомерность», «Организационные принципы социальной техники и экономики» и др. обосновывает и развивает концеп­цию организационного управления. Он считал, что все виды управления о природе, технике и обществе имеют общие черты, и предложил основные принципы новой науки о законах орга­низации, действующих в технике (организация вещей); эконо­мике (организация людей); в политике (организация идей), и заявил о необходимости их системного изучения.

А. К. Гостев (1882—1941) и его сотрудники Центрального института труда, директором которого он был, заложили основы комплексного подхода к теории управления, разработали кон­цепцию трудовых установок, которая воплотила основы кибер­нетики, инженерной психологии, эргоэкономики и др. Основными элементами этой концепции были теория тру­довых движений, организация рабочего места и управленческих процессов, методика рационального производственного обу­чения.

О. А. Ерманский (1866—1941) развил теорию рационального управления, сформулировал принцип физиологического оптиума, в основе которого был положен критерий рациональности выполнения любой работы как отношение полезной работы к затратам используемой энергии.

Идеи и концепции, разработанные школой научного управ­ления, получили дальнейшее развитие представителями адми­нистративной школы управления

 

 

Главным направлением исследований админист­ративной школы была разработка универсальных принципов уп­равления по созданию эффективной работы организации в це­лом и велась в основном по проблемам рационализации про­изводства и проблемам управления.

В этот период выделяют работы Гаррингтона Эмерсона (1853—1931), Анри Файоля (1841—1925), Линдола Урвика (1891—1983), Макса Вебера (1864—1920), Генри Форда (1863— 1947). В СССР в 20-е годы также развернулась исследователь­ская работа в областях научной организации труда и управле­ния. Большой вклад в развитие отечественной науки управле­ния внесли Алексей Константинович Гостев (1882—1941) и Пла­тон Михайлович Керженцев (1881—1940).

Г. Эмерсон поставил и обосновал необходимость и целесо­образность применения комплексного, системного подхода к реше­нию сложных производственных проблем. Заслугой Эмерсона послужило и то, что он дополнил линейный принцип построения организации штабным и полагал, что штабной принцип при­меним не только к военным организациям, но и ко всем типам организаций.

В своем главном труде «Двенадцать принципов производи­тельности» (1911) Эмерсон сформулировал 12 принципов управ­ления, которые не потеряли значения и по сей день:

· Точно поставленные идеалы и цели как исходный пункт управления.

· Здравый смысл, предполагающий признание отдельных ошибок и поиск их причин.

· Компетентная консультация и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

· Дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.

· Справедливое отношение к персоналу.

· Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

· Диспетчирование, обеспечивающее оперативное управле­ние деятельностью коллектива.

· Нормы и расписания, способствующие поиску и реализа­ции резервов.

· Нормализация условий труда.

· Нормирование операций, заключающееся в стандартиза­ции способов их выполнения и регламентировании времени

· Наличие письменных стандартных инструкций, обес­печивающее четкое закрепление всех правил выполнения работ.

· Вознаграждение за производительность.

Возникновение административной школы управления связа­но главным образом с именем Анри Файоля, считающимся от­цом научного менеджмента. В своем труде «Общее и промыш­ленное управление» (1916) он разработал общий подход к ана­лизу деятельности организации и сформулировал 14 принципов административной деятельности.

· Разделение труда т. е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно как к техническим работам, так и к управленческой деятельности.

· Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия — это право отдавать указания, а ответственность — награды или кары по результатам деятельности.

· Дисциплина — это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, выполнение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.

· Единство распорядительства, или единоначалие. Работ­нику может давать приказания относительно какого-либо дейст­вия только один начальник.

· Единство руководства. Виды деятельности, преследую­щие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть лишь вследствие смешанных функций и нечеткого разграничения их между подразделениями.

· Подчинение частных интересов общим. Интересы ра­ботника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации вплоть до интересов государства в целом.

· Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удов­летворение сотрудникам и работодателям.

· Централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако степень централизации варьи­руется в зависимости от производственных условий и разрешается наилучшим конечным результатом.

· Иерархия, или скалярная цепь. Иерархия, или скалярная цепь — это цепь подчиненных от верхних эталонов иерархии вплоть до ее низших звеньев.

· Порядок. Содержание порядка говорит о том, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте.

· Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отноше­нием администрации к подчиненным.

· Постоянство состава персонала. Излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.

· Инициатива. Инициатива — это разработка плана дейст­вий и приложение силы к его успешному выполнению.

· Единство персонала, или корпоративный дух. Гармония между членами персонала составляет огромную силу организации.

Файоль считал, что предложенные им принципы являются универсальными, однако они должны носить гибкий характер, могут изменяться в зависимости от возникшей ситуации. Он отводил большую роль личности администратора, от которого весьма существенно зависело процветание организации. Процесс администрирования он разделил на пять основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: это — планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль. На основе проведенных им исследований было сформули­ровано понятие организационной структуры, взаимосвязь ее элементов по выполнению основных функций управления.

Л. Урвик развил основные идеи Файоля, сформулировал основ­ные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Он разработал также основные принципы формирования организации: соответствие людей структуре, создание специального и «генерального»штаба, сопоставимость прав и ответственности, диапазон контроля, специализация,

определенность.

М. Вебер свой основной труд «Теория общества и экономиче­ская организация» (1920) посвящает анализу проблем лидерства и бюрократической структуре власти. В зависимости от характера руководителя он выделяет три типа организаций:

1 тип. — Харизматический (харизма (греч.) — милость, благодать, божественный дар), возможен при условии, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.

2 тип. — Традиционный — как бы переносится из харизма­тического в условиях естественной замены лидера, и работники по привычке подчиняются руководителю, заменившего преж него лидера.

3 тип. — Идеальный (бюрократический), основан на спе­циальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.

 

 

Считается, что предпосылкой возникновения школы человеческих отношений стали наработки немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863—1916), который в работе «Психология и промышленная эффективность сформулировал основные принципы по отбору людей на руководящие должности. Экспериментальным путем он создал множество психологических тестов по выявлению у людей способностей к профессии, должностям, совместному труду.

Большой интерес к проблемам психологических аспектов менеджмента в небольших группах проявила американка Мэри Паркет Фоллет (1868—1933). В своей работе «Новое государст­во» (1920) она обращает внимание на важность изучения сферы человеческих отношений, выдвигает идею гармонии труда и капитала на базе правильной мотивации труда и учета интересов участников производственного процесса.

Основателем школы человеческих отношений является аме­риканский психолог Элтон Мейо (1880—1949). Работая руково­дителем отдела промышленных изысканий Гарвардского уни­верситета, он провел на предприятиях фирмы «Вестник Элект­рик М» (Чикаго) ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские эксперименты». Обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда.

По утверждению Мейо мотивом эффективной работы стано­вится обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения между работниками. Искусство общения с людьми должно стать глав­ным критерием отбора руководителей.

Школа человеческих отношений явилась попыткой менедж­мента рассматривать каждую организацию как социальную сис­тему, основы концепции которой сводятся к следующему:

- работники коллектива мотивируются в основном социаль­ными потребностями;

- в результате внедрения научно-технических новшеств и Рационализации процесса труда работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение работник ищет в социальных отношениях;

- работники более отзывчивы к специальному влиянию групп равных им людей, чем к контролю со стороны руководителя; + особое значение имеют неформальные лидеры для дости­жения целей группы, поведение которого воспринимается как наиболее реальное решение поставленных задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.