Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы управления

 

Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы персонала организации (роль и статус личности, группы людей, психологический климат, этика поведения и общения). Социально-психологические методы по своей природе не универсальны, а узко специализированы – они должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества (традициям, религиозным и национальным особенностям).

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда социально-психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на трудовые коллективы и отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, навыка и опыта, а на 85% - от умения работать с людьми.

Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты только с помощью одного из важнейших факторов управления – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношения к средствам труда и окружающей среде.

Принято выделять две разновидности социально-психологических методов:

Ÿ социальные методы – воздействуют на группы людей, на весь трудовой коллектив организации; это методы группового воздействия, они направлены не на одного человека, а на весь коллектив в целом;

Ÿ психологические методы – воздействуют на сознание каждого человека в отдельности; это методы индивидуального воздействия, при их применении должны учитываться особенности психики каждого человека.

К социальным методам принято относить:

Ÿ повышение социально-производственной активности (копирование лидеров, установление стандартов образцового поведения);

Ÿ поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, посвящения в квалифицированные кадры персонала, праздники начала и окончания деятельности);

Ÿ социальное нормирование (установление норм отношений между работниками организации, производственный этикет, выработка и соблюдение единых для всех морально-этических ценностей);

Ÿ коллективное моральное стимулирование (похвала, благодарность, выражение одобрения).

Психологические методы управления в практике менеджмента используются в целях гармонизации взаимоотношений работников организации и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся:

Ÿ гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовая раскраска помещений и оборудования, использование специально подобранной музыки);

Ÿ психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы и самостоятельности);

Ÿ удовлетворение профессиональных интересов, повышение творческого содержания труда;

Ÿ профессиональный отбор и обучение персонала для более эффективного применения индивидуальных способностей личности в трудовой деятельности;

Ÿ развитие необходимых психологических факторов, обеспечивающих психологическую устойчивость персонала;

Ÿ комплектование малых групп, исходя из критерия психологической совместимости работников;

Ÿ установление нормальных отношений между руководителями и подчиненными.

 

Тема 11. Информация в процессе управления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-распорядительные (административные) методы управления | Информационная система управления предприятием
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.