Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Конституционные основы судебной власти




 

Правосудие основано на определенных принципах, т.е. общих и единых для всех судов исходных положениях, которые определяют наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. В своей совокупности эти положения образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний.

Общие принципы, закрепленные Конституцией, называются конституциональными принципами. Их специфика состоит в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, но и для самого законодателя. Эти принципы (требования) рождены практикой развития и совершенствования правосудия в нашей стране с учетом норм международного права и позитивного зарубежного опыта.

В Конституции Республики Беларусь закреплены следующие принципы:

1. Осуществление правосудия только судом (ст. 109).

2. Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом (ст. 115).

3. Осуществление правосудия в точном соответствии с законом (ст. ПО).

4. Коллегиальность в рассмотрении дел (ст. 113).

5. Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 110).

6. Национальный язык судопроизводства (ст. 50).

7. Открытое разбирательство дел во всех судах (ст. 114).

8. Обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту (ст. 22 и 60).

В Конституции также закреплены такие общепринятые в мировой практике принципы, как:

а) принцип законности (ст. 7, ПО, 112);

б) принцип состязательности и равенства сторон в процессе (ст. 115);

в) презумпция невиновности как незыблемая основа всякого правосудия, принятая мировым сообществом и закрепленная в Декларации прав человека (ст. 26 и 27 Конституции Республики Беларусь).

Законностью принято считать неуклонное исполнение законов и соответствующих им или вытекающих из них иных нормативных актов всеми государственными, частными, общественными органами и организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. Иными словами, законность и верховенство права выступают в качестве универсального правового принципа, закрепленного в Конституции (ст. 7). Осуществление правосудия в точном соответствии с законом достигается путем установления многочисленных гарантий законности и обоснованности решений, принимаемых судами при рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел, а также административных и исполнительных производств.

В Конституции Республики Беларусь подтверждена признанная мировым сообществом прерогатива судебной власти защищать права и свободы граждан. В полном соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, ст. 60 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки». При этом граждане имеют право взыскать в судебном порядке как имущественный ущерб, так и материальную компенсацию за моральный вред. Более того, как гласит ст. 61 Конституции, «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

В Основном Законе республики воспроизведена и другая норма

вышеуказанного международно-правового акта (ч. 2 ст. 25) — о судебной проверке законности и обоснования ареста. Отныне Конституция (ст. 25) гарантирует право лица, взятого под стражу, обжаловать решение о задержании и аресте в судебном порядке.

В ст. 27 Конституции впервые в нашем законодательстве закреплено проникнутое идеей гуманизма положение о том, что никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Правосудие осуществляется только судом. Этот принцип закреплен в ст. 109 Конституции и в соответствующих статьях Закона о судоустройстве (ст. 1 и др.). Никакой иной орган государства, общественная или какая-либо другая организация, учреждение, структура не имеют права разрешать гражданские споры, отнесенные законом к ведению судов, и тем более рассматривать уголовные дела, оправдывать либо осуждать лиц, привлеченных к уголовной ответственности, применять меры уголовного наказания. Именно суду и только ему принадлежит исключительное право на признание лица виновным в совершении преступления и назначение наказания.

Важно отметить, что в содержание рассматриваемого принципа входит осуществление деятельности во всех ее формах и на всех стадиях судопроизводства, т.е. как разрешение дел по существу в суде первой инстанции, так и разбирательства (проверка) их в кассационном и надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Этот принцип имеет не только важное юридическое, но и политическое значение, ибо исключает возможность внесудебного применения государственного принуждения. Строгое проведение его в жизнь служит гарантией действительного соблюдения прав и законных интересов граждан, привлеченных к ответственности. В этих целях ст. 109 Конституции и ст. 17 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» запрещают создание каких-либо чрезвычайных судов.

Одним из краеугольных принципов правосудия, закрепленных в Конституции, является принцип независимости судей (ст. ПО) и подчинение их только закону. Он обеспечивает действительную самостоятельность судебной власти, создает такие условия для работы судов, в которых суд мог бы иметь не декларированную, а реальную возможность принимать ответственные решения без какого-либо постороннего влияния и вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия извне, на прочной основе требований закона и только закона. Часть 2-я ст. ПО Конституции прямо указывает, что «какое-нибудь вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». Еще более четко и конкретно эти положения сформулированы в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Ст. 9, которая так и называется «Независимость судей и подчинение их только закону», гласит: «Судьи всех судов и присяжные заседатели являются независимыми и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и присяжных заседателей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешения конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленным гарантиями, соответствующими их высокому статусу».

Трудно переоценить значение такого конституционного принципа, как осуществление правосудия на началах равенства граждан перед судом и законом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, что нашло отражение в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (ст. 5). Это полностью согласуется с международно-правовыми принципами, закрепленными в Декларации прав человека. (ст. 7).

Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом — это одно из проявлений широко признаваемого и внедряемого в наш образ жизни общего конституционного и международного принципа равноправия граждан.

Правда, Закон предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят, к примеру, от принадлежности гражданина к Вооруженным силам, от воинских званий или занимаемой должности, но эти особенности проявляются лишь в том. что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности дел о совершенных преступлениях. Рассматриваются эти дела не общегражданскими, а военными судами различных уровней. Но при этом полностью соблюдаются одинаковые для всех судов и граждан правила судопроизводства.

Некоторые изъятия из общих правил производства по уголовным делам установлены Законом также для случаев, касающихся ответственности депутатов, судей, присяжных заседателей, следователей, прокуроров. Однако эти изъятия не означают установления для названных лиц каких-либо привилегий, освобождающих их от власти закона, в данном случае речь идет лишь о дополнительных гарантиях законности и обоснованности привлечения их к ответственности с учетом социального статуса (общественной значимости занимаемого ими положения).

Важным конституционным принципом правосудия является обеспечение гражданам права на защиту, получившим свое дальнейшее развитие с принятием в июне 1993 года Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре».

«Каждый, — говорится в Конституции Республики Беларусь (ст. 62), — имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и иных своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, в организациях и общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами... Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается».

В полной и развернутой форме этот принцип раскрывается в ст. 6 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»: «Граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, гарантированные Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Иной порядок защиты прав и законных интересов отдельных категорий граждан может быть установлен только законами Республики Беларусь.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется на территории Республики Беларусь право на обращение в суд и для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав в соответствии с действующим законодательством».

Для реализации этого права законом установлены три правила.

Во-первых, правило о том, что все неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд. Порядок такого обжалования установлен ст. 7 Гражданского Кодекса республики Беларусь. Судебная практика по применению этой статьи изучена и обобщена Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь (см.: Судовы вестнік. — 1993. — № 1).

Во-вторых, правило о том, что гражданин может защищать в суде свои права и законные интересы от любых посягательств. Возможность такой защиты гарантируется многочисленными предписаниями действующего законодательства, в первую очередь, — уголовно-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального. Скажем, в уголовном судопроизводстве гражданин, потерпевший от преступного посягательства, может активно влиять на ход процесса, добиваться не только наказания виновных, но и возмещения имущественного вреда или восстановления других прав.

В-третьих, Закон устанавливает правило, согласно которому любое изъятие из судебного порядка защиты прав и законных интересов граждан должно проводиться не произвольно, по желанию или усмотрению того или иного должностного лица или органа, а лишь в законодательном порядке. Иными словами, внесудебная защита прав и законных интересов граждан может быть только исключением, а не правилом.

Исключительно важным (и, кстати, одним из общепринятых мировым сообществом) принципом правосудия выступает состязательность и равноправие сторон в процессе (ст. 115 Конституции Республики Беларусь). Включение в Конституцию и Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» положения об осуществлении правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе и о праве сторон на обжалование решений, приговоров и иных судебных постановлений является, несомненно, новым и очень важным, указывает на нашу приверженность принципам демократии, равенства и справедливости.

Состязательность, как основа правосудия, означает такое построение этого вида правоохранительной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц отстаивать свои права и законные интересы перед судом. Состязательность предполагает разделение в судебном разбирательстве функций обвинения, защиты и разрешения дела. Спор обвинения и защиты (под контролем суда) имеет целью установление истины, выяснение необходимых обстоятельств дела и правильное его разрешение. Иными словами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны (участники процесса) могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, и тем самым способствовать поиску истины и справедливости, обеспечивать законность и обоснованность акта правосудия. При этом суду принадлежит роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом. Распространение принципа состязательности на все стадии процесса, включая дознание и предварительное следствие, будет способствовать дальнейшей демократизации судопроизводства.

В УПК 1999 года реализация принципа состязательности повлекла коренное изменение правового статуса суда. «Визитной карточкой» состязательного процесса стало наличие двух равноправных сторон: обвинение (государственный обвинитель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец и их представители) и защита (обвиняемый, его законные представители, защитник, гражданский обвинитель и их представители) (п. 41 — 43 ст. 6).

Характерно, что движущей силой состязательного судебного разбирательства является сторона обвинения, а суд занимает место беспристрастного арбитража, обеспечивающего объективное, законное, справедливое рассмотрение дела (Юстиция Беларуси. 2000. № 2. С. 15).

Не менее важным для правового государства является конституционный принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 62 Конституции Республики Беларусь), содержание этого принципа не исчерпывается только правом гражданина воспользоваться услугами защитника. Сюда относятся и процессуальные права обвиняемого (или подсудимого), который вправе, в частности, знать, в чем он обвиняется, имеет право выступать в суде на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика, иметь защитника, представлять суду доказательства, заявлять ходатайства о приобщении к делу новых документов, о вызове свидетелей, о назначении экспертизы., о приостановлении или прекращении дела производством и т.д., а также выступать в прениях, с последним словом, обжаловать приговор или решение суда в вышестоящий суд и т.д.

Таким образом, наше законодательство наделяет обвиняемого, подсудимого, ответчика широкими процессуальными правами, используя которые он, как субъект процесса, активно защищает свои законные интересы: Закон обязывает суд, прокурора, следователя обеспечить обвиняемому реальную возможность защищаться всеми предусмотренными законом средствами и способами от предъявляемого ему обвинения и обеспечить охрану его личных и имущественных прав.

Дополнительной гарантией реального осуществления права обвиняемого на защиту является дальнейшее совершенствование организации и деятельности самой адвокатуры, что нашло свое законодательное выражение в принятом в июне 1993 года Законе «Об адвокатуре» (см.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20).

Существенно расширяет демократические основы правосудия в правовом государстве и принцип открытого разбирательства дел во всех судах (ст. 114 Конституции и ст. 11 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»). Закон устанавливает, что слушание дел во всех судах происходит открыто, закрытые заседания суда допускаются лишь в исключительных случаях, специально оговоренных в законе.

Таким образом, гласность судопроизводства как составная часть гласности государственного управления становится неотъемлемой и общепризнанной чертой нашего правосудия. Это делается не только для того, чтобы люди знали, что происходит в суде, но и в воспитательных, профилактических целях. Хорошо подготовленные публичные процессы позволяют вынести из суда уроки общественной морали и практической политики. Открытое разбирательство дел в суде оказывает положительное влияние и на качество осуществления правосудия. Ибо в гласном процессе суд действует под пристальным контролем народа, а это, естественно, повышает его ответственность за законное, объективное и справедливое разрешение дела.

Гласность достигает максимального эффекта в случаях, когда суды рассматривают дела в выездных заседаниях, непосредственно на предприятиях или в домоуправлениях. Закон не запрещает и трансляцию судебных процессов (когда это нужно) по радио и телевидению.

Очень важным, поистине основополагающим принципом не только нашего, но и мирового судопроизводства, является презумпция невиновности (ст. 26, 27 Конституции).

В соответствии со ст. 26 Конституции и соответствующими статьями Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это и есть правовая, законодательная формула глубоко демократического принципа отправления правосудия, именуемого презумпцией (предположением) невиновности. Этот гуманный подход подкрепляется общечеловеческой нравственной нормой, утверждающей честь и достоинство человека и защищающей его от клеветы и навета. Этот принцип получил свое закрепление во многих международно-правовых актах, в том числе таких, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Положение о презумпции невиновности предъявляет повышенные требования к самому судебному решению. Как гласит Закон, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и выносится лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана полностью. Все сомнения, не устраненные судом, толкуются в пользу подсудимого. Суд не должен допускать преувеличения значения признания обвиняемым своей вины. Осуждение лица возможно только тогда, когда его признание подкрепляется другими доказательствами по делу.

Важно подчеркнуть, что презумпция невиновности — это объективное правовое положение, а не субъективное мнение следователя или прокурора.

Конечно, предъявляя обвинение, расследуя дело и передавая обвиняемого суду, они, как и каждый, кто делает честно свое дело, могут и должны быть убеждены в своей правоте. Но они обязаны вместе с тем помнить, что официальное признание обвиняемого виновным состоится только тогда, когда суд по результатам всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и тщательной проверки выводов прокурорско-следственных органов вынесет обвинительный приговор и этот приговор вступит в законную силу. До этого момента действует презумпция невиновности.

Подтверждением демократизма нашего правосудия является и такой конституционный принцип, как национальный язык судопроизводства (ст. 10 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»). В нем выражена и юридически закреплена официальная государственная национальная политика о свободном развитии языковых привилегий. Закон исходит из следующих положений:

1. Судопроизводство осуществляется на государственном языке (в наших условиях — на белорусском или русском языке).

2. Полное ознакомление (если надо — через переводчика) с материалами дела тех его участников, которые не владеют этим языком.

3. Участие таких лиц во всех судебных действиях с помощью переводчика.

4. Выступление их в суде на своем родном языке.

Причем переводчик приглашается для участия в процессе по просьбе либо заинтересованного лица, либо по инициативе самого суда и во всех случаях за счет государства.

Законодатель придает соблюдению этого принципа настолько важное значение, что любое нарушение, отступление от него ведет к безусловной отмене судебных решений, вынесенных по делу.

Все рассмотренные выше конституционные основы (принципы) судебной власти и правосудия можно классифицировать по критерию их отношения к судопроизводству и судоустройству. Это следует сделать каждому студенту и слушателю самостоятельно, отнеся принципы, касающиеся судоустройства, к категории организационных основ, а судопроизводства — к разряду функциональных. Это поможет лучше усвоить материал.

Сегодня в Беларуси произошел процесс кардинального обновления действующего законодательства, принятия Уголовно-процессуального кодекса, УК и других кодексов.

Новый УПК отразил изменения, происшедшие в нашем обществе и наметил направления его дальнейшего развития. Каковы новеллы нового Уголовно-процессуального кодекса?

1. Демократизация уголовного процесса.

2. Повышение правоохранительной и правозащитной роли суда.

3. Обеспечение состязательности и равноправие сторон в суде.

4. Расширение круга участников процесса и усиление защиты их прав и интересов.

5. Повышение эффективности производства на досудебных и судебных стадиях процесса.

6. Дифференциация процессуальной формы предварительного расследования и судебного разбирательства. (Уголовно-процессуальный кодекс. Мн., 2000. С. 6).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.