Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Нотариат и правовая служба в народном хозяйстве

 

Нотариатом называется система государственных органов и должностных лиц, удостоверяющих сделки и другие, имеющие правовое значение акты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), а также совершающие исполнительные надписи и иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия.

Как гласит республиканский Закон 1974 года нотариальные действия имеют своей целью охрану социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования и общественных организаций, формирование, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Сейчас, с учетом новых экономических реалий, это положение необходимо толковать расширительно: речь должна идти об охране всех без исключения форм собственности. В Минске, а также в областных центрах одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Она совершает наиболее сложные нотариальные действия и выполняет иные предусмотренные законом функции. Порядок их организации, компетенция и формы деятельности регулируются законом 1974 года (с некоторыми добавлениями и изменениями, внесенными в последующие годы), а также инструкцией о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов, утвержденной Постановлением Совета Министров республики в 1976 г. (№ 85). Сеть городских нотариальных контор утверждается в порядке, установленном правительством (раньше это делал Совет Министров, теперь эти функции переданы Министерству юстиции Республики Беларусь).

Старшие государственные нотариусы назначаются и освобождаются от должности министром юстиции, их заместители и государственные нотариусы — начальниками отделов юстиции исполкомов областных, Минского городского Советов депутатов.

В компетенцию нотариальных контор входит выполнение следующих предусмотренных законом действий (ст. 13 Закона 1974 года «О государственном нотариате»):

- удостоверение сделок (договоры, доверенности, завещания и др.);

- принятие мер к охране наследственного имущества;

- выдача свидетельств о праве на наследство;

- выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

- наложение запрета на отчуждение жилого дома;

- засвидетельствование верности копий документов и выписок из них;

- засвидетельствование подлинности подписи на документах;

- засвидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

- удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

- удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

- удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

- удостоверение времени предъявления документов;

- передача заявлений граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, колхозов, иных кооперативных и общественных организаций другим гражданам, учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, кооперативным и другим общественным организациям;

- принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

- совершение исполнительной надписи;

- совершение протестов векселей;

- предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

- принятие документов на хранение.

Этот, достаточно подробный, перечень не исчерпывает всех нотариальных действий. Развитие рыночных отношений невозможно без соответствующей правовой охраны. Так, например, правительство утвердило в 1977 году номенклатуру документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия. Законом «О государственной пошлине» (1992 г.) установлен круг плательщиков государственной пошлины, ставки (т.е. за что и сколько надо платить) и льготы, а также сам порядок ее уплаты и зачисления в бюджет. В 1992 г. значительно увеличена численность работников нотариата, исполкомам областных Советов (Мингорисполкому) даны поручения выделить нотариальным конторам дополнительные помещения для приема и обслуживания граждан, а также оргтехнику, специализированное оборудование и множительную технику (Постановление СМ Республики Беларусь № 113). Этим же постановлением нотариальным конторам разрешена хозрасчетная деятельность и оказание гражданам дополнительных платных услуг правового характера. Вскоре после этого решением правительства была допущена и частная практика (сначала в порядке эксперимента только в Минске, теперь — повсеместно). Решено также 5% средств, поступающих в местные бюджеты от взимания государственной пошлины за совершение нотариальных действий, направлять на развитие материальной базы нотариальных контор. Эти новации идут в русле идей, заложенных в Концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор, нотариальные действия могут совершаться должностными лицами исполкомов городских, поселковых, сельских, а иногда и районных Советов депутатов. Чаще всего этими лицами являются председатели, заместители председателя и секретари исполкомов. Причем, право конкретного лица, из числа названных, совершать нотариальные действия должно быть оформлено решением соответствующего исполкома Совета.

Отдельную группу органов, уполномоченных совершать нотариальные действия, составляют консульские учреждения, расположенные за границей. Этим правом наделены консулы., вице-консулы и должностные лица других учреждений, представляющих интересы Республики Беларусь за рубежом.

Закон также допускает возможность производства нотариальных действий должностными лицами ряда учреждений, функционирующих и внутри страны. Некоторые из таких действий могут, например, быть выполнены главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами больницы и других лечебно-профилактических учреждений, санаториев, директорами и главными врачами домов для престарелых и инвалидов, капитанами судов во время плавания, начальниками разведочных, арктических и других экспедиций, командирами воинских частей, соединений, учреждений, находящихся в местностях, где нет государственных нотариальных контор, начальниками мест лишения свободы и др.

Таким образом, все органы, наделенные в той или иной мере нотариальными полномочиями, можно разделить на четыре группы: 1) государственные нотариальные конторы; 2) исполкомы Советов депутатов, на территории которых нет государственных нотариальных контор или уполномоченных ими должностных лиц; 3) консульские учреждения за рубежом; 4) должностные лица учреждений, специально указанные в законе. При этом следует иметь в виду, что объем полномочий учреждений и должностных лиц каждой из этих групп определяется законом неодинаково. Самый широкий круг нотариальных действий вправе совершать государственные конторы. Должностным лицам учреждений последней из названных групп даны ограниченные полномочия. Им разрешено удостоверять лишь завещания и доверенности. Четко и конкретно полномочия должностных лиц и учреждений всех групп определены ст. 13 — 16 Закона «О государственном нотариате» (1974 г.).

Государственный нотариат входит в систему Министерства юстиции Республики Беларусь, которое организует его кадровое обеспечение. В настоящее время в Беларуси действует 205 государственных нотариальных контор, в которых трудятся 723 государственных нотариуса, а в 1999 году нотариальные обслуживание осуществлялось 199 государственными нотариальными канторами и 6 филиалами, в штатах которых по состоянию на 01.01.2000 г. числилось 722 государственных нотариуса и 129 консультантов (фактически работало 608 нотариусов) (Юстиция Беларуси. 2000. № 1. С. 21).

Сегодня правовую основу деятельности нотариата в Республике Беларусь определяет Конституция, а также Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь, принятое Указом Президента нашей страны 2 февраля 2000 г., и другие акты законодательства.

В структурном отношении Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь состоит из трех разделов: «Общие положения», «Нотариальные действия и основные правила их совершения», «Применение норм иностранного права» и 45 статей.

Новое Положение в ст. 1,2 дает определение нотариата и нотариальной деятельности: «Нотариат в Республике Беларусь — это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности».

Ст. 2: «Под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами и другими лицами, указанными в пункте 4 настоящего Положения нотариальных действий, предусмотренных актами законодательства».

Нотариальная деятельность в Беларуси осуществляется на принципах:

- законности,

- беспристрастности,

- независимости и тайны нотариального действия.

Каждый государственный нотариус, впервые приступая к работе, в торжественной обстановке приносит присягу:

«Я (фамилия, имя отчество) торжественно присягаю, что буду добросовестно исполнять обязанности нотариуса, защищать государственные интересы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, хранить тайну нотариального действия, всегда и везде беречь чистоту высокого звания нотариуса» (Юстиция Беларуси. 2000. № 1. С. 35).

В наши дни появилась новая разновидность нотариата — так называемые, свободные (частные) нотариусы. В этой связи представляет интерес российский закон — «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 10. С. 357). Он коренным образом изменил структуру нотариальной службы России, законодательно регламентировал построение свободного нотариата. Его появление обусловлено рынком, который «втянул» в гражданский оборот недвижимость. Новое законодательство РФ возложило на нотариусов удостоверение сделок отчуждения квартир, жилых домов, дорогостоящего имущества, автотранспорта и др. Появились первые сделки, связанные с приобретением права собственности на землю, землепользованием и землевладением. Таким образом, законодатель отводит нотариату важную роль в процессе преобразования отношений собственности путем приватизации государственных и муниципальных предприятий.

«Основы законодательства РФ о нотариате» (ст. 1) предусматривают, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу. Определены порядок назначения на должность нотариуса, его права и обязанности, а также основания ликвидации его должности.

Повышая ответственность свободного нотариуса перед гражданами, закон предусмотрел страхование нотариальной деятельности. Причем организует страхование, как региональная, так и федеральная нотариальные палаты. Страхование позволяет гражданам и юридическим лицам возместить ущерб, нанесенный им в результате незаконных действий нотариуса.

Нотариальную деятельность в Республике Беларусь осуществляют как государственные, так и частные нотариусы. Частная нотариальная деятельность в порядке эксперимента была введена в начале 90-х годов. Так, 26 ноября 1992 года Верховным Советом Республики Беларусь было принято Постановление «Об организации в г. Минска частной нотариальной практики», а через два года (5 марта 1994 г.) Совет Министров Республики Беларусь принимает Постановление «Об организации в республике в порядке эксперимента частной нотариальной практики».

25 января 1994 г. Минюст утверждает Положение о порядке выдачи лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью. Однако для занятия частной нотариальной деятельностью лицу необходимо иметь высшее юридическое образование, сдать соответствующей комиссии при Министерстве юстиции квалификационный экзамен и получить лицензию на право занятия частной нотариальной деятельностью сроком на пять лет. Как правило, частной нотариальной практикой занимались наиболее опытные нотариусы.

В 1993 году частных нотариусов было 15 человек, в 1994 г. — 36, в 1995 г. — 61, в 1996 г. — 106, в 1997 г. — 108 человек (СВ. Борико. Судоустройство. — Мн., 2000. — С. 255).

Контроль за соблюдением частными нотариусами осуществляет Министерство юстиции. В 2000 году частную нотариальную деятельность осуществляли 68 нотариусов. Декретом Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» особое внимание уделено частной нотариальной деятельности, условиям получения лицензии и определению налога, который должны вносить в бюджет государства частные нотариусы. Вместе с тем Декретом Президента от 27 мая 1998 года пока приостановлена выдача лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью (Юстиция Беларуси. 2000. № 3. С. 21).

В целях защиты прав граждан и других субъектов правоотношений Закон поставил под контроль суда как совершение всех нотариальных действий, так и отказ от их совершения. Следовательно, любое лицо может обратиться с жалобой в районный, городской суд на действия (или бездействие) нотариальной конторы или иного соответствующего органа по месту их нахождения. Но жалобы граждан на волокиту, низкую культуру обслуживания, плохую организацию работы и т.п. рассматриваются не судом, а отделом или управлением юстиции областного (Минского городского) исполкомов, либо самим министром юстиции Республики Беларусь, в систему которого входят нотариальные конторы.

Министерство, юстиции и его органы на местах руководят работой нотариата, обеспечивают его финансирование, утверждают штаты, содействуют материально-техническому оснащению, изучают и распространяют положительный опыт нотариусов, принимают меры \к тому, чтобы они своевременно, и полно информировались о новых законодательных актах. Органы юстиции вправе ознакомиться с работой должностных лиц исполкомов Советов, выполняющих нотариальные действия, оказывать им необходимую помощь. Министерство издает для них инструкции, методические указания и другие директивные и рекомендательные документы.

В системе правоохранительных органов значительна роль юридических служб предприятий, учреждений и организаций. В эту категорию входит совокупность правовых подразделений и специально уполномоченных на то должностных лиц, призванных поддерживать режим законности в их деятельности

Принципы построения этой службы определяются -на сегодняшний день «Положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте Министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения», утвержденном постановлением Совета Министров СССР в 1972 году.

В соответствии с действующим положением в учреждениях и организациях создается, как правило, в качестве самостоятельного структурного подразделения юридический отдел (бюро) или вводится должность главного (старшего) юрисконсульта, либо юрисконсульта. Их основными задачами являются:

- укрепление законности в деятельности соответствующих структур, в которых они образованы;

- активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, борьба с бесхозяйственностью, за улучшение экономических показателей работы предприятия, организации, учреждения, субъектов хозяйствования;

- обеспечение с помощью правовых средств сохранности собственности, имущества, ценностей, повышения качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности; выполнение заданий и договорных обязательства по поставкам и другим договорам, контрактам и сделкам;

- защита прав и законных интересов представляемой структуры

и ее сотрудников;

- пропаганда законодательства.

Работники юридической службы должны иметь соответствующее высшее образование. Лишь в виде исключения ими могут быть практики со стажем работы по юридической специальности не менее трех лет или студенты последних курсов вузов такого профиля.

Начальник юридического отдела и юрисконсульт министерства или ведомства назначается на должность и освобождается от должности соответственно министром или руководителем ведомства. Начальники юридических отделов, юрисконсульты предприятий, учреждений и организаций назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими руководителями с последующим утверждением вышестоящей организацией.

Упразднение юридического отдела и сокращение должности юрисконсульта допускается только с согласия вышестоящей организации.

Правовые -службы проверяют документы на соответствие их законодательству, в том числе приказы и распоряжения, визируют их, контролируют законность решений руководителей структурных подразделений, предприятий, учреждений или организаций, участвуют в работе по подготовке и заключению хозяйственных договоров, контрактов, сделок, представляют интересы этих предприятий и организаций в судах, консультируют профсоюзные комитеты по вопросам трудового* жилищного и др. законодательства, ведут просветительскую работу, информируют персонал об изменениях в законах и новом законодательстве.

О каждом нарушении законности работниками предприятия, учреждения или организации начальник юридического отдела (бюро) либо юрисконсульт обязаны поставить в "известность руководителя. В случае непринятия мер к устранению нарушения законности они несут ответственность наряду с руководителем предприятия, учреждения или организации.

Методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве возложено на Министерство юстиции и его органы на местах. Специалисты Министерства юстиции Республики Беларусь осуществляют методическое руководство правовой работой в народном хозяйстве, постоянно знакомятся с состоянием этой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях и организациях, учреждениях, в исполнительных комитетах, местных Советов депутатов трудящихся.

Сегодня важным направлением деятельности Минюста является регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений и контроль за соблюдением ими их уставов, осуществляемые управлением общественных объединений.

По оценке белорусской юстиции в формировании правового государства очевидна ее роль в проведении единой правовой политики в деле защиты физических и юридических лиц, прав и свобод граждан, совершенствования правоприменительной практики.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Органы предварительного расследования | Тема 12. Общественные организации, содействующие правоохранительным органам в деле поддержания и укрепления законности и правопорядка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.