Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии реализации конституционных прав и свобод граждан




Понятие и классификация конституционных прав, свобод человека и гражданина.

В понимании прав человека можно выделить несколько крупных подходов, одним из которых является либеральный подход. Основу указанного направления составляет естественно-правовая доктрина, рассматривающая индивида через призму свободы, равенства всех людей. Её сторонники провозглашают автономность, независимость личности, свободу от произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека.

В классическом виде данный подход был разработан в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Б. Спинозы и других мыслителей. По своему содержанию он не был однородным. Общим же является признание за каждым человеком возможности пользоваться своими правами и реализовывать свой творческий потенциал. Государству, в соответствии с данным подходом, отводится роль гаранта и защитника естественных, прирождённых прав.

Либеральный подход внёс огромный вклад в современное понимание прав и свобод человека как высших ценностей цивилизации, определив источники свободы, равенства и провозгласив обеспечение реализации прав человека в качестве важнейшей задачи общегосударственного масштаба.

Другим крупным подходом к пониманию прав человека является позитивизм, изначально резко выступающий против доктрины естественного права. Основные черты данного подхода были разработаны в нормативистской теории Г. Кельзена. Сущность его можно выразить формулой «закон есть закон». Отсюда проистекало негативное отношение к допущениям о существовании отличного от позитивного, естественного, разумного права. Права человека рассматривались как уступка, дар со стороны государства. При таком понимании правами человека являлись только установленные государственной властью возможности индивида.

Интегративный подход в понимании прав человека позволяет совмещать лучшие стороны либеральной и позитивистской концепции, учитывать необходимость юридического закрепления и охраны выработанных в процессе исторического развития общества прав и свобод индивида.

В последнее время всё большее распространение получает цивилизационный подход к пониманию прав человека. В основе его лежит принцип «развития». Изменения, происходящие в содержании прав человека, при данном подходе связываются с развитием определённых цивилизаций, учитывая при этом их социокультурное своеобразие. Так для европейской цивилизации характерна высокая гуманистическая направленность, провозглашение ценности отдельной личности, персоноцентризм, берущий начало из христианства. Исламская же цивилизация отличается осознанной подчинённостью индивида коллективу. Выполнение норм мусульманского права, глубоко связанного с религиозными нормами, является одной из главных обязанностей «правоверного». Поэтому либеральные европейские ценности могут восприниматься только в части, не противоречащей религиозным исламским установкам.

В настоящее время круг прав, свобод и обязанностей человека увеличивается, что требует их классификации. Классификация может проводиться по различным основаниям, однако надо иметь ввиду, что она в значительной степени условна, ибо одно и тоже право, свобода, обязанность могут одновременно принадлежать к различным классификационным группам.

Основания для деления могут быть следующие:

1. По времени возникновения: «поколения» прав человека:

Историю развития прав и свобод можно условно разделить на три этапа, на так называемые «поколения» прав человека.

Первый этап (поколение) обусловлен буржуазными революциями (конец 18 – начало 19 веков). В основном в этот период начинают бурно развиваться личные (гражданские) и политические права - право на неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, избирательное право, свобода слова, печати и т.п. То есть происходит признание либеральных ценностей, которые затем были закреплены и расширены в Конституциях демократических государств.

Второй период (поколение) - 1-я четверть и особенно середина 20 века - в этот период в Конституции ряда государств включаются социально-экономические и культурные права и свободы, гарантирующие интересы, прежде всего тех, кто работает по найму (право на социальное обеспечение, право на отдых и досуг, право на защиту материнства и детства и т.п.).

После Второй мировой войны сформировалось 3-е поколение прав и свобод человека - «права народов». Это поколение прав обусловлено обострением во второй половине 20 в. глобальных проблем («гонка вооружений», экономические проблемы и т.д.) и вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации. Отсюда такие права, как право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на социальное и экономическое развитие человечества в целом. Главной особенностью прав третьего поколения является то, что они являются коллективными, то есть могут реализовываться только коллективным субъектом.

2. По характеру субъектов прав выделяют:

- индивидуальные права;

- коллективные права

Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип приоритета индивидуальных прав, т.е. реализация коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида. Права индивида - естественные права, присущие ему от рождения. Коллективные права - (права народа, нации, общности и т.д.) не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива.

3. По источнику закрепления права человека и гражданина подразделяются на:

- основные;

- производные.

Под основными правами понимают права, содержащиеся в Конституции государства и международных правовых документах по правам человека. Они составляют стержень правового статуса индивида и содержат основу для возникновения других многочисленных прав (производных), необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Такое понимание основных прав сложилось в середине 19 века. Однако выделение основных прав не означает, что производные права являются менее значимыми. Производные права в качестве источника своего закрепления имеют все остальные (кроме Конституции и международных документов) нормативные правовые акты.

Таким образом, «основные» фундаментальные права, закрепленные в Конституциях и международных документах, являются правовой базой для «производных», но не менее важных прав человека.

4. По содержанию прав (по сферам жизнедеятельности человека) выделяют:

- гражданские (личные) (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на равную защиту прав и законных интересов, право свободно передвигаться и выбирать место жительства, свобода вероисповедания, право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, право на неприкосновенность жилища и иных законных владений, вступать в брак и создавать семью и др.);

- политические (право на участие граждан в управлении делами своего государства, возможность избирать и быть избранным, право доступа к государственной службе, свобода мнений и свободное их выражение, свобода собраний, митингов, демонстраций и пр.);

- социально-экономические (право на труд, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на вознаграждение, право на отдых, право собственности, право наследования, свобода предпринимательской деятельности,право на создание и вступление в профсоюзы, право на забастовку, право на достойный уровень жизни, право на социальное обеспечение,

- культурные права и свободы человека (право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на развитие и другие).


 

Гарантии делятся на экономические, политические и юридические.

К экономическим гарантиям относятся: обладание собственностью, свобода выбора занятий, социальная деятельность государства и др.

К политическим - всеобщие, гласные, прямые, свободные выборы, проведение референдумов по принципиальным вопросам, партиципация (участие граждан в управлении страной); разделение властей и др.

Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства, связанного законами и несущего ответственность перед личностью, обязанного защищать гражданина и его права.

Юридические гарантии определяются:

1) способами осуществления основных прав;

2) помощью органов государства в их реализации;

3) способами их защиты.

Существуют явочный, заявительный и разрешительный способы осуществления основных прав.

При явочном порядке не нужно никаких дополнительных обращений в органы государства для осуществления прав. В этом случае за нарушение наступает юридическая ответственность.

Заявительный способ реализации прав предполагает заблаговременное информирование государственных органов, организаций, учреждений о своем намерении осуществить свое право (например, право на забастовку).Данный способ наглядно проявляется, например, в том, что для реализации избирательных прав граждан государство бесплатно предоставляет кандидатам время для выступления в СМИ, выделяет определенную сумму в фонд партий и кандидатов, предоставляются помещения для голосования. Также государство может охранять демонстрацию от враждебных граждан, организовывать специальные органы против безработицы и т. д.

Существует три уровня защиты прав и свобод индивида: национальный, гражданский и международный. Может осуществляться как самими гражданами лично, так и в их интересах различными правозащитными организациями, объединениями, государственными органами (например, прокуратурой).

Понятие «международная защита прав человека» подразумевает международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по содействию «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии» (гл. 9 Устава ООН).

Международная защита прав человека осуществляется в трех основных направлениях:

- выработка единых рекомендаций, какие именно права и свободы для всех должны подлежать универсальному уважению и соблюдению;

- разработка международных соглашений о правах человека, которые обязывают государства признавать права и свободы человека и обеспечивать эффективную их защиту по национальному законодательству государств;

- создание специального международного механизма для контроля за соблюдением государствами, принятых на себя международных обязательств по правам человека.

В настоящее время в рамках ООН действует целый ряд механизмов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод индивида, прежде всего - это Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, а также специализированные органы, такие как Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет по правам человека, Центр по правам человека и др.

В частности, Комиссия по правам человека может рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара, и назначать специальных докладчиков или представителей - независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Их полномочия, как правило, включают в себя следующие обязанности:

1) заниматься рассмотрением ситуации с правами человека в отдельных странах (страновые докладчики или представители) или отдельной проблемной темы (тематические докладчики и рабочие группы);

2) представлять Комиссии по правам человека (в отдельных случаях также Генеральной Ассамблее или Генеральному секретарю) доклады со своими выводами и рекомендациями;

3) эффективно реагировать на поступающую информацию о нарушениях прав человека.

Вспомогательным органом Комиссии является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

В составе Секретариата ООН имеется Центр по правам человека. В декабре 1993 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении должности Верховного комиссара ООН по правам человека.

Отдельные конвенции предусмотрели создание специальных органов. В их числе: Комитет по правам человека - на основании Пакта о гражданских и политических правах; Комитет по правам ребенка - на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации - На основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Комитет против пыток: - на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Пакт об экономических, социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возможность действий через Экономический и Социальный Совет; последний своим решением в 1985 г. учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В общем виде деятельность комитетов проводится в сходных формах. Особо следует отметить полномочия Комитета по правам человека, поскольку он обладает более общей компетенцией.

Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Можно выделить следующие функции Комитета по правам человека:

1. Рассмотрение периодических докладов государств.

2. Выработка замечаний общего порядка.

3. Рассмотрение жалоб частных лиц.

В соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством — участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования:

- сообщение должно касаться нарушения только тех прав, которые изложены в Пакте;

- сообщение должно быть представлено лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта и Факультативного протокола к нему; в случае, если сообщение направляет лицо, не являющееся жертвой, оно должно привести доказательства того, что оно действует от имени предполагаемой жертвы;

- сообщение не должно быть анонимным;

- сообщение не подлежит рассмотрению, если тот же самый случай рассматривается в соответствии с другой международной процедурой;

- до подачи сообщения в Комитет жертва должна исчерпать все внутренние средства правовой защиты (т.е. ее дело должно быть рассмотрено национальными судами первой и второй инстанции); это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам.

После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования. Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев. После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы. На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях. Каждая сторона имеет возможность высказывать замечания относительно аргументов другой стороны.

Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами.

Комитет не является судебным органом и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями». Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека. В 1977-1999 годах Комитет получил 873 жалобы из более чем 60 государств - участников Факультативного протокола. В 253 случаях Комитет констатировал нарушения прав человека.

4. Рассмотрение жалобы одного государства на другое.

Любое государство - участник Пакта может направить Комитету сообщение с утверждением о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту. Однако это может делаться лишь в тех случаях, когда обе стороны заявили, что они признают компетенцию Комитета получать и рассматривать такие сообщения. Хотя эта процедура вступила в силу в 1979 году, в Комитет пока еще не поступило ни одной жалобы такого рода.

Нужно заметить, что международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя рассматривать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений, поскольку у них другая задача. На конкретных случаях демонстрировать должное отношение к правам человека и тем самым воздействовать на правотворческую и правоприменительную практику государств.

Юридический механизм защиты прав и свобод человека в Республике Беларусь включает в себя систему национальных учреждений и институтов, которым отводится главная роль в поощрении и защите прав человека.

Национальная защита прав человека включает в себя:

- конституционный контроль за соблюдением прав человека;

- административно-правовые формы защиты прав человека;

- судебную защиту прав человека.

Гражданский уровень защиты прав и свобод граждан реализуют неправительственные правозащитные организации.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.