Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие экономические законы рынка




Основные объективные законы, закономерности и принципы рыночной экономики.

1. Закон стоимости - всеобщий закон, означающий, что все в экономике отраслей и предприятий, организации производства и управления трудовыми ресурсами имеет свою экономическую оценку, стоимость. Без его учета невозможно организовать сколько-нибудь приемлемого производства. Сам по себе закон стоимости, как впрочем, и другие объективные законы, ничего не требует и не предлагает. Он лишь показывает, что может быть в действительности при принятии конкретных решений по привлечению ресурсов, их использованию и получению новой стоимости: будет при этом новая стоимость полезной, обладать необходимой потребительской ценностью или она будет разорительной, не приносить желаемой добавленной стоимости. Использование закона требует строгого знания цены исходных ресурсов, стоимости текущих и будущих затрат, величины издержек организации производственного процесса, стоимости прямых и косвенных факторов производства, цены приложенных усилий и труда, величины новой стоимости, размера добавленной стоимости, объема получаемого ценового и стоимостного эффекта.

2. Закон спроса объективно определяет смысл любого производства. Его суть заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса на продукцию, и, наоборот повышение цены – к соответствующему уменьшению величины спроса. Настоящий закон объясняется также эффектами дохода и замещения, сводящимися к тому, что у потребителей возникает заинтересованность и способность приобретать большее количество продукции по низким ценам и замещать ими более дорогие виды.

3. Закон предложения предполагает положительную или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цены на поставляемую продукцию объем предложения товара увеличивается. Отсюда производители стремятся поставлять на рынок большее количество продукции по высокой цене. Однако в настоящее время, при формировании цены предложения в обязательном порядке следует учитывать покупательскую (платежную) способность потребителей и емкость рынка. В этой связи рост цены предложения ограничен и должен стремиться к какому-то оптимуму в зависимости от емкости рынка и платежной способности потребителей. Чем выше цена предложения, тем ниже объемы потребления продукции в натуральном выражении и тем ниже может быть емкость рынка.

4. Закон предложения-спроса устанавливает следующее: поставщики, которые в состоянии производить и реализовывать продукцию по цене рыночного равновесия, имеют возможность успешно организовать свою деятельность; иные оказываются несостоятельными. Закон предложения-спроса предполагает поддержание баланса между производством, сбытом, ценой, емкостью рынка и покупательской способностью потребителей. В основе этого баланса находятся стоимость, цена и доходы.

5. Закон убывающей предельной полезности. Его основной смысл в том, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы продукции приносят потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение (выгоду или пользу). Чем большее количество продукции приобретают потребители, тем меньшее их стремление к получению дополнительных ее единиц. Отсюда следует необходимость понижения цен для того, чтобы стимулировать увеличение закупок.

6. Закон убывающей отдачи. Иначе этот закон называют законом убывающего предельного уровня продукции, или законом изменяющихся пропорций. Он утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный или предельный объем продукции в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

7. Закон вмененных возрастающих издержек сводится к следующему: экономические ресурсы ограничены, не обладают совершенной эластичностью и взаимозаменяемостью и не всегда пригодны для полного их использования в производстве сопряженной и альтернативной продукции. Отсюда – необходимость увеличения ресурсов, переключаемых с производства одного вида продукции для получения дополнительных единиц другой продукции.

8. Закон определяющего влияния минимального ресурса. Оптимальные объемы и пропорции ресурсов определяют максимальный при данном их соотношении производственный результат. Важно стремиться к расчетному оптимуму как по наличию каждого вида ресурса в отдельности, так и к их сбалансированному соотношению при производстве каждого конкретного вида продукции. Однако в реальной практике экономические ресурсы являются ограниченными, и почти всегда бывает так, что один или несколько ресурсов находится в минимуме (в недостатке). Минимальный ресурс, не соответствующий нормативному размеру для производства конкретного вида продукции, вызывает непропорциональность соотношения всей совокупности ресурсов и даже вступает в противоречие с остальными. Для компенсации недостающего ресурса требуется завышенное использование других видов ресурсов. Поэтому минимальный ресурс вместо кажущейся экономии приводит к общему перерасходу материальных, финансовых и трудовых средств. Полной взаимозаменяемости факторов при производстве тех или иных видов продукции невозможно.

Объективные закономерности рыночной экономики. Изучение и применение экономических законов позволяет выявить ряд стабильных закономерностей, которые проявляются в ходе учета и использования законов, через которые реализуются законы или которые обнаруживают свое влияние параллельно с действием законов.

1. Стремление экономической системы к равновесию. Любая экономическая система независимо от методов управления – экономических, административных, правовых, рыночных – стремится в своем построении и развитии к равновесию.

2. Противоречивость развития экономической системы. В практике организации и функционирования экономического механизма проявляется масса различных несоответствий и противоречий, важнейшими из которых являются противоречия между структурными элементами производительных сил и составляющими производственных отношений, между методами, средствами и рычагами самого хозяйственного механизма, между системой управления и производства, между макроэкономическими и микроэкономическими инструментами регулирования производства, между развитием производства и развитием социальной инфраструктуры, между интересами государства (общества) и интересами товаропроизводителей, между государственными регулятивными механизмами и рыночными регуляторами, между воспроизводством и использованием производственных ресурсов, между интересами собственников (руководителей) и интересами наемных работников и др. Таким образом, все построение экономической системы состоит из противоречий.

3. Цикличность развития экономической системы. Любая экономическая система имеет этапы своего развития - от расцвета до стагнации, представляющие собой экономический цикл. Продолжительность цикла и соответствующих его этапов зависит от действенности, сбалансированности и адаптационной пригодности входящих в них элементов, факторов, методов и рычагов регулирования и саморегулирования.

4. Поглотительная способность, или предельная емкость, рынка. Суть настоящей закономерности характеризуется тем, что произвести и поставить продукции можно ровно столько, сколько возможно реализовать ее на рынке. Учитывая поглотительную емкость рынка и потребительскую возможность ее контрагентов. Производство продукции сверх поглотительной возможности рынка и покупательской потребности потребителей приводит к перепроизводству, падению цен, а, в конечном счете, к снижению доходов производителей и поставщиков.

5. Потребительская способность контрагентов рынка. Потребительскую способность контрагентов рынка можно назвать еще как покупательскую возможность потребителей. Покупательная возможность – это в конечном итоге, состоятельность государства обеспечить населению достаточные доходы и его способность гарантировать поступательный рост качества жизни людей.

6. Потребительская привлекательность (ценность) товаров. Потребительскую привлекательность (ценность) товаров характеризует максимальная сумма положительных и минимальное количество отрицательных свойств товаров, определяющих вместе их качество, потребительскую полезность, выгодность и безопасность. Потребительскую привлекательность характеризуют следующие факторы: стоимость (цена) продукции, качество, функциональная пригодность и долговечность пользования, незаменимость, внешний вид, безопасность, престижность и др.

7. Стимулирование заинтересованности (интересов) товаропроизводителей. Виды и формы материальной заинтересованности могут быть самыми различными: рост оплаты труда, участие в прибылях, увеличение процентов на паи собственности, приобретение акций, рост дивидендов, возможность расширения доли и воспроизводства капитала, возможность расширения частного дела и предпринимательства, выгодность вложения свободных средств в развитие производственной инфраструктуры и т.д.

8. Распределение доходов по труду. Эта закономерность требует учета необходимости распределения различных видов доходов от хозяйственной деятельности пропорционально затратам живого и овеществленного труда работников, предпринимателей, собственников и коллективов. Если распределение и присвоение доходов осуществляются без учета затрат труда (живого и овеществленного) и предпринимательских усилий, то это прямо вызывает деформации в экономическом развитии, снижение степени заинтересованности в эффективном труде, иждивенчество или стремление к нетрудовым доходам.

9. Возмещение и воспроизводство затрат материальных и трудовых ресурсов. Производство приобретает устойчивость, а экономика стабильность, если осуществляются непрерывные возмещение и воспроизводство использованных материальных и трудовых затрат. Причем воспроизводство материальных средств должно осуществляться с учетом прогрессивных изменений в технике, технологии и организации производства.

10. Наибольший эффект полной собственности. Известно, что полная собственность (на имущество, на средства производства, на получаемую продукцию, на формируемые доходы и т.д.) предполагает три основных вида правоотношений в их единстве – владение, пользование, распоряжение. Исключение из состава собственности хотя бы одного вида правоотношений, а тем более двух ведет к резкому ограничению прав, а значит, и степеней свободы действий товаропроизводителей и предпринимателей. Такое ограничение действий напрямую связано с потерей экономического эффекта. В этом – объективная закономерность, изменить или скорректировать ее в угоду субъективным целям невозможно.

 

 

Основные принципы развития рыночной экономики. Еще одна группа обязательных категорий – это принципы, или непременные правила и нормы, организации и ведения производства для достижения заданного эффекта. Без принципов (правил) невозможно учесть объективные закономерности, а тем более использовать объективные законы рыночной экономики.

1. Принцип свободной отрасли.

2. Принцип свободной зоны.

3. Принцип приоритетного развития сельского хозяйства.

4. Принцип базового значения (исходного состояния) сельского хозяйства при определении направлений, темпов и стимулов развития всей совокупности отраслей агропромышленного комплекса.

5. Принцип свободы самостоятельности и добровольности создания хозяйственных организаций и объединений по специализированному признаку.

6. Принцип прямого и равноправного партнерства сельскохозяйственных предприятий с любыми другими управленческими и производственными организациями, хозяйственными и государственными органами, с которыми имеются как горизонтальные, так и вертикальные связи.

7. Принцип устоявшейся культуры производства.

Основополагающие принципы коммерческого расчета. Творческий характер коммерческого расчета исключает его жесткую регламентацию, усиливает риск и указывает на необходимость обобщенного представления его сути. Для повышения эффективности коммерческого расчета достаточно использования общих положений, которые могут быть применимы в каждом конкретном случае. Это позволяет определить некоторые основные принципы коммерческого расчета:

1. Принцип целевого назначения коммерческой деятельности.

2. Принцип двойной эффективности коммерческой деятельности.

3. Принцип обратной зависимости.

4. Принцип баланса товарообмена и экономических интересов.

5. Принцип самоокупаемости.

6. Принцип заинтересованности в развитии творчества коммерческой и расширения сферы предпринимательской деятельности.

7. Принцип коммерческой тайны.

Важнейшие принципы конкуренции. Конкуренция выполняет ряд важных общественных функций, основная из которых – выявление и установление рыночной или общественной стоимости и ценности продукции, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Конкуренция вызывает выравнивание индивидуальных стоимостей, оптимизацию издержек и соответственно дифференциацию размеров доходов и прибыли различных контрагентов рынка исходя из различий в эффективности производства. Поэтому были определены некоторые важнейшие принципы конкуренции:

1. Принцип наличия предмета конкуренции.

2. Принцип альтернативности вариантов.

3. принцип конкурентной среды.

4. Принцип многообразия субъектов конкуренции.

5. Принцип спроса.

6. Принцип отношений собственности.

7. Принцип запаса конкурентоспособности.

8. Принцип сочетания основной линии поведения предприятия (товаропроизводителей) на рынке с мобильностью и гибкостью производства.

8. Принцип риска.

9. Принцип окупаемости и мотивации предпринимаемых усилий.

10. Принцип законности используемых методов и приемов.

11. Принцип обязательности рекламных и пропагандистских обещаний, полной выполнимости обязательств, честности договоров и строгой ответственности за нарушение экономических отношений.

Классификация рынков. Классификация рынков возможна по различным признакам, в том числе в зависимости от масштаба (мировой, национальный, региональный рынки) и вида товаров и услуг. Но при этом необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними имеют весьма условный характер. Достаточно типичными с данной точки зрения являются проблемы, возникающие при выделении национальных и региональных рынков и проведении политики правительства, направленной на защиту собственных рынков – политики протекционизма.

Роль государства в период перехода к рынку. Опыт рыночных преобразований в нашей стране и некоторых других, прежде всего, восточно-европейских странах, показывает, что одной из основных задач государства в условиях в условиях переходного периода является правовое обеспечение проводимой экономической реформы. Переход к рыночным отношениям требует существенного изменения и дополнения действующей нормативно-законодательной базы. При этом один из центральных вопросов – реформирование отношений собственности. Как показывает мировой опыт, государственные предприятия могут быть полноценными участниками рыночных отношений, строя свою политику так же, как и частные предприятия, в соответствии с законами спроса и предложения. Однако, что касается эффективности их функционирования, то имеется ряд доводов в пользу проведения скорейшей приватизации, рассматриваемой в качестве существенного способа ее повышения.

Во-первых, в соответствии с принципами либеральной экономической концепции государство рассматривается в качестве наименее эффективного производителя, что позволяет ставить задачу максимального устранения государства от вмешательства в хозяйственную жизнь.

Во-вторых, достаточно проблематичной является неотвратимость воздействия рыночных механизмов и, в частности, банкротства на государственные предприятия.

В-третьих, один из доводов в пользу массовой приватизации связывается именно с особенностями переходного периода, когда одновременное сосуществование, например, мощного государственного сектора и развивающегося частного будет приводить к тому, что при условии установления жестких ограничений на развитие процессов приватизации источники для формирования частных капиталов и развития частного предпринимательства будут складываться преимущественно за счет незаконной перекачки средств и материальных ценностей (в тех или иных формах) из государственного сектора в частный.

Реформирование отношений к собственности. Формирование государственной политики по преобразованию отношений собственности в переходный период происходит под влиянием различных и порой противоположно воздействующих факторов: с одной стороны, это вполне понятное желание расширить действие рыночных критериев, освободив государство от вмешательства в хозяйственную жизнь, с другой, - не менее объяснимое объяснение опасение того, что нерегулируемое воздействие рынка может привести к необратимому (и непредвидимому) разрушению экономического потенциала страны. В этой связи возникают два вопроса: методологический и практический. Первый можно сформулировать следующим образом: может ли свободное действие рыночных сил привести к такому снижению экономического потенциала страны, которое было бы неоправданным даже с точки зрения рыночных критериев? Второй связан с поиском тех форм государственного регулирования и государственной поддержки, прежде всего процессов структурной перестройки производства, которые отвечали бы особенностям переходного периода.

Модели развития рынка. Являясь ключевым элементом рыночной экономики – рынок претерпевает в различных станах определенные трансформации как по уровню зрелости, степени развития, так и по особенностям модификации социальным, историческим и иным условиям, определяющим его функционирование.

Японская модель рынка. Тяготеет к «корпоративному патернализму» (от лат. paternus – отцовский) как форме социально-экономической политики, выражающейся в заботе собственника или администрации компании о нуждах трудящихся.

Американской модели свойственна тяга к классической – инициативной схеме рыночной экономики (от франц. Initiative, лат. initium начало, как внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость).

Французская модель тяготеет к государственному «дирижизму» (от франц. diriger – управлять) как форме управления, направленной на отражение в системе личностных особенностей руководителя, понимании им существенных характеристик нововведений.

Немецкая рыночная экономика берет за основу «социально-рыночное хозяйство», ключевыми элементами которого являются «свобода потребления» и «принудительное распределение». Сильная социально-экономическая политика возникает в условиях нестабильности государства. Немецкая модель капитализма гораздо больше подходит для достижения успеха на нынешних мировых рынках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.