Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности организационного развития

 

В настоящее время в специальной литературе содержится большое количество определений термина «организационное развитие», которые хотя и отличаются друг от друга, но в целом выделяют главные характеристики области исследования и общее мнение о природе организационного развития (ОР).

Термин «развитие» предполагает движение от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходя­щей линии, от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого в противоположность распаду; регрессу, деградации.

Р. Бекхард рассматривает ОР как целенаправленную работу, осуществляемую высшим руководством для увеличения эффек­тивности и жизнеспособности организации посредством плани­руемых изменений процессов, протекающих в ней, используя при этом знания и методы науки о поведении и науки управления. Он подчеркивает, что это должны быть планируемые изменения, кото­рые охватывают организацию. Высшее руководство должно при­нимать активное участие в реализации программы работ по ОР, а программа должна быть направлена на увеличение эффективнос­ти и улучшение состояния организации посредством планируемых «интервенций» в организационные процессы.

По мнению У. Бенниса, организационное развитие — это от­вет на изменения, комплексная образовательная стратегия, пред­назначенная для изменения верований, отношений норм и цен­ностей и структурирования организаций таким образом, чтобы они смогли лучше адаптироваться к новым технологиям, рынкам и сами могли бы творчески генерировать форму изменений.

Р. Шмук и М. Майлс определяют организационное развитие как планируемое и длительное непрерывное усилие применения знаний поведенческих наук для улучшения системы, используя рефлексию и методы самоанализа.

У. Бурк определяет ОР как планируемый процесс изменения организационной культуры через использование технологий, ис­следований и теории поведенческих наук.

По мнению Т.Каммингс и С. Ворлей, организационное развитие — это система применения знаний поведенческих наук для планиро­вания развития и пересмотра организационных стратегий, структур и процессов в целях повышения организационной эффективности.

М. Бир так определяет цели организационного развития 1) достижение соответствия между организационными структу­рами, процессами, стратегией, людьми и культурой; 2) развитие и создание новых организационных решений; 3) развитие способ­ности организации к самообновлению и самовозрождению.

По мнению П. Вэйла, организационное развитие — это орга­низационный процесс, направленный на понимание и улучшение любых и всех самостоятельных процессов в организации, которые могут быть развиты, на рассмотрение и представление любых за­дач и любых объектов, т. е. это «процесс для улучшения процес­сов».

Д. Порраси П. Робертсон рассматривают организационное раз­витие как набор научно обоснованных теорий, ценностей, страте­гий и техник, нацеленных на проведение планируемого изменения работы организации в целях достижения индивидуального разви­тия и улучшения организационного поведения, через изменение и перестройку членами организации рабочего поведения.

У. Френч и С. Белл считают организационное развитие долго­временной работой по усовершенствованию процессов решения проблем и обновления в организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп с помощью агента перемен, или катализатора, применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая исследование действием.

Позднее эти авторы уточняют своё определение. Организаци­онное развитие — это долговременная работа, направляемая и поддерживаемая топ-менеджментом, по совершенствованию про­цессов формирования организационного видения, предоставле­ния возможностей персоналу делать что-либо, обучения и разре­шения проблем через совместное регулирование организацион­ной культуры, придавая особое значение культуре целостных ра­бочих команд и культуре групп других конфигураций, используя помощь консультанта по ОР, теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая исследование действием.

Мы видим, что приведенные определения частично совпада­ют, а частично дают свое уникальное видение явления. Все авто­ры согласны, что организационное развитие — это область приме­нения знаний поведенческих наук, имеющих отношение к плани­руемому изменению. Они считают, что целью изменения является вся организация как система. Целями же организационного раз­вития являются увеличение организационной эффективности и индивидуальное развитие.

Р. Шмук и М. Майлс в доказательство этого важного момента организационного развития приводят слова «рефлексия и мето­ды самоанализа». В процессе применения организационного раз­вития в организации сотрудники систематически критически ана­лизируют то, что они делают, чтобы научиться делать это лучше.

Несколько исследователей акцентируют внимание на важно­сти организационных процессов (Р.Бекхард, У. Бурк и X. Хорстейн, П. Вэйл, У. Френч и С.Белл). Часть определений указывает на ре­шающую роль организационной культуры (У. Бурк и Х.Хорстейн, У.Френч и С.Белл). Организационная культура и организацион­ные процессы имеют наивысший приоритет в большинстве про­грамм организационного развития.

Достижение соответствия между такими компонентами орга­низации, как стратегия, структура, культура и процессы, являет­ся важным для М.Бира, Т.Каммингса и С.Ворлея. Д.Поррас и П.Робертсон утверждают, что организационное развитие - это «пакет» теорий, ценностей, стратегий и техник. Этот набор мето­дов является отличительной характеристикой организационного развития по сравнению с другими подходами по усовершенство­ванию организаций.

У. Беннис рассматривает организационное развитие двояко -как ответ на изменения и как образовательную стратегию для из­менения верований, отношений, ценностей и организационной структуры. Д.Поррас и П.Робертсон утверждают, что целью орга­низационного развития является смена людьми поведения путем изменения работы. Для М. Бира важно развитие организацион­ной способности к самовозрождению и самообновлению. Для У. Френча и С.Белла процесс обучения означает взаимодействие. слушание и процесс самопроверки, облегчающие обучение орга­низации. Все эти авторы в качестве главной цели программы орга­низационного развития выделяют обучение организаций.

Р.Бекхард, У. Френч и С.Белл указывают на важную роль топ-менеджмента в формировании и реализации программы по орга­низационному развитию. Кроме того, они подчеркивают цент­ральное место команд в выполнении работы в организации. Они считают, что команды и рабочие группы являются основным стро­ительным блоком организаций. Когда группы хорошо работают – индивидуумы и вся организация функционируют успешно. А для этого в целях увеличения эффективности культура групп может регулироваться.

По своей сути организационное развитие — это процесс обуче­ния людей тому, как решать проблемы, используя преимущества и возможности, это процесс изучения, как все делать лучше. ОР фокусируется на аспектах, связанных с «человеческой стороной» органи­заций, и ищет пути увеличения эффективности людей, команд, ин­дивидуальных и социальных процессов в организациях. Уникальной особенностью организационного развития является то, что занима­ясь развитием, совершенствованием организаций, оно также зани­мается развитием личности человека в организации.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие от­личительные особенности организационного развития:

1. Запланированное изменение. Для эффективного проведения изменений в организациях и группах необходима спланирован­ная стратегия. Изменения, проведенные под влиянием сиюминут­ных требований, вряд ли могут быть адекватными. Изменения как внутри организации, так и в ее внешнем окружении являются не­прерывными, при этом и те и другие можно отслеживать. Только таким образом можно до конца разобраться в потребности орга­низации в изменениях и реализовать эти изменения во взаимо­связи с целями организации.

2. Применение теории и методов прикладной науки о человеке. Для выработки умения управлять изменениями специалисты ОР используют многие научные дисциплины. Необходимые для ра­боты знания они получают в том числе из таких поведенческих наук, как психология, социальная психология, социология, антрополо­гия, теория систем, организационное поведение, теория организа­ций, практический менеджмент, наука о поведении (бихевиористика), политика и др. Эти дисциплины содержат ряд концепций и данных, с помощью которых можно разобраться, каким образом функционируют организации и как их можно эффективно исполь­зовать.

3. Процесс. Для достижения целей изменения используется конкретный процесс. Данный процесс определяющим образом влияет на то, что при этом достигается и какой ценой (имеется в виду как человеческий, так и финансовый аспекты).

4. Консультант. Этот подход предполагает важную роль кон­сультанта, т. е. человека, помогающего организации и в некоторых моментах направляющего ее развитие. Для планирования изменений и управления ими менеджеру необходим консультант, владеющий знаниями о человеческом поведении и процессах из­менения. Американский термин для этого действующего лица – фасилитатор – вполне соответствует его роли, состоящей в том, чтобы облегчить проведение в жизнь изменений. Консультант (фасилитатор) может приглашаться как извне (внешний консуль­тант), так и работать в самой организации (внутренний консуль­тант). В любом случае консультант должен:

· не принадлежать к той социальной среде, в которой про­водятся изменения;

· иметь достаточные знания о процессах изменения и прак­тические навыки (при этом знание целей изменений не яв­ляется обязательным);

· обладать необходимыми личными качествами, которые удовлетворяют заинтересованных лиц;

· уметь быстро устанавливать отношения доверия и взаимо­понимания с членами группы.

5. Уровни. Изменения охватывают все уровни организации:индивид, группа и организация в целом.

6. В результате реализации программы по организационному развитию происходит увеличение эффективности и продуктивно­сти организации.

Таким образом, организационное развитие – это процесс фор­мулирования видения будущего организации и реализации - заплани­рованного изменения, осуществляемый группой или командой сотруд­ников во главе с руководителем через изменения в отношениях, в поведении и в результатах работы сотрудников путем их обучения, при помощи консультанта по организационному развитию.

Исходя из этого определения, можно выделить следующие необходимые условия применения концепции ОР: 1) группа или команда сотрудников организации; 2) консультант-фасилитатор; 3) видение будущего организации; 4) желание и 5) умение дос­тичь запланированных изменений.

В случае если в организации принято решение о проведении планируемых изменений, первым шагом консультанта или руко­водителя должна быть диагностика состояния этих параметров в организации. После этого планируется программа работ по орга­низационному развитию и происходит выбор методов работы в организации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы и ценности организационного развития | Программа работ по организационному развитию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.