Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательные списки

Общая характеристика пропорциональных избирательных систем

Пропорциональные избирательные системы

 

5.1.Общая характеристика пропорциональных избирательных систем

5.2. Избирательные списки

5.3. Пропорциональная система единого переходящего голоса

5.4. Процентный порог

 

 

Мажоритарные системы критикуются часто. Действительно, они обладают рядом недостатков, хотя, как мы видим, имеют свои достоинства. Уже в XIX веке начались поиски более справедливых избирательных систем и более демократичных механизмов избра­ния депутатов либо иных избираемых лиц. Научные изыскания привели к созданию пропорциональной избирательной системы. Она была введена в ряде стран уже в конце прошлого века: в 1888 г. в Сербии и в 1899 г. в Бельгии. Суть пропорциональной системы в том, что места в парламенте распределяются между партиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голо­сов за ту или иную партию или избирательный блок. Если, напри­мер, партия получает 30% голосов по стране, она будет иметь 30% мест в парламенте. Эта система очень точно отражает распределе­ние политических симпатий в стране.

Основным принципом пропорциональной системы, точнее го­воря, стержнем, на котором держится пропорциональная система, является избирательный метр, или избирательная квота. Избира­тельный метр — это необходимый минимум голосов, который дол­жна собрать та или иная партия для того, чтобы получить депутат­ский мандат в парламенте. Иначе говоря, избирательный метр — это то число голосов, которое необходимо для избрания одного де­путата. Каждая партия получает по избирательному округу столь­ко мандатов или депутатских мест, сколько избирательных метров она сумеет добыть. Избирательный метр вычисляется разными способами, но чаще всего это происходит следующим образом: чис­ло поданных и признанных действительных голосов по конкретно­му округу делится на число мандатов, выделенных на этот округ (число депутатских мест, которые избираются от данного округа). Например, если в округе подано 120 тыс. голосов, а избирается 5 депутатских мест (выделено 5 мандатов), то самый простой спо­соб определения избирательного метра — это 120 тыс. голосов раз­делить на 5, получится 24 тыс. голосов. Это и будет избирательный метр, или избирательная квота. Каждый партийный список полу­чит то число мандатов, которое равняется числу избирательных метров, укладывающихся в собранном данным партийным спис­ком числе голосов. В каждом округе, как правило, свой избира­тельный метр

 

 

 

Большинство современных избирательных систем относятся к той или иной раз­новидности списочной ПС. Обычно, хотя и не всегда, при списочной ПС применяется категорический бюллетень или его слегка смягченные модификации. Иногда, прав­да, используется и ординальный бюллетень (данная разновидность списочной ПС — известная как система единого переходящего голоса — весьма широко обсуждается, хотя и редко практикуется). Однако прежде чем продолжать рассмотрение списочной ПС, следует затронуть еще несколько вопросов, касающихся структуры бюллетеня. Списочная ПС: голосование за кандидата или за партию? При списочной ПС избиратель, может иметь или не иметь возможность выразить свое предпочтение отдельным кандидатам, внесенным в партийный список (или даже в разные списки). Наиболее чистой формой списочной ПС является так называемый закрытый список. "Чистой" эту форму можно назвать именно потому, что избиратель голосует исклю­чительно за партию, а не за отдельных кандидатов. В преддверии выборов партия выдвигает список своих кандидатов, расположенных в порядке убывающей важно­сти. Выиграв какое—го число мест (по квоте или согласно какой-то иной процедуре), партия передает их кандидатам, находящимся в начале списка. Например, когда оспариваются семь мест, то каждая из партий выдвигает список из семи кандидатов. Если какая-то партия выиграла три места, то три кандидата, открывающие ее спи­сок, становятся парламентариями. Данный вариант — по крайней мере, потенциаль­но — увеличивает влияние центрального руководства партий, так как именно лиде­ры определяют порядок расположения кандидатов в списке. Ясно, что в условиях мультипартийности ПС оставляет кандидатам, замыкающим списки, мало шансов на победу. Таким образом, ПС с закрытыми списками дает партийным элитам действенное орудие укрепления партийной дисциплины.

Но для избирателей закрытые списки чреваты сложными дилеммами. Предполо­жим, что избиратель горячо поддерживает некоего эколога, внесенного в список Социалистической партии, но во всех остальных отношениях не доверяет социали­стам и предпочел бы голосовать — пусть и не с таким энтузиазмом — за список Либеральной партии. Предположим, кроме того, что в списке Социалистической партии эколог фигурирует третьим, причем социалисты вряд ли получат три места. Если голос нашего избирателя поможет социалистам-получить три места, то его удовлетворение должно быть полным, поскольку в результате членом парламента окажется поддерживаемый им кандидат (о чем, собственно, избиратель и печется). Но если социалисты выиграют лишь два места, то его голос поспособствует избранию двух других членов партии, которых бы наш избиратель не назвал даже в качестве второго или третьего предпочтения. Скорее всего, в такой ситуации он выберет безопасный путь и "стратегически" проголосует за Либеральную партию.

Другой вариант списочной ПС предоставляет избирателю большую свободу в выборе отдельных кандидатов. Открытый список позволяет не только голосовать за определенную партию, но и выражать предпочтение кому—го из выдвинутых ею кандидатов. В Бельгии, например, избиратель имеет возможность ставить крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть в стенах парламента. В Италии имена таких кандидатов требуется вписать в бюллетень. Но каковы бы ни были детали фиксации предпочтений избирателей, существуют определенные пра­вила, позволяющие уточнять позиции кандидатов в партийных списках с учетом количества выраженных им индивидуальных предпочтений. В рассмотренном выше гипотетическом примере такая система позволила бы социалисту-экологу пройти в парламент, даже если бы его партия получила всего два места. Короче говоря, ПС с открытыми списками дает избирателям возможность изменить порядок расположе­ния кандидатов, определенный партийными элитами (однако для этого требуется очень высокий уровень сознательности избирателей, так что на практике линия партийного руководства чаще всего остается доминирующей). По меньшей мере в двух странах, в Финляндии и (до 1973г.) в Чили, использова­лись системы, которые обычно относят к категории ПС с открытыми списками, хотя точнее было бы определить их как "квазисписочные ПС". При подобной системе возможность голосовать за отдельных кандидатов, с которой мы уже сталкивались в Бельгии и Италии, превращается в необходимость. Все голоса, поданные за канди­датов той или иной партии, суммируются, как будто они были поданы за партийные списки. Затем происходит распределение мест между партиями, но в соответствии с количествами голосов, полученными каждым из кандидатов. Партийные лидеры, таким образом, лишаются возможности составлять списки кандидатов, а избиратели получают большую свободу выбора; представительство становится более "личным", чем при традиционной списочной ПС (см. 8). Между тем, ПС часто критикуют именно за то, что она якобы разрывает личную связь между избирателем и его представителем.

Но и в квазисписочных системах главную роль играют голоса, поданные за пар­тии, и именно они положены в основу распределения мест между партиями (при всех различиях в методике закрепления мест за отдельными кандидатами от одной и той же партии). С точки зрения распределения мест между партиями и достижения хотя бы грубого приближения к пропорциональности, голоса, поданные за любого из партийных кандидатов, равнозначны голосованию за партию в целом. Некоторые разновидности ПС, допускающие голосование за отдельных кандидатов, передают избыточные голоса (т.е. голоса сверх установленного минимума, необходимого для избрания отдельного кандидата) другим кандидатам в порядке их расположения в партийном списке. Такая процедура, применяемая в Нидерландах, отличается от чилийской и финской систем, где партийных списков нет вообще.

Имеется и другая необычная форма списочной ПС, известная как панашаж (panachage), что по-французски означает "мешанина". Как и большинство списоч­ных систем, она предполагает голосование по партийным спискам. В то же время, избиратели получают возможность дополнительно высказаться по поводу опреде­ленного числа баллотирующихся в округе кандидатов независимо от их партийной принадлежности, "смешивая" кандидатов от одной партии с кандидатами от других. Таким образом, голос избирателя сказывается на составе законодательного корпуса в целом — в том числе на представительстве партий, списки которых не получили его поддержки. Представим себе избирателя, который сочувствует небольшой левой партии и хотел бы проголосовать за ее список, даже если эта партия практически не имеет шансов пройти в парламент. Панашаж позволяет такому избирателю, прого­лосовав за нравящуюся ему партию, одновременно отдать предпочтение индивиду­альным кандидатам от других левых партий, так что сама явка на выборы будет для него не совсем бессмысленной. Ясно, что панашаж существенно расширяет спектр возможностей, открытых избирателю. Однако положение, при котором часть членов партийной фракции в парламенте фактически попадает туда за счет поддержки сторонников других партий, довольно сомнительно с точки зрения идеи представи­тельства (особенно при наличии серьезных внутрипартийных разногласий, часто сопутствующих преференциальным системам голосования). Применяется панашаж в Швейцарии и Люк­сембурге

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных мажоритарных избирательных систем | Пропорциональная система единого переходящего голоса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.